|
Как родителям работать со страхами ребенкаАвтор статьи: Баранова Екатерина Владимировна
Тот способ, о котором здесь пойдет речь, подойдет для достаточно легких случаев проявлений страхов и тревожности, когда не было ранней или продолжительной травматизации ребенка (такие ситуации требуют долгой, кропотливой и глубокой работы), а также исключающих сложные неврологические патологии. Нередко на приеме я утешаю родителей, которых догрызает чувство вины за то, что они недоглядели, и их чадо насмотрелось чего-то «ужасного» и агрессивного. Дело в том, что насмотрелось чадо, скорее всего, того, что ему нужно было (хотя к возрастным рекомендациям лучше прислушиваться). И вот почему. Я замечаю обратно пропорциональную зависимость между уровнями страха и агрессии (имеется ввиду витальная агрессия). Последнее также можно называть уверенностью в себе или жизненной энергией, устойчивостью - это все то, что нам позволяет говорить «нет» нежелательному и «хочу» желательному. Чем больше человек останавливает свою способность защищаться и обозначаться в своих потребностях, тем слабее и беззащитнее он чувствует себя. Когда ребенок смотрит мультик или играет в игру про страшного или агрессивного героя, ему хочется представить себя тем самым героем - сильным, могущественным, пугающим, имеющим власть, способным влиять на окружающих. Получается, что ребенок интуитивно чувствует, чего ему не хватает и идет в нужную ему сторону. Только одними мультиками не обойтись. Это, скорее, маркер, по которому вы можете заметить актуальный дефицит. Пока ребенок смотрит на таких героев со стороны, эти качества остаются спроецированными, не присвоенными. Важно идентифицироваться с этим страшным и сильным героем, буквально, почувствовать себя им, что-то поделать из его роли и повзаимодействовать. Потому что, обнаружив себя в этом образе, «впрыгнув» в эту «шкурку», ребенок получает доступ к своей собственной силе (моральной и физической), к ощущению того, что он способен как-то влиять на других, что он не объект, с которым можно делать все, что угодно, а субъект, который способен обозначаться, говорить. А это как раз те способности, которые могут обеспечивать безопасность и психологический комфорт. Поэтому следущий шаг для ребенка - игра. Цель ее - представить себя, как можно более полно, этим героем - голос, мимику, походку, зловещее сопение и красноречивую лексику, ну и, само собой, злодейства. То есть самому пугать, наводить ужас, понарошку проделывать все, чем обычно занимаются монстры. Причем все вышеозначенное должно быть адресовано живому настоящему человеку (если не психологу, то маме или папе), ибо в одиночку невозможно почувствовать себя, например, способным влиять на другого. Часто, когда мы доходим в работе с ребенком до этого этапа, я заранее предупреждаю родителей: «Возможно и вероятно, вас будут пугать. Ваша задача - пугаться. Желательно до полусмерти (так как от этого зависит эффективность). Чтобы ребенок поверил в свою силу, побыл в этом ощущении. Также важно оговорить границы игры. То есть сообщить ребенку, если вы в данный момент не согласны, чтобы на вас нападал голодный зомби (например, вы сами ужинаете или у вас нет настроения сейчас). Также важно оговорить манипуляции, которые с вами можно и нельзя проделывать (я обычно прошу ребенка играть так, чтобы мне не было больно, и прошу не трогать лицо и волосы)» Если ребенку сразу удастся «впрыгнуть» в «шкурку» - здорово. Но чаще это происходит не сразу, так как эти герои имеют негативную социальную окраску и репутацию, и ребята до последнего отстаивают позицию, то они «не такие». Злость в этих образах, действительно, чрезмерная и очень концентрированная (наверное, именно благодаря этому их так легко использовать для интеграции). И тогда приходится реабилитировать злость/агрессию/напористость/сопротивляемость и пр. Напоминайте ребенку, что злость - это просто чувство, это не поступок. Это даже не выбор, это то, что происходит само собой. Это как холодно или жарко. Отклик на то, что происходит вокруг. А чтобы она не вылилась в деструктивное поведение, ее просто нужно заметить, чувствовать и учиться выражать словами. Познакомьте ребенка со способами выражения агрессии (начиная от простого обозначения чувства «я злюсь», я-посланий «мне не нравится, что ты…» и т.д.). Если не вышло сразу «обернуться злодеем», то можно работать постепенно, начиная, например, с разыгрывания ужастиков или батальных сюжетов с помощью игрушек (прикупите одного-двух страшненьких, если у вас только «единороги»). Просите ребенка озвучивать страшных героев, придумывать им реплики, обращаться с ними к другим героям. Возможно ребенок сначала будет играть за условно «добрую» сторону, потом за обе попеременно. Главное, чтобы вторая «агрессивная» сторона присутствовала в его игре, а значит, и в личности. Кроме этих сюжетных игр полезны будут всевозможные игры друг против друга: поединки (по правилам, мягкими мечами); «перестрелки» бумажными бомбочками (за неимением снега для снежков или лета для водных пистолетов); настольные игры, которые подразумевают столкновение интересов. И большое значение для динамики изменений у ребенка имеет то, как сами родители обходятся с темой агрессии. Чувствуют ли достаточно устойчивости, спокойной уверенности в отношениях с окружающими? Могут ли свободно просить и отказывать? Могут ли позволить себе быть неудобными для других? Потому как, если эта тема сильно сложная или вовсе запретная, ребенку не будет поля, чтобы расположиться со своей личной позицией. Под финал вспомнилась цитата Р.М.Рильке на эту тему, услышанная на одном из семинаров по гештальт-терапии: «Если изгнать всех демонов, то и ангелы дадут деру». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|