Компульсивное переедание (случай из практики). Часть 1.

Компульсивное переедание не редкость в современном мире.

Компульсия – это навязчивые действия, движения, которые человек не может остановить усилием воли (например, человек грызет ногти, щелкает пальцами, кусает губы).

Точнее, останавливая компульсии, человек, как правило, может сдерживать себя некоторое время, но потом компульсии появляются снова. С помощью таких навязчивых движений человек неосознанно пытается успокоиться, избавиться от тревоги, от навязчивых мыслей.

К сожалению, компульсивные движения и действия  нередко бывают деструктивными. Так, например, компульсивное переедание помогает на время успокоиться, но приводит к изменению веса, нередко к ожирению. Пища – это удовольствие для человека. Но любое удовольствие может стать проблемой. Так, если человек не может контролировать себя, не может остановиться, хотя уже насытился или начинает есть тогда, когда не хочет этого – это проблема.

Компульсивное переедание  случай из практики  Часть 1

Ем, чтобы не бездельничать. Марина.

История из психотерапевтической практики. В соответствии с правилами конфиденциальности, имя и некоторые детали изменены,  от клиентов получено согласие на описание случая.

Марина стала проходить терапию не в связи с проблемами с весом. Главнее были отношения с мужчиной, с которым Марина состояла в длительных отношениях, но до создания семьи дело не доходило.  Однако через некоторое время была актуализирована проблема, связанная с работой. Марина - редактор в издательстве и работает дома. Целый день дома. Целый день за компьютером и далеко не всегда Марине, по ее словам, хватает времени приготовить себе еду. Утром чашка кофе, потом перекусы. Ну как перекусы. Весь рабочий день – сплошной перекус. Кофе, чай, печенье, сушки, чипсы, шоколадки и т.д.

Я прошу Марину рассказать о своей работе и мы моделируем рабочую атмосферу прямо в кабинете. Марина достает из сумки ноутбук, располагается в кресле, рядом  столик, на который Марина ставит стакан с водой, а вместо миски с печеньем Марина находит корзинку с кубиками. Марина открывает текст, над которым она сейчас работает и начинает читать. Она пару минут ловко щелкает по клавишам, а потом замирает. И резко смотрит на меня. Выясняется, что как только она доходит до места, над которым ей нужно подумать, она непроизвольно тянет руку к вазочке.

- Марина, замедли это свое движение. Про что это?

Марина медленно, очень медленно отводит руку от клавиатуры и берет в руку кубик («печенье»). Она медленно сжимает кубик в руках, крутит его. Её руки напрягаются и Марина начинает плакать.

Я не тороплю Марину, ей нужно выплакаться. Проходит время и мы начинаем говорить. Марина уже не новичок в терапии, поэтому она очень быстро понимает, что с ней происходит. Ей достаточно было смоделировать ситуацию, некоторое время осознанно поработать, направляя свое внимание на себя и свои реакции, чтобы понять, что с ней происходит.

- Я чувствую, как хочу занять свои руки и рот. Когда я правлю текст, я чувствую, что я работаю, а когда я сижу и смотрю на экран компьютера, то мои руки свободны и я как будто не работаю. Я их сразу занимаю. Я взяла в руки кубик (ну как бы печеньку) и начала его крутить, вроде как занята. Грызть кубик не будешь, а печеньку я бы съела, еще бы рот заняла. Так что я при деле.

- Как будто нельзя сидеть без дела.

- Да. При этом я головой вполне понимаю, что это все бред. Я не сижу без дела, Я думаю над текстом, я ищу подходящую формулировку.

- А давай теперь уберем наши «печеньки» и ты попробуешь посидеть без дела, поработать без печенек.

Марина отодвигает столик, мы убираем корзинку с кубиками. Она углубляется в текст. И снова пару минут она смотрит на экран, а потом отстраняется. Её взгляд блуждает, пока не натыкается на окно. Марина долго смотрит в окно, потом закрывает ноутбук.

- Ты сейчас смотрела в окно.

- Да, - голос Марины дрожит.

- Что с тобой сейчас?

- Мне кажется, ты будешь меня ругать.

- Тебе кажется, что я буду тебя ругать. За что?

- Что я без дела сижу.

- А кто тебя ругал, когда ты в окно смотрела?

Марина кусает губы.

- Ты сейчас кусаешь губы. Попробуй усилить это движение.

- Это про школу и про бабушку. В школе я, бывало, когда задумывалась над задачкой, то не на доску, а в окно смотрела. И дома тоже. Стол стоял у окна, я читала условие задачи и на минутку поворачивала голову к окну, на верки дерева смотрела, на птиц. А бабушка рядом сидела и кричала мне, чтобы я не отвлекалась. Я тогда и начала кусать губы, чтобы не отвлекаться. Губы были обкусанные, от этого трескались. И, видимо, когда я стала жить одна, я просто начала есть во время работы. Не бездельничаю, не в окно смотрю, а ем. Как-то это все не специально получилось.

- А ты реально бездельничала, когда в окно смотрела?

- Да нет, я над задачкой думала.

- А сейчас отвлекаться от текста – это бездельничать?

- Нет, мне нужно, чтобы мысли в голову пришли, на это время нужно.

- А бездельничать это ужасно?

- По мнению бабушки, кончено. А так, нормально, - Марина смеется.

- А ты позволяешь себе бездельничать?

- Не припомню. Стараюсь, делать два дела сразу. Когда ем, смотрю телевизор или читаю, когда глажу белье, тоже смотрю кино.

- И не готовишь, чтобы время не тратить на приготовление пищи, чтобы зря не тратить?

- Да, похоже на то. И посуду мыть еще. А от печенья и конфет мало грязной посуды.

- Кстати, а почему ты дома работаешь, а не в издательстве?

- Вообще-то это неправильно, но мне разрешили, жалко время на дорогу тратить.

И тут Марина начинает смеяться.

Это всего лишь небольшой кусочек работы, одна встреча. А дальше было много всего. Было осознание того, что жизнь не равно работа, что нормально отвлекаться от работы и нормально просто смотреть в окно. Что заедала Марина? Свою тревогу, свои беспокойства о том, что она ленится и позволяет себе отвлечься от работы. Эту тревогу ей подарили учительница и бабушка, и нам пришлось отдать обратно нежеланные подарки. Далее Марина пришла к тому, что готовить еду – это не тратить время зря, а заботиться о своем здоровье. И Марина начала готовить и даже получать удовольствие от процесса. И есть приготовленное с удовольствием, наслаждаясь едой, а не глядя при этом на экран монитора. Марина стала делать перерывы в работе в те моменты, когда хотелось подумать. Во время этих перерывов она смотрела в окно, иногда делала какие-то физические упражнения, бывало, что дела большие перерывы и ходила в магазин или (кошмар!) даже прогуляться.

 

 

(с) Юлия Гусева, психолог, группа ВК - https://vk.com/psyhlp, сайт - http://www.psyhlp.ru/

 



Просмотров: 353
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Новый человек родился. Марина
  • Как не встретились Марина и Игорь.
  • Как Марина кран чинила
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как Марина избавилась от чувства вины и отверженности
  • Марина Влади и ее лояльность к отцу
  • Марина Цветаева дочь и мать
  • Санта-Барбара по-русски. Счастливое замужество: Марина 45+
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • Как реагировать, когда вмешиваются в мои дела, а мне это очень обидно?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Виртуальные отношения: когда это то, что нужно, а когда напрасно
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Муж любит смотреть порно, а жена в это время… Почему? Что делать?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Время – это то, что дает нам силы
  • Что такое время и почему его нужно тратить с умом
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, что пора заканчивать терапию и закончится ли это когда-нибудь?
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь