О травматическом сценарии и внутреннем мире

Автор статьи: Татьяна Демьяненко

О травматическом сценарии и внутреннем мире

Я думаю многим из вас знакомы истории повторяемости трагических событий в одной семье. Например, мужчины, умирающие в одном и том же возрасте от одной и той же болезни. Да, у многих болезней есть наследственные риски передачи, но наряду с биологическими факторами, на нас действуют и психосоциальные. Вот о них и будут мои размышления.

Повторяемость судьбы, как остановленное горевание.

В процессе отношений происходит «диффузия: взаимопроникновение друг в друга. Человек присутствует не только как субъект отношений, но и как внутренний слепок в нашем психическом пространстве. Мы можем обращаться к нему, вести диалоги, как-то взаимодействовать с ним, делать что-то ради него, даже не всегда осознавая это. Также мы можем стремиться подражать ему, походить на него, выращивать в себе что-то, что кажется привлекательным в нем.

Естественно степень присутствия другого в нашем внутреннем мире прямо пропорциональна его важности для нас, и его власти над нами. Поэтому, мы во многом обусловлены теми людьми, которые заботились о нас в раннем детстве. Если это была бабушка или няня, то ее представленность во внутреннем мире будет куда больше материнской. Правильнее будет сказать, что мы определены опытом, полученным в отношении с ними, а не ими самими. Интроецируется именно опыт, а не человек. Другие люди могут знать вашу маму, как тактичную, заботливую, чуткую и сдержанную. А именно с вами она могла становиться аффективным яростным младенцем, из чего и составлен ваш образ матери. У всех сиблингов в семье разные родители: у каждого свой опыт отношений с ними. В чем-то он может пересекаться, но полностью не повторяется даже у близнецов.

Мы заполняемся этим опытом, научаясь жить в мире. Внутренний мир нужен нам, как слепок внешнего, чтобы иметь возможность ориентироваться, планировать, не предпринимая действий. Это помогает увеличить количество успешных попыток, предвосхищать действие, понимать последствия, и тем самым совершать действия, помогающие выстраивать безопасность и развиваться (по большому счету для более лучшего и разнообразного обеспечения безопасности).

Вначале места для внутреннего мира немного. Когнитивные карты не строятся стремительно. Мы чему-то научаемся с узких кругом людей (иначе мы бы просто запутались в разнообразии реакций и не смогли бы выстроить повторяемые последовательности), к которым мы привязаны. Я думаю, что способность к привязанности тесно связана с «размером» внутреннего мира. Пока другой может очень сильно влиять на него, пока мой внутренний мир беден, я могу поддерживать отношения привязанности с очень малым количеством людей. По мере его расширения, это количество растет.

В какой-то момент новый опыт начинает упираться в старый, которым заполнен внутренний мир. Ребенок делает выбор: сохранять ему старые представления (мир такой) или корректировать внутренний мир согласно реальности, расширять его – именно это составляет, на мой взгляд, суть сепарации: выбирать, на что в мире я буду откликаться и чему буду позволять оказывать на себя влияние. В случае травматического сценария психика идет на такую вот хитрость: внутренних миров становится несколько, и они не имеют между собой связи. Так сохраняются в «замороженном виде» отношения с каждым из важных объектов. Простыми словами: если бабушка верит в переселения душ, а моя тоже очень важная подруга – нет, то во мне образуется две части: одна активируется рядом с бабушкой и верит в переселение душ, а другая рядом с подругой и высмеивает эту веру. В обоих случаях человек чувствует себя совершенно искренним. Объяснение упрощено: запакованы и отделены друг от друга целые комплексы отношений с объектом, с которым нужно было вести себя определенным образом, чтобы сохраниться.

А вот теперь я вернусь к началу рассуждений и попробую проиллюстрировать сценарий повторяемости. Именно в случае травматического сценария, отделенная часть, связанная с человеком, которого утратили, не может быть переработанной (так как отделена). Она живет внутри, как «мертвая душа», проявляясь в снах или, даже, психозах. Ее может быть не видно, но она совершает свою работу – живет жизнью того, кто умер. Считая себя им. Это место слияния, в котором не произошла сепарация по причине травмы. В этом месте не существует идентичности «я, как мой отец (чем-то похож на него)», в нем «я – мой отец». Эта часть бессознательно совершает выборы, повторяя судьбу отца, пытаясь соединиться с ним.

В длительной работе с людьми, повторяющими чужие сценарии, как правило обнаруживается вера, что смерти не существует. Что я могу очень сильно постараться и обратить время вспять: вернуть человека, который был очень важен для меня, и получить то, что не успел.

«Разбивая сценарии» человек встречается с очень сильными чувствами по поводу того, что он не всесилен, с замороженными потерями, с болезненными словами: «никогда уже….». Это похоже на глобальную уборку: когда отдаются ненужные вещи и выкидывается куча хлама, отложенного на всякий случай. Это похоже на чистку Авгиевых конюшен. Это требует Геркулесовых усилий, но как же легко дышится потом.

Сейчас я думаю, что признание того, что никогда не случится помогает признать то, что уже случилось, и как-то разбираться с этим.

А пока писала эту статью представляла себе дом, из которого не выбрасывают ни одной вещи, храня их на память. Жутковато стало. Быть может, хаос в комнатах подростков – это подготовка к тому, что они начнут выбрасывать именно то, что начнет мешать им самим. И сохранять важное именно для них. Чтобы иметь свободу во внутреннем мире, она должна была случиться в мире внешнем.



Просмотров: 325
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Внутренний конфликт: что это такое и как с ним быть (нюансы понимания и возможности преодоления)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Как же я себя ощущаю, и на что это похоже? Метафора состояния
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Я буду тебя так сильно любить, что ни одна женщина в мире не будет тебя достойна!
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Экзистенциальный кризис: что это такое и как из него выйти? (Часть II)
  • Экзистенциальный кризис: что это такое и как из него выйти (Часть I)
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как мы рождаемся в осознавании? Почему и как именно осознавание участвует в нашем появлении в мире?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Жизнь в мире которого не существует или школа как она есть
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • «Я никогда не думала, что это может случиться со мной»
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь