|
Сказка и миф в работе психолога со взрослыми. Миф о богине-материАвтор статьи: Евгения Куликова
В предыдущей статье Сказка и миф в работе психолога с детьми я рассказала, как с помощью сказки можно решить эмоциональные и поведенческие проблемы у детей. Еще раз напомню, что сказка - это эффективный и экологичный метод решения проблем, который помогает нормализовать эмоциональное состояние, скорректировать поведение, решить конкретную проблему. Сказка помогает понять и осознать важные для человека смыслы происходящих с ним вещей. Преимущества сказки или написанной истории заключается в том, что в отличие от простого описания своих мыслей, чувств, переживаемых событий, в сказке и мифе есть сюжет, который ведёт клиента к преодолению в мифическо-сказочном пространстве жизненной трудности, открывает новые пути решения, и в конце концов, в сказке или мифе всегда должен быть счастливый конец, (или катарсис) который выводит клиента из невротического "пережёвывания" сложной ситуации. Польза повествования в терапии доказана экспериментами. Терапия письмом После знакомства с дианализом, я открыла для себя новые формы работы, такие, как нахождение и конструирование персонального мифа и - амплификация (терапия творческим расширением). Сказка, которая имеет под собой более глубокую - архетипическую - мифологическую основу может быть более ресурсной, дающей клиенту более мощную базу для жизни. Правда, для этого консультанту требуется бОльшая осведомленность в мифологии, знание хотя бы основных мифологических, архетипических персонажей и сюжетов. Но зато это даёт бОльший простор у консультанта для интерпретаций тех образов и сказочных сценариев, что рождаются у клиента в процессе консультирования и терапии. Это даёт возможность обогатить придуманный "из головы" персонаж клиента и придать ему новую силу и творческий потенциал. А теперь в качестве примера хочу привести опыт консультирования клиентки из другой возрастной категории. Клиентка в возрасте около 60 лет жаловалась на усталость, "замотанность", на невозможность найти время "для себя", отдохнуть, поскольку большую часть своего времени тратила на помощь ближним: дочери, внукам, бывшему мужу, бывшей свекрови, сестре и прочим. Её друзья, по её признанию, называли её "скорой помощью", готовой без раздумий броситься по любому зову. Главным, выделенным клиенткой, качеством "скорой помощи" являлась "необходимость", и с одной стороны, это было мотиватором для клиентки в её поведении - "быть нужной" и закрывала её потребность в принадлежности и связи с близкими, а с другой стороны "необходимость" - это один из синонимов "обязанности", "долга" - долга, который для неё самой стал бременем. В рамках данной консультации в муниципальном учреждении не было времени на то, чтобы написать сказку, поэтому я предложила просто поискать образ, в котором клиентке было бы комфортно пребывать в воображении - вместо "скорой помощи". Сначала она мечтала стать свободной, а точнее "улетающей от всех" ласточкой, но этот миф мог стать мифом в общепринятом смысле слова - выдумкой, которая принесёт облегчение только на миг. Женщина, которая всю свою жизнь до нынешнего дня посвятила помощи ближним, и испытывала потребность быть нужной, и нуждалась в связи с другими - стать в реальности "улетающей от всех" ласточкой не могла. Мы продолжили поиски образа и клиентка выбрала образ пчелы. Пчела импонировала клиентке тем, что полезна (делает целебный мёд), трудолюбива, семейственна (рой) и тем похожа на клиентку, а с другой стороны - она более свободна в своём полёте. Это клиентку вдохновляло. *** Сейчас мне хотелось бы сделать отступление от темы - экскурс в мифологию и культурологию, чтобы рассказать о мифическом значении и символике пчёл. У хеттов известна богиня Камрусепа, чьё имя было переведено, как "Дух пчелиного роя". В одном из мифов рассказывается о том, что бог Телепинус и другие боги покинули землю и "уснули". Тогда Камрусепа обращается к Богу Солнцу: Взяв Пчелу из рук Бога Солнца, Богиня-Мать к ней обратилась: "Лети! Ищи Бога Телепинуса, когда ты его найдешь, ужаль его в руки, ужаль его в ноги, намажь воском ему-глаза и руки, очисти его, и освяти его, и приведи ко мне". Таким образом, с помощью пчелы, Камрусепа будит уснувших богов, очищает их и возвращает на землю. О пчеле, способной оживлять, рассказывается в финно-карельском эпосе «Калевала», где герой Аемминкяйнен, убитый врагами из хтонического мира, воскрешается чудесным медом, принесенным пчелой с девятого неба от Верховного Бога Укко по просьбе матери героя. В русском фольклоре - пчела - спасительница. "Сказка о козе рухленой" «Коза рухлена, половина бока луплена, заперлась в избе, выжив из нее зайца; ни сам заяц, ни пытавшиеся помочь ему бирюк и кочет не смогли попасть внутрь избы. Помогла пчелка: пчелка рассердилась, начала летать круг стенок; вот жужжала, жужжала и нашла дырочку, влезла туда да за голый бок и жальнула козу рухлену и сделала на боку пухлину. Коза со всего маху в дверь — и была такова! Тут зайчик вбег в избу». Также известны русские заговоры, в которых пчела - это сила, которая может возвратить жизнь на землю. «Ты, пчелынька, пчела ярая! Ты вылети с заморья, ты вынеси ключики, отомкни летичко, летичко теплое, лето хлебородное! ... Зима нам надоела, хлеб и сено поела, ручки-ножки познобила, скотинушку поморила!» (Оренбургская губерния) Следы культа пчелы сохранялись в Европе достаточно долго, что указывает на его важность. Например, украинцы до XIX-XX вв. называли пчелу «святой». В то же время немцы давали пчеле названия «божья птица» и «птица Марии». В древнегреческой традиции известна богиня-мать Мелисса. Диодор Сицилийский изображает Мелиссу в образе пчелы, кормящей Зевса-младенца. Пчела была эмблемой Афродиты, а затем — Девы Марии. Кроме того, древние греки поклонялись богине фригийского происхождения Кибеле. Ее называли «великой матерью», и она была связана с плодородием и дикими природными силами. Эта богиня тоже соотносилась с культом пчелы, жрицы Кибелы, «великой матери», звались мелиссаи, т. е. пчелы. Иными словами, Кибела стояла во главе жриц-пчел и таким образом подобно Камрусепе была хозяйкой пчелиного роя. Доктор философских наук А.Е. Наговицын в своей книге "Древние цивилизации. Общая теория мифа" отмечает: Поскольку все вышеперечисленные богини соотносились с социальной структурой и мироустройством, и, кроме того, в культе пчелы явно прослеживается функция жизнеобеспечения — можно утверждать: с древнейших времен существовал древнейший образ Хозяйки мира как хозяйки пчелиного роя, где даже сама пчела может выступать как ипостась богини Жизни-Смерти, а пчелиный рой прототипом идеальной социальной структуры. **** Таким образом, непритязательный образ пчелы, на котором остановилась клиентка, архетипически и мифологически оказался связан с древними культами богинь, и в частности, Великой Богини-Матери. Жизнеобразующую роль в пчелином рое играет пчелиная матка. Матка - мать. В английском языке пчелиная матка называется queen bee, дословный перевод - королева пчёл. Клиентка - отнюдь не простая "рабочая пчела", во многом именно на ней держится жизнь её семьи и близких. Удивительно, что именно она помогла уже бывшему своему мужу восстановиться после инсульта, возвратив его к жизни, как Камрусепа с помощью пчелы вернула к жизни Телепинуса.
Важно было помочь переосмыслить клиентке свою роль в её семейном "рое", помочь осознать, что она не служанка и раба, а "королева", Мать, Богиня, которая даёт и поддерживает Жизнь, а значит, владеет некой силой и властью, могуществом. Не она зависит от прихотей и желаний своего окружения, а они во многом зависят от неё, а значит она может регулировать процесс "подаяния благ". ****** Таким образом, обнаружив в образе и истории клиента глубинное мифологическое ядро, мы помогаем ему открыть доступ к новому "прочтению" его жизненной ситуации, к новым ресурсам и новым решениям "старой" проблемы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|