|
Три метафоры начала терапииАвтор статьи: София Резник
Однажды, я уже посвятила метафорам целую статью (https://www.psyoffice.ru/article/143879/). Известный филолог С.С.Аверинцев, назвал метафоры «рабочими гопотезами воображения». Известно, что метафора – это, прежде всего, литературное средство, но каково ее значение в психотерапии? В любой метафоре, происходит слияние образа и смысла. Это слияние не случайно, оно целесообразно, хотя содержание метафоры и может казаться размытым, диффузным. Но целесообразность метафоры, как раз в том и заключается, чтобы увидеть различные грани ее смысла, не подводя человека к какому-то одному, категоричному и окончательному заключению. В этом, мне и видится особое значение метафоры в терапевтическом процессе. Приведу пример очень удачного использования метафорической коммуникации в работе с клиенткой (взято из Интернета, ссылка в конце статьи). «Так, на одном из сеансов клиентка долго и сбивчиво объясняла свои отношения с двумя мужчинами, каждый из которых был ей по-своему дорог. Она описывала их внешность, личностные черты, мотивы поведения и формы социальных взаимодействий, и было понятно, что сложности выбора во многом обусловлены хаотичностью ее восприятия. Терапевт предложил ей метафору (автомобиль), и с помощью такого образного сравнения клиентка четко сформулировала свои трудности: Т: Попробуйте рассказать о них, как если бы это были машины двух разных марок. К: О, первый — это красивая спортивная машина, новая, дорогая и элегантная. Ею очень легко управлять, она хорошо слушается руля, можно мчаться на большой скорости. В салоне — современный роскошный дизайн. Одним словом, мечта. Но у меня никогда не будет такого автомобиля, он чужой. Он для меня слишком шикарный. Т: А второй? К: Это такой добротный пикап, что ли. Отечественный, не иномарка. Надежный, вместительный, удобный. Но шика в нем никакого. Я хорошо представляю, что у меня может быть такая машина. Конечно, это лучше, чем ходить пешком. Т: У Вас нет денег на иномарку? К: Да. И дело не только в этом. Я ведь не кинозвезда, и пикап мне подходит гораздо больше. Он — то, что мне полагается. Не стоит тешить себя иллюзиями, что ворованная иномарка — действительно моя. Метафорическая коммуникация облегчает самораскрытие, общение на символическом уровне, через метафору, способствует утверждению индивидуальности». Сегодня, я хочу поделиться с вами тремя дополнительными метафорами, которые я использую в своей работе с клиентами. Первая метафора – чемодан. Стоит сказать, что чемодан фигурирует во многих психологических упражнениях (тренинговое упражнение «Чемодан в дорогу», игра «Чемодан», и т.д.), так как ассоциируется с дорогой, путешествиями, новыми впечатлениями. И это, созвучно с идеей личностных изменений, самопознания, которые происходят в процессе психотерапии. Две цели упражнения «Чемодан»: - цель первая, очевидная, это помогает клиенту настроиться на работу, определиться с собственным вкладом в процесс, осознать собственную, активную роль; - цель вторая, скрытая, позволяет психологу увидеть потенциально скрытые мишени для терапевтической интервенции. И, к этому интересному моменту, мы еще вернемся*. Итак, если вы даете упражнение «Чемодан» в начале работы с клентом: «Представьте, что у вас сейчас есть чемодан. И вам предстоит поместить в него все то, что пригодится в нашей с вами работе, и оставить все то, что вам не нужно. Что бы это могло быть? Нарисуйте». Примерный список того, что одна моя клиентка захотела взять с собой: - желание понять, что с ней происходит; - активное участие, заинтересованность. И список того, что решила оставить за пределами чемодана: - желание всех и вся исправлять, наставлять; - страхи, сомнения. *То, что осталось за пределами чемодана, стало фокусом терапии позже. На пятой сессии, клиентка смогла сформировать такой запрос: хочу понять, почему я всех стараюсь исправлять, поучать. Изначально, клиентка жаловалась на сильное волнение, которое сопровождает любое ее публичное выступление. В ходе дальнейшей работы, клиентка смогла прийти к таким выводам о себе: - выраженный перфекционизм, нетерпимость к ошибкам других, постоянное стремление исправлять ошибки и недочеты; - чрезмерная требовательность к себе, неадекватно завышенные требования и ожидания, что все должно быть «на высоте». Таким образом, упражнение «Чемодан» является не только хорошим «отправным» инструментом в начале работы, но и эффективным способом продолжать работу, и приходить к определенным выводам уже в процессе. Вторая метафора – книга. Цель – донести до клиента основную идею психологической интервенции. Книга – это достаточно понятная, доступная метафора, и круг ее применения, очень широк. В народе, говорят: «Он – как непрочитанная книга» (скрытный, новый человек в сообществе). О новом этапе в жизни, говорят: «началась новая глава в моей жизни». Примерная инструкция: «Представьте, что терапия (или консультирование) – это непрочитанная книга о себе. На каждой встрече, мы с вами будем ее читать, страница за страницей, глава за главой». Для лучшего понимания характера межличностных отношений: «если бы ваши отношения были литературным произведением, то какого жанра?» Для формулирования запроса: «если представить вашу жизнь как книгу, какой ее раздел вы бы хотели прочесть, понять, узнать?». Третья метафора – затонувший корабль. Цель – показать клиенту процесс изменений, которые будут происходить в терапии. Не корабль как таковой является здесь метафорой, но процесс подъема его затопленных частей, отражает суть процесса терапии. Это очень глубокая метафора, к которой могут быть готовы не все клиенты. У тревожных клиентов (особенно, со страхом смерти, склонностью к ипохондриии), она может вызвать сильные переживания. Это лишнее напоминание о необходимости внимательно относиться к выбору метафор. Инструкция. «Представьте, что все ваши проблемы, представляют собой затонувший корабль, который лежит на дне. В ходе нашей с вами работы, по мере продвижения вперед, отдельные части корабля будут всплывать. И тогда, вы сможете хорошо их рассмотреть». Если обратиться к истории, то одним из символических значений корабля, является спасение, движение вперед, преодолевание невзгод и препятствий. И это дает основание для широкого использования метафоры корабля. Например, в тренинговой работе, упражнение «Кораблекрушение», очень часто используется для командообразования, развития навыков принятия решений и умения работать в команде. Еще, в народе говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Когда мы даем название чему-то, мы стремимся придать смысл, направленность. Так, в тренинге, ведущий просит участников разделиться на команды, и каждая команда, должна выбрать себе название. И тогда, название – это про идентичность, принадлежность. В заключении, отмечу, что метафоры подбираются индивидуально. Они тоже бывают разными: какие-то проще, какие-то – сложнее. Важно понимать, для чего она дается, и будет ли она понятна, доступна для конкретного клиента.
https://studfile.net/preview/1664835/page:14/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Келлская_книга https://uprazhnenie-igra.ru/uprazhnenie-korablekrushenie/ https://works.doklad.ru/view/6dIyWwY7144.html Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|