В мифах и преданиях разных народов, в том числе и у русского народа (и славян в целом), есть сказания о существах откровенно враждебных, сильных и очень опасных для человека.
Одним из таких существ является Лихо Одноглазое, что встречается в славянском фольклоре, в русских сказках.
Имя этого существа, “Лихо”, в русском языке происходит от слов «беда», «зло», «нечет». Может означать так же “остаточный”, “лишний”. Происходит от *leik* — оставлять. Однокоренное слову «лишения», и такм же связано с различными физическими недостатками (ср. серб.-хорв. лихорук — однорукий), и словом «лишний» о людях имеющих аномалии — шесть пальцев, лишние зубы и т. п. Такие люди в народе считались приносящими неудачу. Таким образом, можно сказать, что в целом, этимологически, название существа связано со словом “лишний”, то есть, чрезмерный, то, что уже не нужно. Не даром это понимание отражено и в пословицах и поговорках “Не буди Лихо, пока оно тихо”, “Хватил лишнего”, “Узнал, почём фунт лиха”, и т.д.
Кто же такое Лихо Одноглазое? Описания Лиха разнятся. Некоторые сказки и сказания описывают его как огромного уродливого великана. Другие, как безобразную, высокую женщину с огромными когтями и зубами и спутанными длинными волосами. Особенностью персонажа является то, что у него всегда лишь один глаз - отсюда и его имя, Лихо Одноглазое, - либо то, что у него нет глаз вовсе. Впрочем, Лихо может обернуться очень красивой молодой девушкой, добродушным стариком, или даже ребёнком. В таком виде, Лихо очень боится зеркал, потому что зеркала отражают его истинную сущность, отталкивающую и пугающую.
Лихо является воплощением злой судьбы, патологического невезения. Везде, где оно появляется, всё начинает идти наперекосяк. Дела не спорятся, обращаются прахом. Радость тает. Умножается горе и скорбь. Распаляется вражда, недовольство собой, ближними и жизнью. Нет для Лиха большего удовольствия, чем превратить жизнь человека в череду поражений, лишений, потерь и вечной скорби. В сказках Лихо выступает как безжалостный людоед, пожирающий человеческую плоть. Однако, этим чудовищный образ этого существа не исчерпывается. Лихо питается страданиями людей и животных, и всячески способствует их умножению. Словно вампир, оно высасывает жизненную силу живых существ до тех пор пока не выпьет живое существо всё без остатка.
Лихо обитает в глухих местах, чаще всего, в лесной глуши, или на болоте. Обитает оно либо в пещере, устланной человеческими костями, и спит на них. Либо же, в кряжистой избушке. Кстати, именно поэтому непримиримым врагом Лиха является Леший, который защищает и оберегает лес от тёмных и деструктивгых сил.
Однако же, поскольку Лиху необходимо питаться, оно околачивается на окраинах городов и деревень, высматривая себе добычу.
Несмотря на устрашающую внешность и немаленькие силы, Лихо не всегда напрямую нападает на человека - Лихо можно накликать. Как уже говорилось, у наших Предков существовала такая поговорка: “Не буди Лихо, пока оно тихо!”. Означает это то, что человек может привлечь внимание Лиха своим поведением, словами, или мыслями. Чаще всего, Лихо привязывается к капризным и вечно недовольным жизнью людям, которые постоянно “ноют” и жалуются, постоянно носят на лице недовольную мину, или мрачное выражение. Такие люди будто бы приглашают этого людоеда в свою жизнь, который, привлечённый их смурным видом и негативными мыслями, питается, растёт, умножая их, и без того мрачное настроение. Но это не значит, что и жизнерадостные, улыбчиные и оптимистичные люди надёжно защищены от внимания этого существа. Для Лиха, уничтожить таких жизнерадостных людей - даже более приятно, чем сожрать и без того подавленного человека.
Если Лихо к кому привяжется, то такому человеку не позавидуешь. Этот демон так просто не покинет свою жертву, вцепится в неё мёртвой хваткой. Лихо обладает свойством проникать своим чёрным взором в самую душу человека. Как никто другой, оно может определяет самые жуткие страхи человека. Страх смерти. Страх остаться одному. Страх остаться без средств к существованию, и так далее. И Лихо делает всё, чтобы воплотить этот страх в жизнь, параллельно лишая человека воли к жизни и воли к борьбе. Лихо, будто бы погруджает человека в тяжёлый, мрачный сон, заставляя свою жертву сосредоточиться лишь на негативных событиях и сторонах своей жизни. Человек перестаёт видеть свои сильные и лучшие стороны.
