|
Аззазель и прочие козлы отпущенияАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Козел отпущения – это жертвенное животное или человек, приносимые в жертву богам для того, чтобы умиротворить их гнев и обеспечить благоденствие сообщества. Согласно иудейской традиции ежегодно в праздник Йом-Киппур к Первосвященнику приводили двух козлов, одного из которых приносили в жертву Богу, а на другого возлагали все грехи сообщества, после чего изгоняли на смерть в пустыню. Там в песках должно было сгинуть все плохое и греховное, вызывающее вину, стыд и другие неприятные чувства. По другой версии козла сбрасывали с горы Азазель. И в том и в другом варианте сообщество исцелялось, освобождаясь от грехов вплоть до следующего года. Благодаря иудаизму и козлиной сакральной жертве мы узнали как на самом деле выглядит воплощенное зло и враг человеческий. Его голова должна быть украшена рогами, а тело испускать специфический козлиный запах. История распорядилась так, что народ, породивший данное верование в последующем сам неоднократно и больше прочих выступал в роли коллективного козла отпущения. В христианстве концепция поменялась, и добровольное самопожертвование стало ключевой идеей нового вероисповедания. Каноническим образом агнца, искупившего вину человечества, стал сам Иисус Христос. В психологии козлом отпущения индивидуальной психики является пострадавшая и продолжающая страдать часть души, которую мы вытесняем в Тень и таким образом приносим в жертву ради адаптации. По времени травмы страдающей частью чаще всего является детская часть души – источник спонтанности и творчества, которая могла бы служить нашей целостности и максимальной полной жизненной реализации. Но в силу случившегося соприкосновения с насилием и болью, она сама становится олицетворением отвергаемого - плачущим, ноющим и просящим ребенком, то есть тем, что не должно быть у приличного взрослого человека. В подробном юнгианском исследовании «Комплекс козла отпущения. Миф и психология коллективной Тени» С. Б. Перера пишет о коллективных проявлениях комплекса козла отпущения:
Люди и козлы Человеческое невежество и неискоренимое проецирование Тени в свое окружение, привели к тому, что в Древнем мире и в Средние века козел стал объектом мистификации. Его рога, кровь, волосы, экскременты широко использовались в лечении самых разных болезней без оглядки на уменьшение поголовья ни в чем не повинных козлов. Уже не в мифологии, а в реальности козлы оказались пострадавшей стороной. Примитивные способы справляться со страхами болезней, смерти, Дьявола, иного, непознанного довели до того, что, например, в начале XIX века численность горных козлов во всем альпийском регионе не превышало 100 особей. В светлой части Козлы, особенно горные - это мощные, красивые животные с литым мускулистым телом и крепкими ногами. Если складывать оду козлам, то сразу вспоминается песня В.С. Высоцкого «Скалолазка», передающая дух независимости, свободы и покорения вершин, способность задавать уровень недосягаемой высоты. Пока самые сумасшедшие и отважные из людей не решились на восхождения по отвесным горным стены, это испокон веков уже делали козлы, козы и козлята. Есть в нас это козлиное желание забраться на высоту. При этом полезно помнить, что козлиные навыки скалолазания объясняются вполне прозаичной причиной – отвесные скалы защищают от волков, пум, леопардов, рысей и пр. опасных хищников. Бывает, что козлы переоценивают свои силы и забираются в такие места, откуда уже не могут спуститься. Они часами стоят на крохотном пятачке горизонтальной поверхности, пока не обессилят и не сорвутся в пропасть. Наша светлая козлиная часть – это естественное желание жить и бороться за свою жизнь, вырабатывая навыки выживания. Самки козлов в вопросах выживания и сохранения потомства также могут олицетворять самые светлые человеческие качества материнства. Они дружелюбно относятся ко всем детенышам и готовы одинаково защищать их от хищников.
— Какой властью надо обладать, чтобы быть выше смерти? — Сколько признания, наград, почестей, званий, машин, дворцов, парчи и шелка нужно иметь, чтобы не боятся смерти? — Сколько нужно написать статей, книг, диссертаций, сделать научных открытий, написать картин и пр., чтобы обеспечить себе вечную память? За свои амбиции и стремление к покорению вершин мы страдаем не меньше, чем горные козлы из Красной книги. — Достоинством является высокая степень личной ответственности и привычка полагаться на свои силы в решении трудных вопросов. А самый трудный вопрос, на который нет всех устраивающего ответа – это вопрос о том, что нас ждет после смерти. Не получая конкретного удовлетворительного ответа, мы решаем вопрос символически и заселяем Небеса именами знакомых нам богов, с которыми заключаем заветы, молимся им и приносим жертвы. Поскольку у каждого народа на том же самом месте до них жили другие народы первое, что приносится в жертву это вера и боги предшественников. Так старые боги становятся демонами, пополняя бестиарии, а новые улучшенные версии занимают свободные места. — "ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЕГО ВЕРА" (И.В. Киреевский, русский религиозный философ) Продолжая аналогию с горными козлами, предположим, что все тот же страх смерти ведет людей к вершинам, подпирающим небо. Это самое далекое место от равнинной поверхности, где хоронят обычных людей. Смерть на горе уже как бы и не смерть, а вознесение к Богу. Смерть на жизненном подъеме, на вершине жизни или хотя бы на холме достойна героев духа. Если бы люди осознавали это в полной мере, то, возможно, не платили бы миллионы долларов за квадратный метр земли, чтобы быть похороненными на самом древнем действующем и самом дорогом в мире кладбище на Елеонской горе в Иерусалиме. Такова практически неосуществимая фантазия. Люди платили, платят и будут платить все, что у них есть, самой жизнью, чтобы умереть на вершине или возвышенности этой жизни. Мы с большим авансам присвоили себе наименование homo sapiens, являясь по факту homo religious, в тайне мечтая стать homo deus (человеком божественным). Секретность этой мечты вполне обоснована, так история учит, что любого, кто объявит себя homo deus, сначала возвысят, а потом распнут или отправят в адскую компанию. — АЗЗАЗЕЛЬ Иудейский теневой предтеча Христа, ангел, низвергнутый в темную яму посреди пустыни архангелом Рафаилом, придавленный огромным камнем. С тех пор ждет момента, когда он снова сможет увидеть свет и получит возможность реабилитации. В другом варианте развития событий - будет окончательно истреблен в очищающем пламени, чтобы люди и дальше придумывали себе новых козлов отпущения, пока не научатся возвращать теневые проекции и отвергаемые части своей собственной природы. Азазель подарил людям способность добывать полезные ископаемые, плавить железо, мужчин обучил искусству обращения с оружием, то есть, быть мужчинами, а женщин - создавать различные снадобья, находить магические растения и пользоваться косметикой, чтобы уметь лечить и быть соблазнительными. — АЗАЗЕЛЛО ("МАСТЕР И МАРГАРИТА") Изображен в романе как огненно-рыжий мужчина маленького роста с мерзкой физиономией и клыком, торчащим изо рта. В финале внешность героя преображается, и он предстает перед читателем в истинном облике – воин в стальных доспехах с пустыми черными глазами и белыми холодным лицом.
На Станции "Metropolis" Возвращение энергии Тени, через принятие субъективно невыносимых чувств и отвергаемых аспектов собственной личности.
________________________________________________________________ Более ста тем из вашей жизни в трансформационной игре "Metropolis" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|