Иллюзия психической нормальности

Автор статьи: Геннадий Малейчук

Иллюзия психической нормальности

Иллюзия психической нормальности

«Непозитивная» статья…

При встрече с психической реальностью мы автоматически переносим на нее качества реальности физической. И в этом процессе неизбежно сталкиваемся с рядом иллюзий.

Первая иллюзия: Назову ее иллюзией психической целостности. Суть ее в том, что если в человеке внешне не видно каких-то  повреждений, то он кажется целым, то бишь нормальным, здоровым… К сожалению это не так. На самом деле ряд психических и личностных «органов»  могут быть не сформированы, «поломаны», не функционировать, а человек при этом может выглядеть целым  и даже быть вполне адаптированным и социализированным.  К примеру, может быть дефицит таких качеств, как эмпатия, ответственность,  воля, эмоциональная чувствительность, нравственность и др.

Вторая иллюзия: Назову ее иллюзией психической регененерации.  Здесь мы сталкиваемся с идеей того, что недостающие психические и личностные органы можно при желании дорастить.  Человек, столкнувшись с дефицитарностью либо отсутствием какого-то качества у другого, часто наивно полагает, что все это можно исправить, возместить. «Это же не отсутствие руки, ноги или другого физического органа, с чем можно смириться и принять как данность и неизбежность»? – наивно полагает он. Да и позитивно-оптимистичные лозунги поп-психологов с их поп-статьями и поп-тренингами безапелляционно подтверждают, что нет ничего невозможного!!! Все можно развить, улучшить, изменить! Было бы желание!

Но это не совсем так и не все так однозначно и оптимистично.

Некоторые личностно-психические органы, не получив благоприятных условий для своего развития в сензитивный для этого период, так и остаются в зачаточном состоянии и «вырастить» их не представляется возможным в принципе. Скомпенсировать –  да, еще как-то возможно.  И это все. Для регенерации же других понадобится много лет терапии. И еще не факт, что получится. Необходимо, чтобы сложился ряд условий – профессиональный терапевт, мотивированный клиент, временные и материальные ресурсы…

И чем раньше произошел сбой в развитии, тем хуже прогноз для того, чтобы что-то изменить.  В современной психоаналитической литературе с подачи М. Балинта в этом случае говорят о базовом дефекте. (Его  книга так и называется)

Психическую нецелостность можно попытаться скрыть – и люди в этом преуспевают, если им это выгодно, путая других, вводя их в заблуждение, имитируя психическую целостность.

Другим ведь психическую нецелостность без близкого контакта с человеком не видно. Вот и кажется, что человек целый, а начинаешь с ним взаимодействовать и натыкаешься на пустоту…

При этом возникает ощущение, что все у него в наличии. А он просто почему-то не хочет вам этого давать. Поэтому то так нелегко бывает принять дефицит целостности у другого и согласиться с ним. И разочароваться непросто. Хочется верить глазам. И в очередной раз цепляться за надежду, а  с нею и за иллюзии целостности. И снова обманываться…

Особенно остро этот дефицит  проявляется  в близких отношениях: детско-родительских, супружеских. Из-за этого в таких отношениях возникает целый ряд неоправданных ожиданий, претензий, упреков, разочарований... К примеру, уже давно выросший ребенок, никак не может смириться с реальностью невозможности получить от родителя безусловную любовь и настойчиво продолжает надеяться, что тот когда-нибудь измениться и сможет, наконец дать ему то, чего ему так не хватало всю его жизнь. Или партнер по браку не теряет надежды переделать своего партнера, добившись от него нужного ему поведения.

Люди в целом менее терпимы к психическим проблемам другого человека, чем к проблемам физическим.  Нам сложнее признать и согласится с личностной нецелостностью другого, чем с физической. По той же причине ее неочевидности. И сложнее здесь сочувствовать. Из-за неочевидности создается впечатление, что человек не хочет, не старается, ленится… Возникает раздражение, злость, обида и желание его изменить. Невозможность же этого встречает человека с его бессилием и еще больше злит.

Как согласиться, что в структуре личности твоего близкого есть какой-то дефицит? Как принять» его «личностную инвалидность»,  если нет диагноза? Если его неполноценность проявляется в том, что он не может безусловно любить, сочувствовать, принимать решения… (Кстати, термин «инвалид» происходит от слова «валидный», то есть действенный, действительный, полноценный. Приставка -ин здесь означает отсутствие этих свойств). 

Вроде как все на месте, все цело, без внешних повреждений. И даже кнопка есть. А давишь на нее, пытаешься включить – а не работает. Функция, которая должна бы включаться этой кнопкой, не включается – она не встроена в эту модель, не предусмотрена заводом-изготовителем. Такая вот метафора.

Разочароваться в другом здесь бывает непросто.

Как разочароваться, когда тебя обделили, обманули? Как принять, согласиться с этим? Особенно ребенку, встретившись с ограничениями-дефицитами родителя – в безусловной любви, принятии, эмоциональной близости? Ладно, взрослый человек – сам что-то не досмотрел, ошибся – сам виноват.  Ошибку неудачного выбора можно исправить…

А что делать ребенку? Родителей, как известно, не выбирают. Да и других не будет… И как с этим жить?

Есть несколько способов как-то справиться с этой ситуацией.

Первый способ. Наиболее распространенным способом обхождения при встрече с этим феноменом является попытка присвоить идею неполноценности себе. Обнаружив, что «кнопка почему-то не включается», решить, что виноват в этом я сам. И виниться – «я  что- то делаю не так». И стыдиться – «со мной что-то не так, я какой-то не такой…». И пытаться бесконечно меняться, тренироваться, подстраиваться в надежде, что однажды «кнопка заработает».

Так, взрослые уже дети "бегают" за любовью к маме, еще и еще раз пытаясь заслужить ее одобрение, услышать похвалу, получить признание своих заслуг... Слыша в ответ очередную порцию критики,  в следующий раз стараются еще "быстрее, выше, сильнее". Но все зря.

Второй способ – не терять надежду, что родитель/партнер целый, что у него есть то, что мне так нужно, но он «почему-то не хочет мне это давать?» И тогда требовать, настаивать, обижаться и продолжать «давить и давить на кнопку».  И так всю жизнь. Ждать, надеяться, тыкаться, не получать, обманываться, злиться, обижаться! Но продолжать надеяться, что другой изменится и не разочаровываться. Никогда!

Как часто в жизни бывает, встречается девушка с парнем, вроде бы неплохой, но... Список дальше у каждого свой - изредка поднимает руку, изредка напивается, поглядывает на других, жмотится на кафе и кино... Но девушка верит - вот женится на мне, и все изменится. Женится. Ничего не меняется. Только "изредка" меняется на "все чаще". Девушка снова верит - вот родится ребенок и все изменится. Рождается. Становится еще хуже. И пишут эти девушки комменты в модных блогах модных психологов про абьюзеров с вопросами в лучшем  случае как уйти с наименьшими потерями, в в худшем - как же все таки его изменить?? 

И первый, и второй способ – суть ловушки зависимости. Разочароваться в другом здесь не удается. И тогда эмоционально «отвязаться» от объекта тоже невозможно. Это бесконечное воспроизводство негармоничных отношений – с обидами, упреками и ощущением бессилия что-либо изменить.

Третий способ – разочароваться и уйти. Он подходит не всегда. Расстаться бывает сложно, а иногда и невозможно.

Четвертый способ – разочароваться  и остаться с другим.  И если не принять, то смириться с его дефицитом, нецелостностью. И не требовать от него того, чего у него просто нет. А пытаться с ним таким как-то строить отношения.

Третий и четвертый способы – расстаться или остаться – часто являются запросами на терапию. Непростые способы, требующие «работы души».

 Но это выход!

Буду признателен за Ваши отклики и благодарности за статью!

Для иногородних возможно консультирование у автора статьи через интернет. Связаться со мной можно через сайт b17

Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии



Просмотров: 222
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • Изменить другого можно! Даже мужчину)
  • Можно ли изменить другого человека?
  • Можно ли изменить другого человека?
  • Когда есть желание изменить другого.
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Можно ли изменить другого и как изменить себя?
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • 1. Предметная метафора. "Суть человека невозможно изменить !"
  • Простить нельзя другого, можно понять и принять.
  • Можно ли изменить способ жить
  • Доверять можно никому. Почему человек "закрытый"?
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • У него есть девушка, но он флиртует со мной. Что делать?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну"... О конфликтогенах
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Как принять его таким, какой он есть, если не принимается??
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • Зачем "копаться в прошлом" или как этого можно не делать
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как принять факт болезни близкого и при этом не сдаться
  • Почему бизнес-обучение часто оказывается неэффективным и как можно изменить ситуацию.
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь