Ни для кого не секрет, что в настоящее время система образования испытывает кризис на всех уровнях. В последнее время всё большее количество детей не справляется со школьной программой в начальной школе или испытывают значительные перегрузки, что зачастую приводит к неуспешности в учёбе, школьным неврозам, нарушениям познавательной деятельности и поведения.Одной из самых распространённых на сегодняшний день проблемой обучения являются сложности обучения детей чтению. На второй план выступает нелюбовь детей читать. ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ РЕБЁНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ? Многие специалисты говорят о том, что ребёнок не любит читать, потому что: в современном мире ребёнка окружает много «соблазнов», отвлекающих детей от захватывающего чтения - компьютеры, телефоны, планшеты, телевизоры; не заложенная/неправильно заложенная база для лёгкого и увлекательного чтения; дети не любят делать то, что им трудно. Что же кроется за понятием «трудно читать»? Как правило, это особенности развития ребёнка, не позволяющие в должной мере формировать навыки чтения: недостаточно сформированное или отсутствие чувства ритма; существующие трудности переключения артикуляционного аппарата; сужения зрительного поля; несформированность/недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия и слуха; низкий уровень развития процесса звукобуквенного синтеза и анализа; недостатки в развитии памяти; неустойчивость произвольного внимания; низкий уровень развития процессов мышления, восприятия, воображения; недостаточный уровень речевого развития; Основными трудностями, с которыми приходиться сталкиваться при обучении детей чтению являются проблемы освоения техники чтения и сложности понимания прочитанного. КАКИЕ ТРУДНОСТИ ИСПЫТЫВАЕТ РЕБЁНОК ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ? сложности в усвоении образа печатной буквы; сложность слияния слогов; прочитывание справа налево (зеркальное чтение); трудности присоединения к слогу согласного (например, со-к; ма-к; к-ра-н; ша-р-ф) сложности слияния слогов в слова; различение слогов с мягкими и твёрдыми согласными, т.е. слогов с гласными 1-го (а, о, у, ы, э) и 2-го (я, ё, е, и, ю) при чтении; сложности в соединении слов в предложения, в повторении предложения; скандированное чтение; выразительное чтение. КАКИЕ ТРУДНОСТИ ИСПЫТЫВАЕТ РЕБЁНОК ПРИ ПОНИМАНИИ ПРОЧИТАННОГО? понимание значения прочитанного слова; умение выделять непонятные слова из группы слов; сложности в понимании смысла предложения, его повтор; сложности в понимании прочитанного текста; умение отвечать на вопросы по прочитанному предложению; сложности в пересказе текста своими словами; сложности в понимании скрытого смысла текста; выразительное чтение. Многолетний опыт нашей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста показал, что ребёнку можно привить любовь к чтению, несмотря на встречающиеся проблемы. Для решения данного вопроса нами были разработаны развивающие курсы для дошколят 3 – 7 лет «Школа звуковичков» и «Школа читариков». С целью коррекции возникших трудностей в обучении чтению и письма у младших школьников (1 – 4 класс) был разработан коррекционно-развивающий курс «Школа волшебника Могууса». Каждый курс решает те или иные поставленные задачи, направленные на снижение риска возникновения трудностей при обучении чтению и письму в школе. В основу коррекционно-развивающих курсов легли психологические, нейропсихологические, дефектологические, логопедические методы коррекции. В большинстве случаев, наши разработки используются для работы в минигруппах (6-8чел.), а также подгрупповой (2 – 4 чел.) и индивидуальной работы с детьми. Опираясь на результаты проведённой развивающей, коррекционной работы с детьми 3 – 10 лет, отзывы родителей и учителей, можно сделать вывод о том, что успешность ребёнка при освоении навыка чтения зависит от того, насколько грамотно сформирована база. Для повышения результативности необходим тесный контакт специалиста с ребёнком, понимание истинных причин его проблем, а также заинтересованность в конечном результате ребёнка, родителя и специалиста. Необходимо отметить тот факт, что формирование или коррекция навыка чтения требует ежедневных «тренировок» дома, т.е. закрепление полученных умений и навыков на занятиях, выполнение и проверка домашних заданий. МЫ ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ ДЕТЯМ, ИХ РОДИТЕЛЯМ, А ТАКЖЕ УЧИТЕЛЯМ!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.