Выживание как национальная идея

Автор статьи: Алексей Фисун

Программирование и нормирование

Извините за тавтологию, но, прежде всего, выживальщики запрограммированы на выживание. Времена нынче почти вегетарианские, поэтому речь идет о выживании социальном, а не биологическом.

Что такое выживание в социуме? Это, прежде всего – соответствие некоему набору социальных норм и стандартов. Эти нормативы, стандарты в виде писанных, а чаще – неписанных законов и правил задают самые разные общественные и государственные образования, начиная с родителей и школы и заканчивая политиками и полицейскими. Таким образом – социум «нормирует» своих членов. Основная причина и мотивация такого рода стандартизации – поддержание порядка и стабильности в обществе. И для этой цели, инструмент – создание норм и правил выбран правильный, работающий.

Но именно здесь интересы личности и общества зачастую входят в конфликт: общество заинтересовано, чтобы сделать из человека послушного винтика системы, ему удобно иметь дело со стандартным человеком, гарантированно реагирующим по методу «стимул-реакция», в то же время личность испытывает потребность проявить свою уникальность, выразить свою особенность, отличие, непохожесть.

То есть – интересы личности и социума не только не совпадают, а фактически находятся в противоречивой оппозиции. Но это скрытое противоречие видно и понятно далеко не всем по той причине, что многие люди как будто бы не испытывают потребности в самовыражении, в проявлении своей уникальности. Это происходит из-за того, что в современном обществе очень много потребительского разнообразия. Чтобы продать что-то в развитом капиталистическом обществе – нужно поставить человека перед ситуацией мнимого выбора: когда выбирая между сортами колбасы, марками автомобилей или местами отдыха у потребителя искусственно формируется ощущение, что этот сконструированный выбор – и есть проявление его индивидуальности и соответствует глубинным чаяниям его души.

Другими словами, основа современной социализации – это навязанные модели поведения, одобряемые публично. Публичность в данном случае совершенно не обязательно исходит от государственных структур (да и где они?) – помилуйте, мы живем в ультрасовременном обществе. Публичное одобрение – это когда «человек Петр смотрится в человека Павла» и видит самого себя с помощью тех самых зеркальных нейронов, открытых в конце 20 века.

Ну и что, скажете вы: главное, чтобы человеку нравилось, чтобы ему было удобно, комфортно и приятно проживать свою жизнь. И многие с вами согласятся, даже большинство. Все, кроме тех, кто чувствует, что пришел в этот мир не для того, чтобы потреблять пусть приятные, но стандартные продукты, товары и услуги. Все, кроме тех, кто помнит еще детскую радость творчества – когда ты вдруг понимаешь, что можешь слепить, нарисовать или даже станцевать целый мир! Свой собственный мир – такой, каким ты его хочешь видеть и, если повезет – то и сможешь сделать.

И в этом смысле, выживание как адаптация к социальным нормам, выживание как самоцель, как то, ради чего тратятся лучшие годы и лучшие силы – является ложной моделью жизни. Даже если это весьма дорогостоящее выживание – тогда это еще и прожигание своего будущего, своего таланта, швыряние своих природных даров под ноги свиньям словно пресловутый бисер.

Что-то похожее имел в виду русский философ Василий Розанов, когда говорил: «Я ещё не такой подлец, чтобы думать о морали. Миллион лет прошло, пока моя душа выпущена была погулять на белый свет: и вдруг бы я ей сказал: ты, душенька, не забывайся и гуляй «по морали». Нет, я ей скажу: гуляй, душенька, гуляй, славненькая, гуляй, добренькая, гуляй как сама знаешь. А к вечеру пойдёшь к Богу. Ибо жизнь моя есть день мой, и он именно мой день, а не Сократа или Спинозы.» Розанов, безусловно, оставил свой уникальный след в русской философской мысли и именно потому, что в выражении своих собственных мыслей не следовал внешним стандартам, а искал свой собственный Путь.

