Захват Карпмана: когда психологические модели становятся преследователями

 

Захват Карпмана когда психологические модели становятся преследователями

Довольно часто на индивидуальных консультациях от психолога и в психологических группах (группах личностного роста, терапевтических, обучающих) в обратной связи участников или ведущего можно услышать интерпретацию: "Это треугольник Карпмана".

Безусловно само явление, которые описано Стивеном Карпманом в 1968 году, имеет место в жизненных ситуациях людей (эпизодически или систематически). Модель отражает ситуацию взаимодействия из трех психологических ролей (сменяющих друг друга во времени):
- персонаж, который играет роль жертвы;
- персонаж, который оказывает давление, принуждает или преследует жертву - преследователь;
- спасатель, который вмешивается, как кажется, из желания помочь ситуации или слабому.

Некоторые психологические проблемы довольно удачно могут быть проанализированы через предложенную Карпманом модель. Она используется психологами при работе с зависимостями, с созависимыми членами семьи и в других запутанных, хронических историях.

Разглядеть треугольник в отношениях (в том числе в отношениях с самим собой, когда эти части внутри и друг друга все время погоняют) - полезно и порою даже интересно.

Модель популярна, известна далеко за пределами профессионального психологического пространства. Уже являет собой "краткое психологическое знание", которым вооружились марафонцы, коучи и просто люди, которым хочется разобраться в жизненной ситуации других. Некоторые психологи тоже основательно "сидят в седле Карпмана".

Думаю, что в моем тексте уже чувствуется напряжение. Да. При всем моем уважении к модели, признании ее как возможно правомерной в определенных случаях - порою начинает казаться, что все остальные исследователи человеческой природы и отношений могут быть вычеркнуты из списков великих и хороших психологов. "В общем-то нам достаточно треугольника судьбы". Просто захват Карпмана какой-то: в широком смысле как смещение всех остальных возможных интерпретационных схем в психологии, в узком -  приписывание какому-нибудь конкретному человеку (клиенту, участнику группы) карпмановской роли без шанса отписаться от нее.

А что это означает? Эмоционирование человека, его уязвимость, регресс, проваленность в переживания, нуждаемость в поддержке обозначается как позиция жертвы. Всех, кто включается в ситуацию с поддержкой, сочувствием и соучастием - называется спасательством. Роли очень стыдные, надо сказать. Как проваливаются потом в стыд, "пойманные" на незрелом поведении и скрытых мотивах - я наблюдала множество раз. В общем и сама испытывала разные неприятный чувства пока не задумалась о том, что что-то здесь не так.

Попытка защититься и отписаться от лейбочек "жертва", "спасатель", "преследователь" интерпретируется как сопротивление еще больше свидетельствующее о справедливости диагноза. И это настоящий захват. При физическом захвате человека выбивают из равновесия, осуществляют бросок, удерживают, сдавливают и дело может дойти до удушающих приемов. При психологическом все то же самое. Те кто в "захвате" действительно перестают проявляться или продолжают как ни в чем не бывало, получая определенную закрепленную позицию в группе. Некоторые начинают сопротивляться и уж тогда совсем огорчают карпманевцев своей неосознанностью. Достается всем, но особенно жертвам и спасателям. Интересно, что свою "преследовательскую" позицию карпманевцы предпочитают не замечать. Хотя было бы полезно. 

Роберто Ассаджиоли, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Альберт Бандура, Виктор Франкл, Мартин Бубер, Джеймс Бюдженталь, Лев Семенович Выготский, Сергей Леонидович Рубинштейн, Борис Сергеевич Братусь, Федор Ефимович Василюк - все они, конечно, заблуждались про "вершинные" уровни личности, про высшие мотивы и ценности. На самом деле спасатель имеет только:

...смешанный или скрытый мотив, который эгоистично выгоден «тому, кто спасает». Спаситель имеет лежащий на поверхности мотив решения проблемы, и, кажется, прилагает большие усилия для её решения. Однако он имеет и скрытый мотив к неразрешению ситуации, или к достижению успеха таким образом, который выгоден для него. Например, он может испытывать чувство самоуважения, или ощущать статус «спасителя», или наслаждаться, видя, что от него кто-то зависит или кто-то ему доверяет. И будет казаться, что он действует из желания помочь, но на более глубоком уровне он играет с жертвой, чтобы продолжать получать свой выигрыш (Википедия).

Кто же поспорит, что такое имеет место в жизни. Но психология как наука и практика накопила множество знаний, оперирует множеством моделей, проверенных, получивших свое доказательство и эффективных при личной и семейной психологической помощи. В большом количестве случаев наверняка более справедливых и приложимых. Эти же авторы говорят о сложности человека, о его глубине, о праве быть слабым, уязвимым. В своей практической работе они имели дело с разными переживаниями, принимая их, оставаясь с человек в его боли, драме.

Как же это случилось? Как модель Карпмана стала такой всемогущей, доминирующей и агрессивной? У меня есть несколько версий такой экспансии. Первая - про простоту модели, благодаря чему она очень хорошо усвоилась и быстро перешла в житейский словарь к "психологам по жизни". Вторая - модель точно как "палочка-выручалочка": в любой непонятной ситуации вспоминай треугольник судьбы. Третья версия связана с психологическим укладом человека - видеть страдания другого, его аффекты, странное поведение, жесткость, агрессию - в общем-то с трудом выносимо. Сочувствовать и включаться, бояться и подчиняться - тоже не всегда по силам, и часто не понятно, как же лучше и безопаснее. Поэтому великая сила интерпретации и обесценивания приходит на помощь: "Аааа, это же все - роли в треугольнике". И тогда все происходящее становится просто зрелищем: любопытным или отвратительным.

Четвертая версия очень рискованная, но выбираю рисковать. Данную модель, как я уже писала, очень активно и эффективно используют в работе с зависимостями, там же разбор ролей созависимых и т.д. Речь идет об антинаркотических, антиалкогольных и подобных программах. Важно понимать, что это специфические проблемы. Зависимости и созависимости находятся в жесткой сцепке, которую, конечно, важно разглядеть и помочь расцепить. Здесь модель Карпмана на определенных этапах просто незаменима, но так и хочется сказать: "Вот там ей и место". Из данной системы она пришла разными путями: через доступность литературы (интернет наполнен доверху), через специализации (психологи получают специализацию по работе с зависимыми, а потом несут эти схемы туда, куда лучше приносить другое), самими зависимыми на стадии профессиональной самореализации в психологии и смежных сферах. В частности, программа "12 шагов" дала профессиональному психологическому сообществу много специалистов. В свое время они проходили сложный путь исцеления, реабилитации, что безусловно вызывает большое уважение и зависимость в прошлом, конечно, не исключает возможности быть первоклассным специалистом, а порою даже является мотивационным основанием для успешности в профессиональной деятельности, багажом опыта.

Каким бы путем не была усвоена данная интерпретационная модель, важно понимать ее относительность, "невездеприменимость", не превращаться в того самого преследователя. Хорошо бы при этом отличать ситуации к которым приложимо конкретное психологическое знание, быть более гибкими, больше исследовать, быть больше в диалоге, чем в профессиональном монологе. 

 

Иллюстрация - художник David Derr "The Wrestlers"



Просмотров: 297
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Место покоя"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Работа с МАК. Расклад "ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Треугольник Карпмана: Что преследует "Преследователя".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Секреты мотивации. Модель "иметь-быть-делать"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Большая прогулка"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Прекрасный пруд"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь