Внушаемость у детей и подростков

Автор статьи: Прокопьева Наталья

 

Периодически  в работе психологи  встречаются с ситуациями, когда человек действует под  влиянием других людей, идей или представлений, имеющих для него  определенную ценность. Особенно часто это происходит в ситуациях, связанных с  дефицитом времени, недостатка знаний,  когда  люди автоматически принимают любое  мнение, утверждение, влияние без его критической оценки.

Такое воздействие одного человека на другого, частично или полностью неосознаваемое, при котором представленная  информации, воспринимается без критической оценки и называется внушением.  Если человек явится склонность к повышенной внушаемости, это может оказать вли­яние на его способность принимать решения, достоверно рассказать о чем-либо, устанавливать и поддерживать отношения.

Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий, что сообщаемая информация будет восприниматься некритично. Внушение является одним из методов психотерапевтического лечения.  Однако  внушение невозможно при отсутствии смыслового содержания   сообщения. Внушение может быть прямое (реализуемое непосредственно через слово) или косвенном (когда используется добавочный раздражитель, например движение) и нередко оно оказывается более эффективно, чем прямое.

         До определённой степени своей выраженности внушаемость может рассматриваться в качестве нормального аспекта личности, одним из показателей её открытости к позитивным социальным влияниям, которые не оказывает существенного негативного воздействия на самостоятельность, независимость, самоопределение индивида.

            Как  индивидуальное качество внушаемость  может проявляться основываться на склонности к самовнушению состояний и  подражанию (особенно это свойственно  детям,  подросткам). У детей и подростков внушаемость и связанная с ней подражательность являются основными путями воспитательного влияния родителей и педагогов. Но вместе с тем и теми же путями дети и подростки могут усваивать и антисоциальные тенденции.

              Установлено, что при частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование таких личностных особенностей как: робость, доверчивость, впечатлительность, тревожность, неуверенность в себе. Люди с  повышенной внушаемостью более уступчивы, готовы чаще и быстрее идти на компромиссы. На внушаемость влияет  и степень значимости для человека  ситуации, получаемой информации (что лично значимо чаще всего будет приниматься на веру). Повысить степень внушаемости могут: утомление, физическое истощение, соматическое заболевание, боль, телесное расслабление, сонливость, утомление, стресс, конфликт, сильное эмоциональное возбуждение, озабоченность, ощущение безвыходности положения, угроза опасности, отсутствие опыта действий в сложной или незнакомой  обстановке, скука и даже  симпатия к субъекту,  дефицит времени и неожиданность внушения, недостаток  компетентности в определенной сфере и групповое давление.

На повышение или понижение степени внушаемости влияет и возраст человека.  Чем младше ребенок, тем в большей степени он внушаем. Это объясняется тем, что дети более зависимы от взрослых и  взрослые являются для них  авторитетными людьми, поэтому они чаще принимают на веру все, что говорит взрослый, конформно принимают позицию,  не вступая в конфликт.

У детей в возрасте 5, 12, 14 и 15 лет, как у мальчиков, так и у девочек   отмечается снижение внушаемости. В 5 лет это  объясняют развитием конкретного мышления, более критическим восприятием поступающей информации, а также  ориентацией ребенка не только на оценку других людей, но и на собственную. Уменьшение внушаемости в 12 лет особенно  у мальчиков связано со свойственной этому возрасту агрессивностью, некоторой настороженностью в контактах. Снижение внушаемости в подростковом возрасте вызвано  стремлением к самостоятельности и независимости, к самоутверждению.  Повышенное критическое отношение к взрослым в этом возрасте сопровождается возрастающей потребностью в  общении со сверстниками и проявлением  во взаимоотношениях с ними конформности как сознательного изменения своего личного мнения в пользу группового при фактическом несогласии с ним.  В конце подросткового возраста снижение внушаемости обусловлено известной рационализацией чувств и развитием аналитического уровня мышления. Повышение внушаемости  в  7-11 лет объясняется тем, что  дети этого возраста, находясь в новой для них социальной позиции школьника, стремятся оправдать ожидания взрослого, получить хорошую оценку своих действий, высказываний.

При исследовании внушаемости чаще всего используют такие методики как: шкала-опросник для определения индивидуальной гипнабельности (Харьковского НИИ неврологии и психиатрии им. В.П. Протопопова), метод сравнения парных таблиц (Собчик), запоминание многодетальной картины (Центральная Северо – Кавказкая лаборатория судебной экспертизы, С.С. Шипшин), оценка  суггестивности (О.П.Ермолаев), приемы для определения внушаемости Куэ и Бодуэна.



Просмотров: 610
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Внушение и внушаемость: научный обзор феноменов
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • То, что люди называют любовью, чаще всего является любовной зависимостью
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что может сделать психотерапия для детей с аутистическим спектром?
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Почему многие люди тяжело переносят расставание? Что происходит в мозгу человека при расставании?
  • Когда влюбленность становится зависимостью или как смириться с тем, что тебе недоступно.
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Тренинг «снижение стресса на основе осознанности»: что это такое и как помогает
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Чем психолог вам может помочь в такой теме, как снижение веса?
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • 7 уроков про деньги для семейных пар, состоящих в браке более 7 лет
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Когда дети ничего не хотят...или где взять для них мотивацию?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Судебная психологическая экспертиза детей при разводе. Информация для родителей
  • Ошибки и затруднения подростков при выборе профессии: как психолог-профконсультант может помочь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь