|
ПассивностьАвтор статьи: Владислав Митюрёв
Недавно прочитал статью феноменолога Анны Ямпольской «От пассивности к аффективности». Эта статья навела меня на некоторое размышление о том, как в повседневной жизни закрепилось понятие пассивной личности и какое культурное движение в противоположность пассивности появилось. Речь пойдёт о дихотомии активности и пассивности. Ямпольская разделяет эти два явления следующим образом: активность - рациональность, пассивность - аффективность. Passivity с англ. имеет тот же суффикс, что и activity, предполагающий некоторую интенцию, движение по направлению. Однако, что интересно, пассивность восприятия так устроена, что задает условие для активности, человек действует исходя из воспринятого, из того, как это воспринимается. На деле получается, что активность, которую рекомендуют людям, в том числе выход из зоны комфорта - имеет в себе рациональное движение, интенция исходит от Я к чему-то внешнему. Активный человек направлен постоянно на что-то. Но какое предложение делает Ямпольская в том, что пассивность является тоже формой активности. Но тут есть различие. Моё понимание данной статьи ведёт к следущей мысли: пассивность человека говорит о том, что он воспринимает мир так, как он дан, не требуя от вещей быть найденными, такой человек не ищет дополнительных значений и феноменов. В то время как активный человек находится в постоянном поиске феноменов, чтобы их было как можно больше. Для пассивного человека, в этом смысле, свойственно сравнение такое - человек довольствуется тем, что есть, т.е. достаточность происходящего. Тем не менее, не будем говорить о том, что активный человек в этом смысле какой-то неугомонный, или ненасыщаемый. При активности, сознание человека открыто к восприятию новых вещей, воспринимать, значит искать подступ к ещё невоспринятому. Пассивность, в этом смысле, воспринимает данное, воспринимает то, что даётся, что своим появлением затрагивает Я. Сознание пассивного человека точно также направлено к тому, что оказывается в поле восприятия, то, что воспринято восприятием. "Роль аффицирования* состоит в переводе фоновых переживаний в переживания переднего плана, то есть собственно в опыт; таким образом, аффицированние предшествует не только активной, но и рецептивной структуре Я. Не в созерцании, а именно в аффцировании как бытии-возбужденным осуществляется взаимодействие между Я и тем, что ему чуждо, между Я и «преддверием» Я, где еще нет предметности как таковой, но лишь фазы становления, которые «еще не есть предметы, но и уже не ничто». Любые акты Я оказываются возможны только на основании пассивности: «это почва, на которой разворачивается свободная активность Я». В некотором смысле любой акт Я оказывается своего рода реакцией, ответом на аффект: Я поддается аффективному стимулу и меняет направление взгляда. Однако, несмотря на эту респонсивность», Я не теряет своего статуса «центра управления полетом»: Я активно решает, каким именно аффектам надо уступить, куда надо направить взгляд" [1].
*аффицирование (лат. afficere — причинять) — термин Канта, означающий способность предмета воздействовать на органы чувств. 1. Ямпольская А.В. От пассивности к аффективности // Постфеноменология: новая феноменология во Франции и за её пределами Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|