Опыт выживания, особенно в такой стране как Россия – накапливается, формулируется и передается из поколения в поколение. Именно этот опыт лежит в основе того, что называется национальной ментальностью, другими словами – в основе народного склада ума. А что у нас лучше всего выражает народную смекалку? Правильно: пословицы и поговорки. Именно эти сгустки народного самосознания лучше всего программируют отечественных выживальщиков. Давайте рассмотрим отдельные примеры такого рода национальных программ по выживанию.

«Чтобы жизнь медом не казалась»

Выживание как национальная идея
Кто же не слышал это расхожее выражение! Обычно оно звучит как универсальный ответ на большинство вопросов в нашей жизни и подходит как объяснительный принцип для большинства российских проблем, например, таких:

- Почему в России холодно?

- Почему у нас такие маленькие пенсии?

- Почему нельзя сделать пешеходный переход там, где людям удобно?

- Почему бесплатная медицина такая убогая?

- Почему нужно не жить, а выживать?

А задумывались ли вы над вопросом: а почему жизнь не должна кому-то показаться медом? На самом деле эта расхожая фраза является магической формулой, которая программирует человека на негативное восприятие жизни. Зачем? Для того, чтобы предостеречь его от ненужных иллюзий, что в этом мире можно чего-то позитивного добиться и даже получать удовольствие от жизни.

В основе такого подхода к жизни лежит религиозная идея о том, что мы здесь, в этом мире для того, чтобы страдать за свои и чужие грехи и что благодаря этому беспрерывному страданию, возможно, мы будем получать удовольствия в Царствии Небесном.

Берусь утверждать, что эта же идеология лежит в основе склонности быть жертвой, того, что называется виктимным поведением: ведь любое страдание дается не просто так, а во искупление, страдать – хорошо, многострадальным воздастся - «и последние станут первыми».

И в этом смысле, формула «чтобы жизнь медом не казалась» - является напоминанием о том, что искать удовольствия в жизни – неправильно, а надо стоически переносить всякого рода лишения и страдания и что именно это – норма. А если жизнь вдруг показалась чем-то приятным, то это иллюзия, заблуждение за которым непременно последует жестокое разочарование. Более того – именно эта идея лежит в основе убеждения, что за «все хорошее» нам обязательно придется расплачиваться и иногда даже и «сторицею», а то и до «четвертого колена».

Именно глубинная природа этого жизненного сценария, его религиозные корни и порождают множество аналогичных, виктимных, по сути, формул, составляющих основу депрессивных жизненных сценариев. Вот эти психологически схожие формулы:

  • Жизнь – боль.
  • От сумы, да от тюрьмы не зарекайся.
  • Кого люблю – того и бью.
  • Не больно – не интересно.

«Ты - начальник: я – дурак, я – начальник: ты – дурак»

Чацкий

Помилуйте, мы с вами не ребяты;

Зачем же мнения чужие только святы?

Молчалин

Ведь надобно ж зависеть от других,

Чацкий

Зачем же надобно?

Молчалин

В чинах мы небольших.

Грибоедов. А.С. Горе от ума

 

Следующим краеугольным камнем ментальности выживальщика является почитание разного рода вертикальных иерархий. Этот сценарный подход выражен в формуле почитания вышестоящих: «ты – начальник: я – дурак, я – начальник: ты – дурак». Это такие правила иерархической игры, принимаемые по умолчанию. Негласные правила, которые не нужно писать в виде слогана, они пронизывают все общественное пространство, потому что составляют одну из основ национальной ментальности.


Эта формула безотказно действует в крупных компаниях и структурах, построенных по вертикальному принципу. Меняются названия и границы государств, технологическая база, наименование структур и организаций, а этот негласный и невидимый принцип продолжает действовать - потому что является основой выживания в социуме.

Более лояльная формулировка этого принципа сделана в виде правил на все случаи жизни выживальщика: «Пункт №1: начальник всегда прав. Пункт №2: если начальник не прав, смотри пункт №1». Для тех, кто этого не хочет понимать существуют дополнительные, разъясняющие формулы: «те, кто сегодня задает вопросы – завтра ищет другую работу».

Если люди не состоят в служебных отношениях в рамках какой-то одной структуры – для них более актуальна другая формулировка этой же идеи: «Не тот прав, кто прав, а тот – у кого больше прав».

Как видите – множество вариантов одной и той же мысли со всех сторон нормируют поведение выживальщика, сообщая ему, что все предрешено, нет смысла рыпаться и об этом сообщает вековечная народная мудрость. Именно так действуют мертвые принципы, нацеленные на то, чтобы создать из живых и разнородных людей послушную стандартизированную стабильную массу, которой легко манипулировать.

Всякая система поощряет послушание через награды и бонусы.  Бонусом выживальщика является шанс занять более высокое место в иерархии и тогда, наконец, когда он займет хотя бы маленький пост небольшого начальничка, уж тогда он покажет – кто тут будет изображать «дурака», тут уж его подчиненным жизнь медом не покажется. Это «золотое правило» всякой иерархии – возможность со временем отыграться, взять реванш. В наиболее наглядном виде это представлено в устройстве армейской «дедовщины»: сначала «дембеля» гнобят «молодых», потом ты сам (если выживешь) – становишься «дембелем» и, в свою очередь, отыгрываешься на «молодых» за свои предыдущие унижения. Благо, что любая жизненная ситуация развивается во времени и со временем многое может измениться – когда «последние станут первыми».

Конечно, это порой многоплановая игра, которая, как говорят психологи – хорошо структурирует время. Однако проблема в том, что такого рода игры на выживание занимают собой всю жизнь и ты уже начинаешь забывать, что началось все с обычных попыток «быть хорошим», «играть по правилам» и прочих благоглупостей.

«Хочешь жить – умей вертеться»

Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены.

Н.В. Гоголь. Шинель

 

Если же человек вместе эффективной адаптации к общепринятым правилам – начинает их нарушать или бунтовать против них, то рано или поздно он может потерять свою наработанную зону комфорта и оказаться в зоне другого плана, где царствует другой закон национальной ментальности, который звучит так: «Поближе к кухне, подальше от начальства». Т.е. чтобы не вступать в конфликт с руководством по поводу неадекватной оценки своего интеллектуального потенциала – лучше занять свою «нишу» там, где тебя никто не видит и желательно не слышит.


В самых суровых зонах некомфорта действуют следующие жесткие правила: «Не верь, не бойся, не проси» и «умри ты сегодня, а я – завтра». Все это вариации на тему античного принципа «Человек человеку волк» (Homo homini lupus est). Именно убежденность в действенности этих правил и заставляет человека заниматься активным выживанием в социуме и поэтому в мозгу у выживальщиков звучит рефреном «Хочешь жить – умей вертеться». Это одновременно объяснительный принцип и формула самооправдания. Ведь, что же еще остается если кругом волки – только вертеться, точнее действовать согласно древнему эволюционному инстинкту «Дерись-беги или замри», благодаря эффективности которого предки ныне живущих людей выжили и успели оставить потомство. Любые сомнения в моральности и осмысленности такого поведения перекрываются формулой: «А как иначе? Надо же ВЫЖИВАТЬ!».



Просмотров: 312
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Как проживать именно свою жизнь? Техника 2-х вопросов.
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Почему мы выбираем именно этого человека? 6 причин страдать в отношениях
  • Если хочешь, чтобы дочь была счастлива – лечи свою голову
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Хочу жить свою жизнь, но не знаю, чего хочу именно я
  • Грани жизни. Влюбиться для того, чтобы жить.
  • 5 причин того, почему этот вид предательства является самый худшим из возможных
  • Чтобы изменить свою жизнь, измените свои мысли!
  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Почему вы анализируете вместо того, чтобы жить?
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Определите, от чего именно Вам необходимо избавится, чтобы выйти из зависимых отношений! Тест.
  • Когда страхи и неуверенность мешают, а важное дело нужно сделать именно сейчас.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • О том, как научиться радоваться жизни, даже если жизнь не спешит вас радовать приятными сюрпризами.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь