|
Когда отношения с подростком зашли в тупикАвтор статьи: Тимошенко Оксана Васильевна
Когда отношения с подростком зашли в тупик. Часто на консультации приходят родители с трудностями в общении с ребенком - подростком, например, такими как:
Сталкиваясь с такими проблемами, родители, часто, сразу прибегают к тяжелой артиллерии: серьезные откровенные разговоры, поиск компромиссов, бонусы, лишения и т.д. Родителям кажется, что они перепробовали все, но отношения становятся все хуже и ничего не помогает. Эти способы и другие могут быть эффективными, но, бывает, что чего-то не хватает. И это что-то очень важный элемент, фундамент отношений с ребенком – теплые, доверительные отношения. И когда они есть, то общение с ребенком, наблюдение за его взрослением и развитием становится интересным и приятным процессом. Как же построить этот фундамент? Есть простые и действенные способы создания доверительных отношений с ребенком. Один из них – это формирование у себя навыка видеть и слышать ребенка в настоящем моменте. Общаться и взаимодействовать с ним в текущем моменте: видеть его таким, каким он есть сейчас; слушать то, что он хочет сказать сейчас. Если опираться в общении с ребенком на прошлый опыт (отрицательный или положительный) или на беспокойство о его будущем, то между родителем и ребенком неизбежно будет недопонимание. Постепенно у ребенка будет формироваться несогласие с таким форматом общения, которое и будет выражаться в сложном поведении («Когда мне надо – меня не слышат, вот и я не буду»). И когда родителям очень важно достучаться до ребенка – перед ними глухая стена. Каждый ребенок хочет быть хорошим для своих родителей и только когда он совсем теряет надежду получить одобрение и признание – он перестает стремится к этому. Важным моментом является способность родителей обуздать свои страхи, тревоги за ребенка, ожидания и желание обеспечить счастливую жизнь. Когда взрослые общаются с ребенком с позиции беспокойства и ожиданий, то они видят перед собой не реального ребенка, а свои проекции на него – свои мысли, суждения о нем. И тогда сложно понимать и откликаться на его потребности и переживания. В погоне за счастьем в будущем можно потерять счастье в настоящем. Дети чувствительны к недостатку общения «здесь и сейчас». Во-первых, их психика еще не готова справляться с эмоциональными трудностями самостоятельно – помощь родителей здесь очень важна. Во-вторых, в отличие от взрослых, их сознание еще не настолько отягощено жизненным опытом и тревог родителей они просто не понимают. От недостатка общения «здесь и сейчас» у ребенка создается впечатление, что его не понимают, что он не интересен, не нужен (чтобы быть нужным, надо стать каким-то другим). У ребенка может формироваться чувство растерянности, неуверенности, одиночества, что имеет различные проявления. Он может стать замкнутым, пассивным («он ничего не делает и не хочет») или проявлять агрессию, протест (пассивный – плохо учится, не кушает или открытая конфронтация – не соблюдение договоренностей, ложь). Еще ребенок может стать слишком послушным. Не всегда в этом видна проблема, но из таких детей часто вырастают взрослые, которые не чувствуют себя счастливыми. Из этого следует, что трудное поведение - это защитная реакция от чрезмерного вмешательства в личное пространство ребенка, когда в тревоге родители контролируют, опекают и планируют жизнь ребенка или просьба о помощи: «Я хочу, чтобы Вы меня понимали и поддерживали в моем взрослении». Часто, взрослые, из-за нехватки времени, включаются в жизнь ребенка, когда возникают проблемы. Мы, взрослые, иногда даже хвалим быстро, а ребенку хочется в подробностях не спеша рассказать о своем успехе и насладится достижением. Не говоря уже о том, чтобы просто болтать не о чем. Иногда кажется, что важны серьезные душевные разговоры, а не «пустой» разговор, но этот разговор, когда мы слушаем поток мыслей ребенка, очень важен и показывает ребенку, что он нам нужен такой, какой он есть и у нас есть время для него. Это формирует основу для того, чтобы ребенок доверял нам и готов был услышать нас, когда это необходимо. Предлагаю провести эксперимент: на протяжение двух неделей находите время, чтобы поговорить «ни о чем» и просто слушайте ребенка, поддерживая разговор и следуя в беседе за ним, не пытаясь перевести разговор на полезные темы. И даже если Вам покажется, что это удачный момент, чтобы вставить полезную информацию – сдерживайте себя. Постепенно Вы увидите, как в Ваше с ребенком общение приходит легкость и радость. Для подростков важно, чтобы их слушали без советов и попыток что-то подкорректировать. Для них это признание и доверие, которые вселяют уверенность: «Я молодец! У меня все получится!». Не стоит быть слишком требовательными, ведь они только учатся жить. Если уже сильно хочется дать совет – остановите себя и подумайте: «Так ли он важен сейчас?» и если Вы уверены, что «Да», то спросите: «Я могу тебе дать совет?». Конечно, речь не идет о ситуациях, касающихся здоровья и безопасности ребенка, когда активное вмешательство родителей необходимо. Для подростков очень важно их личное пространство, поэтому они так чувствительны к нарушению его границ. Это просто особенности взросления, которые надо учитывать. Я желаю всем счастливых отношений! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|