(рис. Романа Папсуева)
В сказках Лихо редко привязывается к человеку самостоятельно. Часто человек сам ищет встречи с ним от нечего делать, просто потому что жизнь кажется ему чересчур простой.
Так, например, в русской сказке, Кузнец, у которого в жизни всё спорилось и ладилось, решил узнать, что такое Лихо. И отправился на его поиски. Долго искал он Лихо, пока не набрёл на избушку, затерянную в глухом дремучем лесу. Вошёл он внутрь, и видит, что никого в избе нет, и решил он передохнуть тут. Да так и уснул, не поужинав. Проснулся он от того, что услышал, как домой вернулись хозяева, точнее, хозяин. Хозяином оказалось Лихо, которое вернулось с пастбищ, пригнав с собой стадо баранов. Лихо обрадовалось гостю, потому как именно им оно и хотело поужинать. Однако, Кузнец, в поисках Лиха, сам давно не ел, и отощал. Видя, как худосочен гость, Лихо решило его покормить, чтобы тот набрал в весе. По этому случаю, оно закололо одного из баранов и приготовило обильное угощение на двоих. Лихо явило чудовищный аппетит, за один присест проглатывая по трети барана, а кузнец, бедный, во все глаза смотрит на лихо, и от ужаса ему кусок в горло не лезет. Перекусив, Лихо стало спрашивать у кузнеца, кто он, откуда. И, как только узнало, что он искусный кузнец - тут же попросило себе выковать новый глаз. Кузнец оказался не только не робкого десятка, но и смекалистым малым. Он сказал, что охотно поможет Лиху, но для этого, его надо как следует связать. Взял он верёвку, связал Лихо и говорит:
- А ну-ка, поворотись, бабушка!
Лихо шевельнулось, и без труда разорвало верёвку.
Взял кузнец другую, и так же, говорит “поворотись!”. Лихо и эту верёвку разорвало. В третий раз, взял он уже самую толстую и крепкую верёвку, и как следует связал бабку.
- А ну-ка, бабусь, поворотись-ка теперь!
На этот раз, не смогло ничего Лихо сделать. Тогда взял Кузнец железный шкворень, раскалил его добела, поставил Лиху на здоровый глаз. Да как ударит по нему молотом! Тут же выбил он у чудовища здоровый глаз.
Взвыло Лихо, да как разорвёт верёвки!
Кузнец в ужасе забился в самый дальний угол избы, да и затаился там. Ни жив, ни мёртв от страха, смотрит, как Лихо шарит по избе, кляня его самыми последними словами. Да так и не нашло его.
На следующее утро стало Лихо выгонять баранов своих на пастбища. Само стоит у выхода, и проверяет каждого барана, что выходит. Кузнец сразу смекнул что делать: вывернул он тулуп шерстью вверх, встал на четвереньки, и поспешил за баранами. Тут же его Лихо схватило - Кузнец чуть от страха Богу душу не отдал, - да чудовище лишь шерсть нащупало. Приняв Кузнеца за барана, вышвырнуло его вон из избы. Прокатлися Кузнец по земле, вскочил на ноги, перекрестился, да и рванул в деревню со всех ног.
Как прибежал - его тут же односельчане обступили: “Где был?” - спрашивают.
- У Лиха был! - отвечает запыхавшийся Кузнец, - Знаю я теперь, что оно такое: есть хочется, да не ешь, и спать хочется, да не спится!
В других версиях сказки у Кузнеца были попутчики, которых Лихо убивало и сжирало безо всякой жалости. Сам же Кузнец, благодаря своей хитрости, давал Лиху отпор, и сбегал от него. Правда, пока он бежал, он успевал заметить топор в дереве. Да не простой топор, а из чистого золота. Ослеплённый жадностью, Кузнец хватался за топорище и тут же попадал в ловушку: рука его прирастала к нему так, что не отдерёшь. И быть Кузнецу убитым мстительным чудовищем - он уже слышал торжествующий хохот Лиха за спиною, - если бы он, собрав всё мужество, не отрезал бы себе кисть руки.
Иные версии сказок рассказывают о том, что у Лиха есть три дочери: когтистая, клыкастая, и самая страшная, когтистая и клыкастая. Они так же пускаются за добрым молодцем в погоню, но тот, при помощи хитрости и зверей-помощников, убивает и их.
