Стыдно, там где видно!

Автор статьи: Ирина Егорова

Стыд – это контролирующее, останавливающее чувство, которое появляется  у ребенка в раннем возрасте, в первые два года жизни.  Это чувство появляется на границе контакта с другим близким человеком (мамой, папой, бабушкой). Когда ребенок осознает, что он заметен, что он существует, что существуют границы между ним и другим, что другие могут наблюдать и оценивать его. Для ребенка, растущего  в «здоровой» семье стыд является "помогающим" чувством, через стыд  маленький человечек знакомится с адекватными  нормами  поведения в обществе. Родители с достаточной долей уважения уделяют внимание своему ребенку, адекватными, согласно возрасту ребенка фразами рассказывают, что "хорошо", что "плохо", уважая право на интимность своего чада.  Но так происходит далеко не всегда и далеко не во всех семьях!

В "дисфункциональных" семьях  семьях родители не способны уделить ребенку  уважительного внимания, потому, что мало видели его в своем детстве. Родители в такой семей транслируют послания, говорящие ребенку, что он не хорош или недостаточно хорош. 

Токсический (хронический) стыд  переживается как сильная эмоция, сопровождающаяся ощущением себя неадекватным, несовершенным,ничего не стоящим, отвратительным.  Патологическим следствием хронического стыда становится страх отвержение (раз я такой плохой, я не достоин вашей любви). Чаще всего в таких семьях, этот страх  подкрепляется родительскими фразами по типу: "Раз ты такой плахой, то я уйду от тебя, отдам в детдом, позову милиционера, пусть он тебя заберет".  Ребенок, в конечном счете, может прийти к выводу, что его невозможно любить. Он осознает, что любовь и привязанность, получаемая им в семье, может быть отобрана, возможно, неожиданно и несправедливо. Страх отвержения,  невозможно уменьшить, это становится данностью, просто остается неясным как и когда это произойдет. 

Люди, находящиеся в токсическом стыде, делают все возможное, чтобы избежать реальной встречи с другим, для таких людей всегда будет присутствовать опасность того, что когда его увидят таким какой он есть, его обязательно покинут, бросят, оставят. С таким ощущением сложно построить здоровые близкие отношения. Будут формироваться зависимые отношения. Важным спасительным механизмом будет желание подстроиться под другого, чтобы тот другой не заметил и не увидел, только чтоб не оставил, как грозилась и делала это мама (папа, бабушка). 

Токсический стыд лишает человека легкости, спонтанности. Часто дети в токсичной, дисфункциональной  семье вырастают с задержкой развития. Стыд имеет свойство останавливать действие, движение вперед из страха быть увиденным, услышанным, отвергнутым.   

 



Просмотров: 334
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Как перестать врать?" Токсический стыд. Психологический разбор ситуации.
  • Как "лечится" токсический стыд
  • "Не такой, как все" или как семье относиться к ребенку с ограниченными возможностями.
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Стыд и другие внутренние "остановки" на пути реализации себя
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Стыд и вина. Аспект "Я" и другой
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • "Я такая как есть, и совсем не желаю меняться" (про тело, стыд и изменения)
  • "Мой папа - гей", или дети в ЛГБТ-семьях.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • "Стыд" и "Вина", в чем их различие?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Дети в однополых семьях (Фрагмент моего проекта-книги "Все дети любви" укр)
  • «Лузер» — роль "взрослого ребенка" в дисфункциональной семье
  • "Откуда появляется «страх отвержения» и что с ним делать?"
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Стыд и гордыня. "Прежде что-то говорить, подумай!!!" Часть 2.
  • Стыд, вина, обида. Три "слона" человечества.
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Я своего ребенка знаю, он не такой" - о подростках
  • "Стыд. Вина. Путь к исцелению"
  • Деградация сексоголика. О фильме "Стыд"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь