На одной из консультаций клиент вскользь обронил фразу «Работа должна доставлять удовольствие». Ну, сказал и сказал, да и к заявленной проблеме это вроде как напрямую не относится.
Но моё внимание не дало этому ускользнуть, в итоге мы обнаружили интересное правило, которым клиент пользовался не только в отношении работы, но в других областях жизни.
Большинство своих убеждений люди не осознают в полной мере, и когда они о чем-то говорят, то это лишь верхушка айсберга. Я хочу показать на примере, как с этой верхушки можно спуститься вниз и обнаружить основание.
Слова, которые человек использует для выражения своей проблемы часто отражает то, как устроен его мыслительный процесс вокруг этой проблемы. И то, как человек думает об этом, часто и является причиной почему проблема не решаетсясохраняется.
О чем клиент сообщает неявно, говоря «работа должна доставлять удовольствие.» Некоторые «двери» для спуска к основанию причины проблемы:
1. Сейчас работа не доставляет ему удовольствия. Доставляла раньше? Что изменилось? 2. Вместо «Я работаю и не получаю удовольствия от этого» стоит абстрактное «работа должна достав.удовольствие». Пассивная позиция и ожидание чего? 3. Удовольствие — заявлен как основной критерий, нет удовольствия - будет трудно работатьне будет работать? 4. Страх или любое другое ограничение, скрытое за словом «должен». Нечто в картине мира клиента вынуждает поставить «удовольствие» на первое место. Что?
Четвертый пункт я и решил исследовать вопросом на выявление границ: что будет, если работа не будет доставлять удовольствия?
И получил ответ: это будет потерянное время. Вот оно, наше основание.
Складываем всё вместе и получаем: работа должна доставлять удовольствие, иначе это потерянное время.
И совсем хорошо: если я работаю и не получаю удовольствия, значит теряю время.
Отмечу, что время — нечто очень ценно и значимое в картине мире клиента. Что тоже стало таковым не просто так!
Ок, но основная загвоздка в том, что отсутствие удовольствия используется как единственный критерий для понимая того, что время теряется.
Это буквально как кнопка вклвыкл. Удовольствие есть — работаю. Нет удовольствия - ощущаю потерю времени → самосаботаж, нежелание работать и т.д.
Это пример ограничивающего убеждения. Убеждение, которые ограничивает количество реакций в ситуациях Х. Либо так, либо никак. Черно-белое мышление.
Как обогатить количество возможностей? Один из вариантов — с помощью вопросов:
• Для тебя, если работа не доставляет удовольствие, то это абсолютно всегда потерянное время? • Какие ещё есть признаки потерянного времени, кроме отсутствия удовольствия от работы? Только отсутствия удовольствия - потерянное время? • Ок, не получаешь удовольствие на работе, значит теряешь время, а что является причиной неудовольствия от раб? • Всегда ,когда работа доставляет удовольствие - это (сохранённое?) время? • Возможно ли такое, работаешь с небольшим удовольствием, но время сохраняется (проводишь с пользой)? • Возможно ли такое, что работаешь с удовольствием, а время всё равно потеряно, теряешь? • Как именно происходит процесс потери времени, когда работаешь без удовольствия? • Что такого могло бы произойти, что ты бы работал без большого удовольствия, но ощущал, что время проводишь с пользой? • Время можно потерять только работая без удовольствия? • Другие люди тоже теряют время, когда работаю без удовольствия?
Проблема была в том, что у клиента не было выбора в своих реакциях. И дело не в «работе», хотя может быть. С таким убеждением человек будет получать подобный результат на любой работе.
Где-то умом он понимал, что удовольствие - не может быть единственным критерием и вообще это от разных факторов зависит, но на уровне чувств всё работало автоматом.
У меня не было задачи убедить работать без удовольствия. Задача была в расширении количества доступных вариантов выбора. Чтобы клиент мог 1) выбирать, что ему важно в зависимости от ситуации, 2) осознавать, что удовольствие от работы — это его зона контроля, ответственности.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.