Есть версия о том, как Лихо поймало маленькую птичку, и хотело её съесть. Но, та сподабливалась вырваться из когтей Лиха и, при помощи своего друга Крота, спрятаться от него.
В казачьей сказке, казак Тишка справился с Лихом благодаря своей хитрости, взяв чудовище “на слабо”, так, что Лихо очутилось в сосбвтенном мешке, где оно хранило всю радость и жизнелюбие его односельчан. Так казак расколдовал родную станицу, а Лихо выбросил прочь.
Таким образом мы видим, что Лихо убить невозможно. И то, что оно ворует радость, счастье и жизнелюбие других людей, складывая его в свой огромный мешок.
Так же, образ Лиха связывают с неумолимым законом, если угодно, с кармическим возмездием, настигающим человека в том случае, если он нарушит установленные великим Родом законы, или же, своим поведением, образом мысли и чувствами - когда ему кажется, что ему недодали, другим лучше, чем ему, что судьба к нему несправедлива, или же, напротив, превозношением, высокомерием и хвастовством, - привлечёт к себе его страшное внимание.
Как видим, этот образ крайне интересен и глубок с точки зрения психологии, с точки зрения символов.
Можно предположить, что Лихо Одноглазое является изящной персонификацией депрессии и депрессивных настроений. А так же теневых качеств радости и жизнелюбия, отражающихся на синхронистичных процессах жизни, что выражается в проявлении рока и злой судьбы.
Место обитания Лиха - тёмный лес, болото, - можно символически отнести к тем глубинам Бессознательного, к той теневой их части, которая относится к разрушительной области Тени. Отсюда к нам приходят депрессивные настроения, отсюда к сознанию поднимаются такие эмоциональные состояния как печаль, неудовлетворённость собой, страх перед будущим, ощущение своего ничтожества, ощущение, что в мире, да и в тебе самом, нет ничего стоящего и ценного.
Можно провести аналогию между Лихом Одноглазым и негативным материнским комплексом, персонификацией Ужасной Матери, Пожирающей Матери, которая стремится к тому, чтобы полностью проглотить своё чадо и не терять над ним своей власти. Вероятно, именно отсюда происходит свойство Лиха окрашивать жизнь человека в негативные тона, разрушать его веру в самого себя. Кстати, здесь можно провести аналогию и с Артурианскими мифами, в которых, к юному Парсифалю приходит безобразная старуха, котрая начинает обличать его перед всем собранием артурова двора, беззастенчиво и безжалостно расписывая все его дурные деяния, помыслы и чувства, тем самым лишая его уважения и самоуважения, и подрывая его веру в самого себя.
Так же можно провести параллель между демоном-защитником - психической фигурой, порождаемой травмой, как пишед Д. Калшедд в своей книге “Внутренний мир травмы”. Эта фигура представляет собой констелляцию болезненных переживаний и страхов, которая с одной стороны, оберегает Эго от повторного опыта травматизации, а с другой - питается его болью и ужасом, не давая ему вступить в реальный мир. Даже сам символизм образа - Лихо Одноглазое, пожирающее человеческую плоть и спящее на ложе, собранном из костей его (точнее, её) жертв, - ассоциируется с буквально, гложущими человека чувствами стыда, вины, неприятия себя, ненависти и отвращения к самому себе. Вполне вероятно тут провести параллель с таким словом как “самоедство”, которое так же может быть выражено образом Лиха Одноглазого.
Метафора того, что у этого чудовища всего один глаз, вполне вероятно, так же не случайна. Человек, попавший под власть депрессивных состояний, видит мир однобоко и исключительно в чёрном, или сером свете. Он считает, что вокруг нет никакого смысла, ему незачем жить, незачем что-то делать, просто потому, что он сам недостоин ничего хорошего, он ни к чему не приспособлен, никчёмен, и всё, за что он не возьмётся, осыплется прахом. Они ни на что не способен. Он никому не нужен. И даже сам себе. И, несмотря на то, что это далеко не так, несчастный, одержимый этой фигурой Человек, просто не видит ни в себе, ни вокруг, никаких положительных качеств. Он смотрит на мир сквозь око чудовища, которое овладело им и которое, постепенно, подчиняет его себе.
