|
Виртуальная реальность для дошкольников. Бояться уже поздноАвтор статьи: Юлия Вячеславовна Малина
Сегодня хочу поговорить про цифровые технологии и детей раннего и дошкольного возраста. Думаю, ни для кого не секрет, что возраст приобщения к гаджетам заметно снижается, есть родители, которые двухмесячным малышам предлагают осваивать специальные приложения. Востребованность есть, ребятам покупают собственные планшеты и другие устройства, разрабатывают новейшие программы и приложения для них. Данные научного сообщества противоречивы. Есть результаты, доказывающие разрушительное влияние конкретных компьютерных игр на формирование психики детей, есть результаты показывающие положительные эффекты от взаимодействия с гаджетами. Напомню, что ранний возраст до 3 лет, дошкольный до 7 лет – периоды, когда шлифуется речь, закладываются особенности восприятия предметов, развивается наглядно-действенное мышление, познавательная активность, воображение, навыки общения формируются. Как сказывается взаимодействие с гаджетом на все эти процессы? Общепринятых ответов нет. В ответ на колоссальный рост числа детей, которые начинают пользоваться гаджетами уже в раннем возрасте Американская Академия Педиатрии формулирует рекомендации для родителей, воспитателей, медицинских работников. В основном предлагается минимизировать время контакта с экраном, либо более активно включать взрослых в этот процесс. Австралийский департамент здравоохранения не рекомендует детям в возрасте до 2 лет использовать электронные носители совсем. В попытках больше узнать о том как дети играют в реальности и с гаджетом было проведено исследование московскими коллегами. Есть такая деятельность, которая не требует активных движений, экран гаджета может стать эквивалентом для такой деятельности. Например, если нужно собрать картинку из частей. Сравнивали деятельность на планшете и на реальном предметном материале Дети собирали картинки по образцу. Было предположение, что собирание изображений на плоскости принципиально не отличается от аналогичного действия с гаджетом. К преимуществам экранного варианта можно отнести то, что детали сами аккуратно складываются, не скользят по столу, не падают. Результаты показали существенные различия. Когда дети работали с предметами, вариативность была больше, ребята пробовали самые разные варианты, накладывали детали на образец, собирали вокруг, собирали фрагменты по парам, собирали картинки неправильной формы. При игре на планшете дети более остро реагировали на успех или неудачу. При положительном результате – аплодисменты в игре на планшете, если собрать не удалось - неприятный звук. При собирании бумажной версии дети спокойно относились к негативному результату. Gри действиях с реальным материалом дети сами выбирают стратегию, сами оценивают результат, развивается самостоятельность и инициативность. Сильно важно, что деятельность сосредотачивается по большей части на процессе, интересно пробовать, удовольствие получаешь от самостоятельного поиска вариантов, в электронной версии главной целью становится не столько сама игра, сколько реакция программы. Проблема заключается в том, что компьютерные технологии являются слишком привлекательным и удобным занятием не только для детей, но и для родителей. Они дают возможность «отдохнуть от ребенка» и заняться своими делами. Производители компьютерных игр манят развитием, родители с готовностью освобождают свое время во имя скорейшего развития ребенка. Дети привыкают, и начинают требовать. Так происходит не потому, что гаджеты слишком хорошие или дети сейчас никудышные. Человек физиологически устроен так, что хочет выработки веществ, которые выделяются при эмоциях радости и удивления, ему волю дай, он только это и будет делать) Помните эксперимент, где модельные объекты - крысы участвовали? К условному «центру удовольствия» в мозге электрод подключали и давали животным возможность на него воздействовать, на рычаг нажимаем – активируется центр. Результаты показательны. Крысы, у которых был бесконтрольный доступ к рычагу, переставали есть, спать, нажимали сколько было сил и погибали от истощения и других физиологических неприятностей. Позже проводились исследования, в которых участвовали люди, они тоже нажимали, до 40 раз в минуту, но в самоотчете указывали, что удовольствия не испытывали. Исследователи предположили, что дофамин, а в основном именно это вещество выделялось, принимает участие не столько в возникновении ощущения удовольствия, сколько в мотивации и механизмах подкрепления. Есть у меня еще история, уже про людей. Когда я ходила в детский сад, мама меня забирала, мы шли домой, и по пути как-то раз волшебным образом мне досталось лакомство. Удивление, восторг, моя реакция была интенсивная, мама тоже порадовалась, мелочь, а сколько счастья для ребенка. Наступил следующий день, я с волнением ожидаю.. и снова радость, какая-то вкусность, "вау-эффект" повторяется. Где-то пару дней сладости и приятные мелочи для меня находились, но настал день, когда ничего не было. А я уже требую. -"Ты что, мне ничего не купила?!" Столько грусти, слезы, ожидания не оправдались, страдания были самые настоящие. Приятный бонус, то, что можно отнести к излишествам, при повторении может начать восприниматься как данность, а позже отсутствие бонуса будет сопровождаться бурей переживаний. Помню, как совсем не сразу становилось понятным почему такой вид счастья не может повторяться каждый день. Время прошло, когда я прихожу с работы, ребенок спрашивает с хитринкой в голосе: "А что у тебя для меня есть?" Когда-то по неосторожности что-то у меня для него было, повторений не понадобилось, ожидание есть всегда. Мое предложение – порция любви и ласки обычно его не устраивает, ждет материальностей. Я к чему? Людям хочется ощущений, интенсивных и приятных. Есть много занятий хороших и разных, приносящих удовольствие. Мы можем выбирать, чем заняться. Давить на тот "заветный рычаг" немного с разных сторон. Но поначалу важно бывает ставить рамки и границы. Не допускать бесконтрольного доступа к этому рычагу, быть готовыми проявить стойкость на пути оформления и отстаивания принятых правил. Интенсивное бесконтрольное использование компьютерных технологий в раннем возрасте отрывает детей от истинных источников развития (общения с близким взрослым в насыщенной среде), что создает серьезные риски. В то же время, имеются перспективы использования гаджетов для решения особого вида задач, где от программы не будет целиком зависеть успешность выполнения действия. При конструировании, экспериментировании со свойствами предметов, проектировании мультфильмов например. Такие задания больше соответствуют потребностям дошкольников. Спасибо за внимание. Удачи и сил) Мне очень пригодится Ваша поддержка в виде "Сказать спасибо" )) Про цифровую гигиену я пишу и записываю эфиры здесь: https://vk.com/kiddigitalschool Подробнее познакомиться с результатами исследований можно тут: Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. C. 42—53. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|