|
Об эмоциональных реакциях, невротических и здоровых. Часть 2.Автор статьи: Сергеева Милена Юрьевна
(окончание, часть 1 здесь https://www.psyoffice.ru/article/269245/ ) И третий момент - это дает ребенку возможность понять себя. "Ты упал и сильно ударился, тебе больно и обидно. Это сейчас пройдет, поплачь мой хороший, сейчас все пройдет". И, когда плач начинает стихать предложить действие, которое как минимум немного отвлечет от переживания, а, возможно, поможет исправить ситуацию: "давай, отряхнем тебя и подуем на коленку". И третий момент - это дает ребенку возможность понять себя. "Ты упал и сильно ударился, тебе больно и обидно. Это сейчас пройдет, поплачь мой хороший, сейчас все пройдет". И, когда плач начинает стихать предложить действие, которое как минимум немного отвлечет от переживания, а, возможно, поможет исправить ситуацию: "давай, отряхнем тебя и подуем на коленку". Спокойный сопереживающий взрослый рядом, который позволяет ребенку в его темпе прожить то, что, что с ним происходит - это все, что нужно. Важно не торопить события, довериться ребенку и его способности самому себя регулировать. Проживание чувств протекает одинаково у ребенка и у взрослого. Поэтому и инструкция по утешению одна на всех. Можно применять и к себе любимому))) Первое, это активное слушание: утвердительным тоном попытаться подобрать название чувства (тебе больно.. обидно... тоскливо.. ты чувствуешь себя одиноким... тебя мучает ревность.. безысходность.. ). С собой, понятное дело, проще. Второе - утвердительно говорим, что это пройдет, нужно просто дождаться. Третье - что такие чувства бывают у всех, что они всегда обоснованы и всегда конечны, хоть в это и с трудом верится в момент переживания. Четвертое - плакать можно. Можно делать что угодно, что не причиняет вреда никому живому. Если много гнева, то надо что-то разбить, порвать и тп. Но!! Во избежание развития демонстративности и мстительности, которые сами по себе довольно мучительны и очень легко закрепляются в момент сильных переживаний, портить можно только свои вещи и убирать потом тоже надо самостоятельно. Желательно все это делать без свидетелей. Пятое - спросить, чем можно помочь. Если ничем, то просто подождать. Молчаливое ненавязчивое присутствие иногда очень хорошо помогает. Человека можно обнять, укачать, положить в кровать, укрыть, сделать теплого сладкого чаю. К себе это тоже применимо. Особенно обнять и плакать. И ждать, пока отпустит. Дать время пережить и успокоиться. Но не затягивать, это выматывает. Поддержать, когда все заканчивается - ты молодец, ты справился. Нельзя обесценивать (из-за ерунды такой концерт!), торопить (ну, хватит уже, сколько можно!), стыдить (ты же взрослая!), подкупать (я куплю тебе что хочешь, только успокойся уже), подогревать мстительность (давай его накажем!), настаивать на своей интерпретации чувств другого и их причин, можно только предлагать варианты на выбор. Когда чувство опознано, признано неопасным и проживается, оно делает свое дело и экологично уходит, не травмируя, не нанося ущерба. И приобретается опыт проживания, который пригодится в дальнейшем как ребенку, так и взрослому, ведь чувства – это очень важная часть нашей жизни! Они нужны такие какие есть, без них мы никак, просто нужно вовремя их слышать и вовремя экологично использовать. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|