Сказка и миф в работе психолога со взрослыми. Миф о богине-матери

Автор статьи: Евгения Куликова

В предыдущей статье Сказка и миф в работе психолога с детьми я рассказала, как с помощью сказки можно решить эмоциональные и поведенческие проблемы у детей. 

Еще раз напомню, что сказка - это эффективный и экологичный метод решения проблем, который помогает нормализовать эмоциональное состояние, скорректировать поведение, решить конкретную проблему. Сказка помогает понять и осознать важные для человека смыслы происходящих с ним вещей.
Преимущества сказки или написанной истории заключается в том, что в отличие от простого описания своих мыслей, чувств, переживаемых событий, в сказке и мифе есть сюжет, который ведёт клиента к преодолению в мифическо-сказочном пространстве жизненной трудности, открывает новые пути решения, и в конце концов, в сказке или мифе всегда должен быть счастливый конец, (или катарсис) который выводит клиента из невротического "пережёвывания" сложной ситуации. Польза повествования в терапии доказана экспериментами. Терапия письмом
После знакомства с дианализом, я открыла для себя новые формы работы, такие, как нахождение и конструирование персонального мифа и - амплификация (терапия творческим расширением). 
Сказка, которая имеет под собой более глубокую - архетипическую - мифологическую основу может быть более ресурсной, дающей клиенту более мощную базу для жизни.
Правда, для этого консультанту требуется бОльшая осведомленность в мифологии, знание хотя бы основных мифологических, архетипических персонажей и сюжетов. Но зато это даёт бОльший простор у консультанта для интерпретаций тех образов и сказочных сценариев, что рождаются у клиента в процессе консультирования и терапии. Это даёт возможность обогатить придуманный "из головы" персонаж клиента и придать ему новую силу и творческий потенциал. 
Сказка и миф в работе психолога со взрослыми Миф о богине матери

А теперь в качестве примера хочу привести опыт консультирования клиентки из другой возрастной категории.

Клиентка в возрасте около 60 лет жаловалась на усталость, "замотанность", на невозможность найти время "для себя", отдохнуть, поскольку большую часть своего времени тратила на помощь ближним: дочери, внукам, бывшему мужу, бывшей свекрови, сестре и прочим.

Её друзья, по её признанию, называли её "скорой помощью", готовой без раздумий броситься по любому зову.

Главным, выделенным клиенткой, качеством "скорой помощи" являлась "необходимость", и с одной стороны, это было мотиватором для клиентки в её поведении  - "быть нужной" и закрывала её потребность в принадлежности и связи с близкими, а с другой стороны "необходимость" - это один из синонимов "обязанности", "долга" - долга, который для неё самой стал бременем.

В рамках данной консультации в муниципальном учреждении не было времени на то, чтобы написать сказку, поэтому я предложила просто поискать образ, в котором клиентке было бы комфортно пребывать в воображении - вместо "скорой помощи".

Сначала она мечтала стать свободной, а точнее "улетающей от всех" ласточкой, но этот миф мог стать мифом в общепринятом смысле слова - выдумкой, которая принесёт облегчение только на миг. Женщина, которая всю свою жизнь до нынешнего дня посвятила помощи ближним, и испытывала потребность быть нужной, и нуждалась в связи с другими - стать  в реальности "улетающей от всех"  ласточкой не могла.

Мы продолжили поиски образа и клиентка выбрала образ пчелы.

Пчела импонировала клиентке тем, что полезна (делает целебный мёд), трудолюбива, семейственна (рой) и тем похожа на клиентку, а с другой стороны - она более свободна в своём полёте. Это клиентку вдохновляло.

***

Сейчас мне хотелось бы сделать отступление от темы -  экскурс в мифологию и культурологию, чтобы рассказать о мифическом значении и символике пчёл.

У хеттов известна богиня Камрусепа, чьё имя было переведено, как "Дух пчелиного роя". В одном из мифов рассказывается о том, что бог Телепинус и другие боги покинули землю и "уснули". Тогда Камрусепа обращается к Богу Солнцу:
Взяв Пчелу из рук Бога Солнца, Богиня-Мать к ней обратилась: "Лети! Ищи Бога Телепинуса, когда ты его найдешь, ужаль его в руки, ужаль его в ноги, намажь воском ему-глаза и руки, очисти его, и освяти его, и приведи ко мне".
Таким образом, с помощью пчелы, Камрусепа будит уснувших богов, очищает их и возвращает на землю.  

