|
Всматриваясь в бездну личностиАвтор статьи: Елизавета Павлова
Сравнительный анализ психологии личности и персонологии. Эссе Казалось бы, понятия «психология личности» и «персонология» настолько близки, что разграничить их практически невозможно. Само слово «персонология» (от лат. persona и logos) дословно означает «наука о личности». Получается, сравнить нужно два созвучных понятия «психология личности» и «наука о личности». Обоим терминам изначально не повезло. Они включают в себя, пожалуй, самое неоднозначное понятие в истории всех наук, имеющее более пятидесяти разных определений – это понятие «личность». При этом, термин «психология личности» имеет еще более или менее твердые границы, благодаря слову «психология», заложенному в его основу. По крайней мере, можно сказать, что данный термин не будет выходить за рамки академической и практической психологии, и будет включать в себя различные автономные психологические теории личности, психологическое понимание личности (хоть и тоже достаточно многозначное, но все же имеющее определенные границы), психологическую практику, психологический эксперимент на основе теорий личности. С термином «персонология» все гораздо сложнее. Здесь смыслообразующим словом выступает именно «личность» без опоры на другие понятия. Если сравнивать с чем-то смысловую емкость слова «личность», то первое, что приходит на ум – это бездна. Пытаться ограничить понятие «личность» каким-то определением – это все равно, что всматриваться в бездну. И вот уже новую интерпретацию в этом контексте получат знаменитые слова Ф. Ницше: «если долго всматриваться в бездну, бездна начнет всматриваться в тебя». Дать определение слову личность – всё равно, что дать определение самому себе, ограничив этим определением области своего потенциального проявления. Поэтому науке о личности было бы тесно в сугубо психологических рамках. Персонология обречена постоянно расширять свои границы, синтезируя в себе все новые и новые сферы человеческой жизни. Некоторые исследователи выдвигают версии, что персонология возникла в ответ на кризис в психологии, одним из симптомов которого стало тотальное разделение теоретической и практической психологии личности, когда целостность психологии как науки оказалась «в очередной раз под ударом». Так, В.А. Петровский выдвигает следующие предположение: «Из двух возможных вариантов исхода этого кризиса – раскола психологии или синтеза ее направлений – рассмотрим вторую возможность. И заключается она, на наш взгляд, в том, чтобы содействовать рождению особого направления в психологии. Назовем его «общей персонологией»» [2, С. 422]. В.А. Петровский рассматривает персонологию, как науку, объединившую себе фундаментальную и практическую психологию личности. При этом, персонология в этом синтезе вбирает в себя только ту теорию, ту практику и те эксперименты, которые действительно имеют глобальную ценность для развития личности. И эта ценность обязательно должна иметь эмпирическое обоснование. В то время, как психология личности, в отличие от персонологии, может включать в себя разного рода умозаключения, которые могут и не иметь существенной ценности для человечества в глобальном масштабе, но быть полезными для какого-то конкретного исключительного случая, а то и вовсе не иметь никакой ценности (например, наблюдения, не несущие никакой практической пользы). Безусловно, рассуждения В.А. Петровского кажутся справедливыми, однако, на наш взгляд, возникновение персонологии как науки вызвано не только и не столько новым «кризисом дуализма» в психологии. Нам представляется, что в основе возникновения и развития персонологии лежат более глобальные предпосылки. Мы имеем в виду такие современные научные тенденции, как синтез явлений реальности в общенаучной картине мира, единство научных методов и возрастание роли междисциплинарных, проблемно-ориентированных комплексных подходов в исследованиях той или иной научной области. Эти тенденции стали характерными чертами практически любой науки на современном этапе развития после так называемой «четвертой научной революции». [1]. Если окинуть взглядом современную научную эпоху, то становится очевидной уместность появления персонологии как отдельной науки о личности, выходящей далеко за пределы психологии личности. Е.Б. Старовойтенко говорит о персонологии, как о «науке синтеза», выстраивая свои предположения на основании интеграции парадигм «культуры», «жизни», «Я», что вполне в духе современных научных тенденций, о которых мы говорили выше. В ее исследованиях, посвященных персонологии, на передний план выходит проявление личности в культуре, и особое внимание уделяется жизни личности в текстах. Культура, в которой Е.Б. Старовойтенко прослеживает отражение персоногенеза, является как раз ярким примером того, что В.А. Петровский называет «отраженной субъектностью». Раскрывая тему различия персонологии и психологии личности, Е.Б. Старовойтенко указывает на один очень важный, с нашей точки зрения, аспект – существующие теории личности, на которых основывается психология личности, существуют автономно друг от друга, представляя собой некие замкнутые структуры, имеющие свои четкие «концептуальные границы» и не связанные между собой. Персонология же, с точки зрения исследователя, является «сборкой» знаний о личности в философском, психологическом, культурологическом, общенаучном, социальном и житейском аспектах и призвана синтезировать все знания о личности, феномены и факты проявления личности, которые имели бы фундаментальное значение для ее изучения [3]. По сути, о том же говорил и В.А. Петровский, рассуждая об обязательной «субъективной» и «объективной значимости» фактов персонологии [2]. Трудно не согласиться с Е.Б. Старовойтенко в ее рассуждениях об автономности теорий личности и необходимости построения науки, которая могла бы синтезировать все эти обособленные теории. При том, что каждая из теорий личности может вполне успешно «объяснять» и «предсказывать» поведение человека [4], тем не менее, ни одна из теорий никогда не даст исчерпывающего определения понятию «личность» и не сможет вобрать в себя все факты и феномены проявления личности в жизни. Чтобы установить связи между существующими теориями личности, понять их фундаментальную ценность для изучения личности во всех ее проявлениях, необходим некий глобальный уровень, выходящий за переделы только психологии. Именно такая масштабная роль глобализации знаний о личности и отводится, с нашей точки зрения, персонологии. Многие исследователи утверждают, что изучение личности имеет, в основном, гуманитарное направление, поэтому существуют исследования, монографии, рассуждения, описывающие жизнь личности в культуре, в истории, в политике, бизнесе. Однако, как нам кажется, не менее интересными будут размышления и о жизни личности в естественных науках – в математике, физике, химии. И здесь, как раз, на помощь придет персонология, которая смотрит на весь мир сквозь «личностную» призму. Думается, персонологии предначертано большое и великое будущее. Ее границы никогда не захлопнуться, а будут расширяться и менять свои формы, а гибкая, живая структура поможет подхватывать на лету и впитывать в себя все веяния в общественной и научной жизни, которые важны для расширения знаний о личности. На наш взгляд, именно пресонология с ее тенденцией к синтезу и интеграции научных парадигм и методов исследования, возможно, призвана не только сгладить противоречия, существующие между имеющимися теориями в психологии личности, но и выполнить более глобальную миссию – сократить, а, может, и вовсе свести на нет, эту вечно зияющую пропасть между психологией и естественными науками. Список литературы:
Рисунок заимствован отсюда https://yandex.ru/images/search?p=7&text=%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA&pos=218&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fektabathija.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2Fopen-mind.jpg&from=tabbar
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|