Вопрос о тревоге во многом это вопрос о философии личности, конкретного субъекта. Когнитивная философия вторгается в мировоззрение личности, привносит Логос в Хаос "хозяина" своего дома.
С течением жизни люди взрослеют, но этот внутренний хаос так и остаётся в их мире, если не прикладывать усилий ; замутнённое стекло, через которые смотрят на реальность. Одно пятно загораживает что-то важное, на что следовало бы обратить внимание, другое же наоборот, настолько выпячивается, что отбрасывается наружу, создавая какие-то фантомы страхов, тревог, надумок.
Мы настолько привыкли мыслить и рассуждать о себе деструктивно, что очень трудно поверить, что "реальность" - это вообще не некий монолит, это очень гибкое и ускользающее положение вещей. По сути, каждый сам строит свою реальность. Но наши линзы пачкаются и трескаются ещё с детства. Это как я вчера перед сном забыл снять очки, потому что привык носить их в течении дня.
Конечно, задача и не стоит в том, чтобы быть без "очков", задача почистить линзы. И вот тут возникает сложность. Что говорят клиенты?
Например:
"Да, я понимаю, что это так, но..."(...продолжаю верить в свои старые корытаубеждения).
"Но что, если это не так? Если я и в самом деле плохой? Если я виновен?" (мне нужно оправдать свой рефлекс наказания, где моя миска с ядом?).
- Мне нужно успокоиться перед экзаменом, но так, чтобы никто не заметил мои упражнения,то, как я буду это делать. - Но почему так важно именно то, чтобы никто не видел этого? - Ну... не знаю, чтобы никому не мешать. (Чтобы никто не заметил то, как я напряжен, и буду думать о том, что я напряжен, и все это видят).
Бывает и так, люди годами не осознают наличие психологического переживания тревоги, но могут заметить соматические проявления, о чём писал здесь. В моей практике был подобный случай осознания, причём, как это часто и бывает, после сеансов, в личной бытовой жизни. Но это переживание было очень сильным, ведь чем сильнее защита, тем больше заряд, значит - сильнее и разрядка аффекта.
Пометка
Лучше, если это происходит в кабинете психолога, но бывает по-разному. Конечно, в таких случаях требуется поддержка. Важно показать, что человек не один, что, в сущности, это важный и сложный этап, но также является необходимым.
Но всё это нормальные вещи. Проживая боль, люди лучше понимают себя (в рамках терапии). Защитные заслонки рушатся, но обнажается и нечто драгоценное - подлинность.
Человек целостен тогда, когда осознаёт, понимает свои слабые и сильные стороны. Когда он принимает эти две половинки, и эти половинки превращаются в полноценную и объёмную Луну, например. Причём невидимой стороной могут быть как слабые стороны, так и сильные.
Но наше привычное тревожное поведение крепко отождествилось с детскими идеями о своей вине.
"Я этого не достоин; Они лучше меня знают; Я ничего не стою; У меня снова ничего не получится".
В конечном итоге подобные фразы отсылают к теме любви и принятия. В социальных взаимодействиях тревожность способна усиливаться. Потому что желаем понравиться, быть социально приемлемыми, понятыми. Это свойственно всем, но при социофобии, например, этот аспект становится чрезмерно важным. Проследите за цепочкой мыслей, от поверхности к глубине:
Я им не понравлюсь, буду сильно волноваться, ничего не выйдет --- Я не достоин их любви и принятия --- Они меня не полюбят --- Потому что я плохой--- Это крах - обычная цепочка мыслей Добавим щепотку психоаналитической метафилософии:
Я виновна в том, что я плохая, поэтому не заслуживаю внимание --- понравлюсь ли ему? --- Примет ли он меня, словно Родитель? --- Полюбит ли меня родительская фигура? - Будет ли получен факт моего существования через принятие меня Другим? Если нет, то это отсутствие меня, моего существа в глазах Другого, значит, это и в самом деле смерть, то есть крах. (Если родители меня не любят, это грозит моему биологическому существованию: голод, побои).
Сейчас не столь важна последовательность этих мыслей, важно само развёртывание их. Это помогает понять мотивацию веры в свою погрешимость, что отсылает к проблемам со своими настоящими родителями, так и другими. А коль сохраняется эта иррациональная вера, покуда бессильны могут быть любые рациональные доводы против этого. Вера в свою вину, "плоховость" лишает нас широты выбора. Значит это поддерживает негативный гомеостаз. Чтобы продвинуться в терапии придётся нарушить эту устоявшуюся годами систему. Система будет сопротивляться этому изменению.
Тревога - это как постоянное ожидание наказания, предвкушение вины. Но через вину мы также оправдываем (закрепляем) тревогу.
И здесь важный шаг для продвижения - напрочь перестать доказывать свою вину. Вообще, полностью отказаться от этой "теории". Да, сначала только мысленно, но это тоже даст временный эффект облегчения. Но нам потребуется ещё время, чтобы изменить поведение, и накрепко закрепить новую философию своей души с новыми шагами жизни. Отказаться от вины, значит признать все эти обвиняющие мысли ложными. В противном случае мы страдаем манией величия.
И здесь двигаться дальше в одиночку очень сложно. Потому что будем срываться, забываться, погружаться вновь в старые убеждения... Необходим взгляд со стороны, потому что даже отказавшись на первых этапах от идеи вины, мы всё равно ещё не обрели новое видение, новый пласт мышления, ещё предстоит увидеть мир во всём его многообразии.Это требует дисциплины, время. Конечно, здесь нужен специалист, который будет контролировать этот процесс, входить в дискуссию, помогать видеть новые горизонты. Но и он будет бессилен против глубинных иррациональных убеждений. Выбор происходит на Вашей стороне. Отказ от веры провозглашает акт свободы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.