 

О пчеле, способной оживлять, рассказывается в финно-карельском эпосе «Калевала», где герой Аемминкяйнен, убитый врагами из хтонического мира, воскрешается чудесным медом, принесенным пчелой с девятого неба от Верховного Бога Укко по просьбе матери героя.
 В русском фольклоре - пчела - спасительница.
"Сказка о козе рухленой" 
«Коза рухлена, половина бока луплена, заперлась в избе, выжив из нее зайца; ни сам заяц, ни пытавшиеся помочь ему бирюк и кочет не смогли попасть внутрь избы. Помогла пчелка: пчелка рассердилась, начала летать круг стенок; вот жужжала, жужжала и нашла дырочку, влезла туда да за голый бок и жальнула козу рухлену и сделала на боку пухлину. Коза со всего маху в дверь — и была такова! Тут зайчик вбег в избу».
Также известны русские заговоры, в которых пчела - это сила, которая может возвратить жизнь на землю. 
«Ты, пчелынька, пчела ярая! Ты вылети с заморья, ты вынеси ключики, отомкни летичко, летичко теплое, лето хлебородное! ... Зима нам надоела, хлеб и сено поела, ручки-ножки познобила, скотинушку поморила!» (Оренбургская губерния)
Следы культа пчелы сохранялись в Европе достаточно долго, что указывает на его важность. Например, украинцы до XIX-XX вв. называли пчелу «святой». В то же время немцы давали пчеле названия «божья птица» и «птица Марии».
В древнегреческой традиции известна богиня-мать Мелисса. Диодор Сицилийский изображает Мелиссу в образе пчелы, кормящей Зевса-младенца.
Пчела была эмблемой Афродиты, а затем — Девы Марии. 

Кроме того, древние греки поклонялись богине фригийского происхождения Кибеле. Ее называли «великой матерью», и она была связана с плодородием и дикими природными силами. Эта богиня тоже соотносилась с культом пчелы,  жрицы Кибелы, «великой матери», звались мелиссаи, т. е. пчелы. Иными словами, Кибела стояла во главе жриц-пчел и таким образом подобно Камрусепе была хозяйкой пчелиного роя. 
Доктор философских наук А.Е. Наговицын в своей книге "Древние цивилизации. Общая теория мифа" отмечает:
Поскольку все вышеперечисленные богини соотносились с социальной структурой и мироустройством, и, кроме того, в культе пчелы явно прослеживается функция жизнеобеспечения — можно утверждать: с древнейших времен существовал древнейший образ Хозяйки мира как хозяйки пчелиного роя, где даже сама пчела может выступать как ипостась богини Жизни-Смерти, а пчелиный рой прототипом идеальной социальной структуры.

****

Таким образом, непритязательный образ пчелы, на котором остановилась клиентка, архетипически и мифологически оказался связан с древними культами богинь, и в частности, Великой Богини-Матери.

 Жизнеобразующую роль в пчелином рое играет пчелиная матка.

Матка - мать.  

В английском языке пчелиная матка называется queen bee, дословный перевод - королева пчёл. 



Клиентка -  отнюдь не простая "рабочая пчела", во многом именно на ней держится жизнь её семьи и близких.

Удивительно,  что именно она помогла уже бывшему своему мужу восстановиться после инсульта, возвратив его к жизни, как Камрусепа с помощью пчелы вернула к жизни Телепинуса.

 

Важно было помочь переосмыслить клиентке свою роль в её семейном "рое", помочь осознать, что она не служанка и раба, а "королева", Мать,  Богиня, которая даёт и поддерживает Жизнь, а значит, владеет некой силой и властью, могуществом. 

Не она зависит от прихотей и желаний своего окружения, а они во многом зависят от неё, а значит она может регулировать процесс "подаяния благ". 

******

Таким образом, обнаружив в образе и истории клиента глубинное мифологическое ядро, мы помогаем ему открыть доступ к новому "прочтению" его жизненной ситуации, к новым ресурсам и новым решениям "старой" проблемы. 

 





Просмотров: 350
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь