Почему НЛП всегда будет эффективно?

  Последнее время учащаются нападки на технологии Нейро Лингвистического Программирования (НЛП). Некоторые психологи (и не только) рассказывают об неэффективности НЛП технологии, что они «уже» не работают (как будто мозг и психика человека за последние 10 лет принципиально изменились), что они «изобрели» более совершенные механизмы изменения внутреннего опыта человека, что модели, описанные в НЛП на самом деле не работают и т.д.

  Причин таких нападок на НЛП, как уже утвержденную технологию, несколько. Напомню, что НЛП является зарегистрированной и запатентованной технологией, а НЛПт (НЛП психотерапия) является зарегистрированной и официальной модальностью в Европейской Ассоциации Психотерапии. Первая причина заложена в самом методе: НЛП является метанаукой, метамоделью по отношению ко всем психологическим дисциплинам, то есть она обладает признаками любых психологических дисциплин, проходит, как бы фоном через них. Достаточно вспомнить Метамодель – как модель языка психолога, психотерапевта, которой начинает осознанно или неосознанно пользоваться любой специалист в процессе личной практики. Поэтому другие направления психологии начинают потихоньку использовать НЛП, не называя, естественно, что это НЛП. НЛП буквально «растаскивают» на части другие модальности, присваивая себе ее модели. Если вы уже знакомы с НЛП, то, если возьмете любой современный курс по эффективным переговорам, продажам, рекрутингу, новые веяния в психологии, то в них, несомненно, увидите модели НЛП. Помогает такому процессу современное развитие средств связи и доступность информации на всех уровнях.

  Еще одна из причин – это желание отдельных экспертов начать больше зарабатывать денег и для этого избирается путь создания «совершенно нового», «суперэффективного», «более продвинутого» направления, которое призвано очень быстро и очень эффективно помочь всем страждущим. Однако в основе любого «нового» будут лежать «старые» модели. Немало способствует этому современное развитие систем интернет маркетинга, онлайн обучения и других современных средств коммуникации. Когда при вкладывании значительных средств, можно «раскрутить» любой подход. Ничего плохого в таких действиях нет, и пусть желающие авторы придумывают и творят, что в конечном итоге и двигает прогресс. Однако, зачем при этом «опускать» истоки? Готовы ли современные психологи подвергать сомнению труды Леонтьева, Выгоцкого, Гальперина и других авторов психологии?

Так почему НЛП будет всегда работать?

  Модели НЛП основаны на тесной связи нейрофизиологии и психологии. НЛП, с помощью своих моделей, описывает внутренний опыт человека, как он думает, мыслит, принимает решения, выделяет важности, строит убеждения внутри своего мозга. НЛП использует законы работы мозга, законы обработки мозгом информации, нейрофизиологические принципы для создания своих моделей и технологий, которые приводят к изменениям этого внутреннего опыта и разрешению ряда проблем и психологических трудностей.

  Возьмем модель «якорей» НЛП. Она основана на рефлексологии, основу которой заложили И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. И.П. Павлов получил Нобелевскую премию в 1904 году за учение об условных рефлексах. Разве в 2019 году перестали работать условные рефлексы у человека? И сколько бы времени не прошло человеческий мозг будет работать на основе рефлекторной деятельности. НЛП это использует в чисто прикладном аспекте, искусственно формируя условные рефлексы, которые помогают психике человека справиться с переживаниями.

  Модель репрезентативных систем и субмодальностей. Построена на простой физиологии восприятия сигналов из окружающей среды. Какие есть рецепторы в теле человека, такую информацию мы и получаем, такую же информацию мы и обрабатываем внутри своего мозга. Если мы воспринимаем визуальные образы извне, то и внутри себя тоже видим визуальные образы. И наш мозг, с помощью воли и сознания, может корректировать внутренние образы, меняя тем самым эмоциональное отношение к ним. НЛП использует этот факт в своих технологиях, помогая мозгу обрабатывать информацию более эффективным способом и принося облегчение в ряде патологических состояний. Так работает наш мозг, мы так думаем. При всех наших разочарованиях и победах присутствуют все те же визуальные, аудиальные и кинестетические модальности. Изменяя их, мы меняем «вкус» победы или «вкус» разочарования, не изменяя сам опыт.

  Метамодель достаточно подробно описана в книге Р. Бэндлера и Дж. Гриндера «Структура магии» (достаточно странное название для книги по лингвистике). Вся практика Метамодели строится на естественных законах обработки мозгом информации: искажение, опущение, обобщение. Все эти процессы проявляются в том, как мы говорим, какие слова используем для выражения своих мыслей, какую последовательность слов выбираем. И, человеку, знакомому с НЛП, это говорит о том, что внутри себя другой человек обобщает, искажает, пропускает. То есть какая информация на данный момент стала недоступна сознанию и пропускается при принятии решения. Сколько бы столетий не прошло, но эти механизмы работы головного мозга не перестанут работать!

  Модель Логических уровней Р. Дилтса. Понятие логических уровней научения и изменения было первоначально сформулировано для описания процесса обработки информации в поведенческих науках антропологом Грегори Бейтсоном на основе работ Бертрана Расселла в области логики и математики. Дилтс усовершенствовал эту модель для применения в практической психологии. В основе этой модели лежат принципы обработки информации с точки зрения нервной системы: принципа сортировки и иерархичности. Применение этих принципов в практике изменения человеческого опыта приводит к его изменению и разрешению ряда эмоциональных проблем человека.

  Также можно соотнести любую модель НЛП с достижениями на стыке нейрофизиологии и психологии. В основе технологий НЛП лежат конкретные научные достижения, а не простые размышления или домысливания о работе психики. Чем «грешат» некоторые другие направления психологии.

  Научная основа НЛП заложила эффективность этого метода, его практикоприменимость, получение устойчивого результата. Конечно, НЛП, как и любой другой метод, имеет свои границы и ограничения. Не стоит НЛП «совать» во все дырки психологии (как и любую другую технологию). У каждого специалиста, работающего методами НЛП должно быть понимание положительных сторон и ограничений этого метода.

  Отрицание НЛП, как эффективного инструмента изменения человеческого опыта, как модальности психотерапии неграмотно и некорректно. Обучение моделям НЛП позволяет быстрее достигать успешности в области любого человеческого контакта, там, где приходится напрямую взаимодействовать с людьми: педагогика, психология, социология, бизнес и др. За технологиями, похожими на НЛП стоит будущее психологии и изучения человеческого опыта. Поиском взаимосвязи между психикой и анатомией, физиологией головного мозга занимаются многочисленные группы исследователей. На стыке этих наук будут формироваться новые подходы в психологии и влиянии на человека через слово.



Просмотров: 426
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • Судьбоанализ - теория информационного поля человека в практической психологии. Информация к размышлению.
  • Модель расширенного сознания в психологии: системные расстановки
  • Немного управленческой психологии как модель воспитания детей
  • Типология построения бизнеса на основе классической психологии.
  • Психологический ликбез или что нужно знать о психологии человека
  • Депрессия: от психологии к состоянию мозга ч.2
  • Депрессия: от психологии к состоянию мозга ч.1
  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог
  • Современные модели отношений - как выбрать модель, которая подходит именно Вам
  • «Есть контакт!!!» – Ченнелинг с точки зрения практической психологии
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Почему мы выбираем именно этого человека? 6 причин страдать в отношениях
  • Письмо клиентам, которые недавно вошли во вкус психологии или психотерапии
  • Системно-иерархическая модель психики человека.
  • Практические упражнения для получения нового опыта на пути человека к себе.
  • Почему психотерапия помогает больше, чем книги по психологии?
  • Почему психотерапия помогает больше, чем книги по психологии?
  • Почему вы не можете забеременеть ? 7 причин с точки зрения глубинной психологии
  • Метод экспресс-анализа человека на основе его внешности. Обувь.
  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • Эффективная модель Сбора Информации
  • Какие книги по детской психологии стоит обязательно прочесть любящим родителям?
  • Идеальное будущее в области психологии
  • Интегральная Модель человека «ДЕРЕВО»
  • Модель воспитания успешного человека
  • «Психологи нужны всем, но не все нуждаются в психологии"
  • Об основоположнике гуманистического направления в психологии Абрахам Маслоу
  • Как досконально узнать человека, кем является на самом деле?
  • Как работают психологи? (легкий рассказ в картинках для людей далеких от психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь