|
Карта выбора Мэрили АдамсАвтор статьи: Гамзин Юрий Сергеевич
Оказавшись в той или иной ситуации мы всегда стоим перед выбором движения по одному из двух путей: пути обучающегося или пути осуждающего. Эти пути ведут к очень разным результатам. Осуждающий неизменно оказывается в яме осуждения. В то время как обучающийся сфокусирован на поиске решения, его выбор более осознан и его отношения с окружающими опираются на взаимный интерес. По мнению Адамс мы можем делать осознанный выбор. Если мы поймали себя на том, что руководствуемся установкой осуждающего, ничто не мешает нам приложить усилие к изменению установки и переключаться на путь обучающегося. В противном случае мы попадем в плен автоматических реакций, ловушку фокуса обвинения, упустим возможность чему-то научится и в конечном счете окажемся в яме (тупике) осуждения. Карту можно использовать четырьмя разными способами:
Способ 1. Представьте, что вы - фигура, стоящая на перекрестке Карты выбора. Только что с вами что-то произошло, что вызвало определенные чувства или мысли. Это может быть связанным с вашим бизнесом, карьерой или личной жизнью. Экспериментируйте, рассматривая каждый путь отдельно, т.е. задавая себе вопросы осуждающего или обучающегося и поразмышляйте к каким результатам ведет каждая из двух установок. Если вы поймали себя на установке осуждающего, подумайте какой вопрос позволить вам сделать шаг на путь обучающегося. Глядя на карту выбора, вы можете просто спросить себя: - Где я сейчас? - Я двигаюсь по пути осуждающего? - Где я хочу оказаться? - Какова моя конечная цель в этой ситуации?
Способ 2. Вы можете использовать Карту выбора, чтобы учиться у прошлых ситуаций, которые произошли не так, как вам хотелось бы. Это может помочь вам выяснить не помешала ли установка осуждающего достичь успеха. Если это так, поразмышляйте - какие уроки Вы можете извлечь из этого? Как бы вы справились с такой же ситуацией сейчас, используя образ мышления обучающегося?
Способ 3. Вы также можете использовать Карту выбора, чтобы понять причины успеха в том случае, если ситуации происходили так, как вам хотелось бы. Какие вопросы обучающегося вы использовали? Помогли ли эти вопросы избежать попадания в яму осуждающего? Если вы исходили из установки осуждающего, то какие вопросы вы использовали для перемещения на путь обучающегося? Какие уроки вы можете извлечь из этих наблюдений?
Способ 4. Поделитесь картой выбора с окружающими вас людьми: на работе или дома, и вы получите, по крайней мере, не меньше того, чем вы отдали. Это идеальный способ, используя установку обучающегося укрепить отношения с любыми людьми в вашей жизни. Убедитесь, что вы руководствуетесь установкой обучающегося, когда делитесь картой выбора с другими людьми.
Вопросы осуждающего: Чья это вина? Что со мной не так? Почему я такой неудачник? Почему все так глупы и разочарованы? Почему я прав? Как мне это держать под контролем? Зачем беспокоиться?
Вопросы обучающегося: Что произошло? Чего я хочу? Что в этом полезного? Что другой человек думает, чувствует и хочет? Чему я могу научиться? Каков мой выбор? Что лучше сделать сейчас? Какие возможности у меня сейчас есть? Мы все задаемся вопросами обоих типов, но мы можем выбирать какие из вопросов полезнее задавать себе в каждый конкретный момент времени. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|