Выше уже было сказано, что чудовище может быть связано с Архетипом Ужасной Матери. В таком случае, инетересной станновится следующая мысль. В сказках мы видим, как Кузнец, ослепив Лихо, выбирается из её избушки, прикинувшись бараном. Это интересно и тем, что такой же мотив мы встречаем и в “Одиссее” Гомера. К слову, по Марии-Луизе фон Франц (книга “Puer Aeternus”), образ Овцы играет важную роль в становлении мужчины, как личности. Овца - животное стадное. Она символизирует общность, слияние с коллективом с полным растворением личности. В целом, несмотря на то, что тенденция это довольно негативная, но, иногда, очень полезно вспомнить о том, что ты являешься частью какого-то коллектива, как часть общего, великолепно-прекрасного рисунка жизни. Иначе, ты обречён на смерть, как погибает лист, оторвавшись от ветки. Особенно это важно для людей, юношей, захваченных архетипом Пуэра. Ощущение себя как части общности, общины, помогает нивелировать влияние раздутого негативного материнского комплекса, который не имеет ничего общего с Архетипом Матери, Дарующей Жизнь и помогающей укрепиться и как следует встать на ноги.
В другой сказке мы видим, как Кузнец отрезает себе руку - увы, он поддался жадности и схватился за топорище золотого топора, попавшись в расставленную Лихом ловушку, - и только так спасается от преследующего его чудовища. В этой сказке мы видим, что для того, чтобы убежать от Лиха необходимо пожертвовать какой-то частью себа, которая перестала быть полезной, а наоборот, тянет назад, в объятия чудовища. Это могут быть какие-то старые привычки, вероятно, какие-то эгоистические убеждения, какие-то комплексы, въевшиеся в Эго и мешающие его развитию. Чем-то это перекликается и с обрядом Инициации мальчиков, которые через боль преодолевали Материнский Комплекс, грозящий, в ином случае, перерасти в нечто деструктивное.
В другой сказке, юноше удаётся сбежать от Лиха и его ужасных дочерей при помощи животных, которые, в Аналитической Психологии персонифицируют здоровые инстинктивные силы человека, пробуждающие его волю к жизни и развитию. В образах дочерей Лиха можно углядеть такие переживания как страх, стыд и вину. Сами по себе эти чувства необходимы, так как они помогают человеку выжить и гармонизировать свою жизнь в социуме. Однако, раздутые до непомерных величин, они разрывают человека на части своими клыками и когтями, и человеческой плотью начинает лакомиться именно Лихо.
В сказке о птичке, героиню от Лиха спас крот, её друг, представляющий собой так же позитивные, здоровые инстинктивные силы, берущие начало в бессознательном.
Иными словами, источник той мощи, которая может противостоять Лиху кроется, так же, в глубинах нашего бессознательного, в глубинах психики и Коллективной Мудрости, доступ к которой имеет каждый Человек.
И, если верить некоторым источникам, наши Предки верили, что отвадить Лихо тоже можно, пусть это и непросто.
В одном из поверий говорили, что помочь в этом может Банник - дух-хранитель бани. Ему приносили жертву в виде угощения, и если он принимал его, то, тогда в баню приводили одержимого человека и хорошенько его там мыли и пропаривали. И, в целом, как можно больше позитивных эмоций, как можно больше общения, так же способствовало тому, чтобы перекрыть Лиху источник питательной энергии боли и страдания. Но, проще сказать, чем сделать. Одержимый Лихом человек, как уже говорилось, как будто бы сам становился монстром. Его характер портился, негативные качества, обида на весь мир, росли, и общаться с ним становилось как минимум неприятно, а как максимум, опасно. И поэтому, Лихо старались “не будить пока оно тихо”, жить в гармонии с людьми и с самими собой, стараться не унывать, принимать жизнь такой, какая она есть, не ожидая ничего, и в то же время трудиться ради лучшего настоящего и будущего, радуясь каждому дню.
Ведь, пока Человек жив, всё можно исправить и даже улучшить!
Использованные источники:
Все права на картинки принадлежат их уважаемым авторам =)
1. Интернет-ресурсы (википедии, энциклопедии);
2. Канал Семь Легенд: https://www.youtube.com/channel/UCETITZG98icJocBFdvZ3W0Q
3. Артемов В.В. «Славянские мифические существа»
4. К.Д. Ушинский. Лихо Одноглазое (сказка). Пересказ
5. Капица Ф. С. Лихо одноглазое // Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы : справочник / рецензент д.ф.н. М. И. Щербакова, зав. отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН; рис. И.Я. Билибина и др. — 8-е изд. — М.: Флинта, 2011. — С. 123. — 296 с. — ISBN 978-5-89349-308-5.
6. Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с.
7. Калшедд Д. “Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа”
8. М.-Л. Фон Франц “Вечный юноша. Puer Aeternus”.