|
Внушаемость у детей и подростковАвтор статьи: Прокопьева Наталья
Периодически в работе психологи встречаются с ситуациями, когда человек действует под влиянием других людей, идей или представлений, имеющих для него определенную ценность. Особенно часто это происходит в ситуациях, связанных с дефицитом времени, недостатка знаний, когда люди автоматически принимают любое мнение, утверждение, влияние без его критической оценки. Такое воздействие одного человека на другого, частично или полностью неосознаваемое, при котором представленная информации, воспринимается без критической оценки и называется внушением. Если человек явится склонность к повышенной внушаемости, это может оказать влияние на его способность принимать решения, достоверно рассказать о чем-либо, устанавливать и поддерживать отношения. Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий, что сообщаемая информация будет восприниматься некритично. Внушение является одним из методов психотерапевтического лечения. Однако внушение невозможно при отсутствии смыслового содержания сообщения. Внушение может быть прямое (реализуемое непосредственно через слово) или косвенном (когда используется добавочный раздражитель, например движение) и нередко оно оказывается более эффективно, чем прямое. До определённой степени своей выраженности внушаемость может рассматриваться в качестве нормального аспекта личности, одним из показателей её открытости к позитивным социальным влияниям, которые не оказывает существенного негативного воздействия на самостоятельность, независимость, самоопределение индивида. Как индивидуальное качество внушаемость может проявляться основываться на склонности к самовнушению состояний и подражанию (особенно это свойственно детям, подросткам). У детей и подростков внушаемость и связанная с ней подражательность являются основными путями воспитательного влияния родителей и педагогов. Но вместе с тем и теми же путями дети и подростки могут усваивать и антисоциальные тенденции. Установлено, что при частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование таких личностных особенностей как: робость, доверчивость, впечатлительность, тревожность, неуверенность в себе. Люди с повышенной внушаемостью более уступчивы, готовы чаще и быстрее идти на компромиссы. На внушаемость влияет и степень значимости для человека ситуации, получаемой информации (что лично значимо чаще всего будет приниматься на веру). Повысить степень внушаемости могут: утомление, физическое истощение, соматическое заболевание, боль, телесное расслабление, сонливость, утомление, стресс, конфликт, сильное эмоциональное возбуждение, озабоченность, ощущение безвыходности положения, угроза опасности, отсутствие опыта действий в сложной или незнакомой обстановке, скука и даже симпатия к субъекту, дефицит времени и неожиданность внушения, недостаток компетентности в определенной сфере и групповое давление. На повышение или понижение степени внушаемости влияет и возраст человека. Чем младше ребенок, тем в большей степени он внушаем. Это объясняется тем, что дети более зависимы от взрослых и взрослые являются для них авторитетными людьми, поэтому они чаще принимают на веру все, что говорит взрослый, конформно принимают позицию, не вступая в конфликт. У детей в возрасте 5, 12, 14 и 15 лет, как у мальчиков, так и у девочек отмечается снижение внушаемости. В 5 лет это объясняют развитием конкретного мышления, более критическим восприятием поступающей информации, а также ориентацией ребенка не только на оценку других людей, но и на собственную. Уменьшение внушаемости в 12 лет особенно у мальчиков связано со свойственной этому возрасту агрессивностью, некоторой настороженностью в контактах. Снижение внушаемости в подростковом возрасте вызвано стремлением к самостоятельности и независимости, к самоутверждению. Повышенное критическое отношение к взрослым в этом возрасте сопровождается возрастающей потребностью в общении со сверстниками и проявлением во взаимоотношениях с ними конформности как сознательного изменения своего личного мнения в пользу группового при фактическом несогласии с ним. В конце подросткового возраста снижение внушаемости обусловлено известной рационализацией чувств и развитием аналитического уровня мышления. Повышение внушаемости в 7-11 лет объясняется тем, что дети этого возраста, находясь в новой для них социальной позиции школьника, стремятся оправдать ожидания взрослого, получить хорошую оценку своих действий, высказываний. При исследовании внушаемости чаще всего используют такие методики как: шкала-опросник для определения индивидуальной гипнабельности (Харьковского НИИ неврологии и психиатрии им. В.П. Протопопова), метод сравнения парных таблиц (Собчик), запоминание многодетальной картины (Центральная Северо – Кавказкая лаборатория судебной экспертизы, С.С. Шипшин), оценка суггестивности (О.П.Ермолаев), приемы для определения внушаемости Куэ и Бодуэна. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|