|
Стыдно, там где видно!Автор статьи: Ирина Егорова
Стыд – это контролирующее, останавливающее чувство, которое появляется у ребенка в раннем возрасте, в первые два года жизни. Это чувство появляется на границе контакта с другим близким человеком (мамой, папой, бабушкой). Когда ребенок осознает, что он заметен, что он существует, что существуют границы между ним и другим, что другие могут наблюдать и оценивать его. Для ребенка, растущего в «здоровой» семье стыд является "помогающим" чувством, через стыд маленький человечек знакомится с адекватными нормами поведения в обществе. Родители с достаточной долей уважения уделяют внимание своему ребенку, адекватными, согласно возрасту ребенка фразами рассказывают, что "хорошо", что "плохо", уважая право на интимность своего чада. Но так происходит далеко не всегда и далеко не во всех семьях! В "дисфункциональных" семьях семьях родители не способны уделить ребенку уважительного внимания, потому, что мало видели его в своем детстве. Родители в такой семей транслируют послания, говорящие ребенку, что он не хорош или недостаточно хорош. Люди, находящиеся в токсическом стыде, делают все возможное, чтобы избежать реальной встречи с другим, для таких людей всегда будет присутствовать опасность того, что когда его увидят таким какой он есть, его обязательно покинут, бросят, оставят. С таким ощущением сложно построить здоровые близкие отношения. Будут формироваться зависимые отношения. Важным спасительным механизмом будет желание подстроиться под другого, чтобы тот другой не заметил и не увидел, только чтоб не оставил, как грозилась и делала это мама (папа, бабушка). Токсический стыд лишает человека легкости, спонтанности. Часто дети в токсичной, дисфункциональной семье вырастают с задержкой развития. Стыд имеет свойство останавливать действие, движение вперед из страха быть увиденным, услышанным, отвергнутым. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|