|
Дар прощенияАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Есть такие переживания, которые по общечеловеческой психологической котировке являются самыми высокими. Это любовь, жалость, милосердие, раскаяние, прощение. Последователи К.Г. Юнга назвали бы такие переживания самостными, то есть, рожденными в самой глубине души и идущими от духа. Это такие драгоценности души или редкие дорогостоящие драгоценные камни. Но наряду с ними есть полудрагоценные камни, есть искусная подделка, есть просто бижутерия. Психологических подлогов чрезвычайно много. Не любить, но говорить о любви, не жалеть, а демонстрировать превосходство, не раскаиваться, а уклоняться от ответственности, не прощать, делая вид, что простил и убеждая себя в этом. Все это отягчает "карму", будет предъявлено на высшем суде или, как минимум, не способствует психологическому благополучию. Поговорим о прощении. Не будем брать случаи, когда надо простить кого-то там на работе или среди приятелей. Для многих извинительных и эпизодических проступков достаточно извинений. Возьмем примеры оскорблений и преступлений со стороны тех, кто должны были оберегать и заботиться. Даже если вместо этого они отвергали, предавали, бросали, насиловали психологически или физически, вырастая человек вроде как уже и должен говорить, что все прошлое прощено, а сегодня отношения ровные. И в таком случае мы говорим о фиктивном прощении. Если функция прощения в том, чтобы навсегда расстаться или сохранить добрые отношения, то при фиктивном прощении не происходит ни того, ни другого. Отношения остаются дистантными и напряженными — нет близости, тепла и доверия, нет принятия при том, что речь идет о родных людях. Прощение как понимание может быть настоящим и фиктивным. Настоящим оно является, когда удается исправить детское восприятие картины миры. Например, человек понимает, что его детские страдания связаны с обстоятельствами, независимыми от родителей — безденежье, необходимость работать в ущерб заботе, голод, война, болезнь или преждевременная смерть родителя. Видя реальность уже взрослый человек переосмысляет контекст своей травмы. И тогда выживший и повзрослевший Иов говорит Аврааму: «Папа я без претензий, ведь это Бог сказал тебе принести меня в жертву. Любой поступил бы также на твоем месте. Я тоже убью тебя, если этого пожелает наш Бог». Здесь главное понимать контекст и не воспринимать все слишком лично. Две матери как примеры реального и фиктивного прощения Одна мать из африканского племени ведет 3-х летнюю дочь к знахарке и та лезвием отрезает ей клитор, а потом под отчаянный плачь ребенка сшивает половые губы. Ребенок испытывает ужас, боль и не понимает почему ее мама крепко держит ее вместо того, чтобы защитить. Лишь повзрослев она поймет, что в их сообществе так поступали со всеми девочками, а женщина с клитором и не зашитым влагалищем никогда бы не вышла замуж. Она прощает свою мать, которая при той дикой с точки зрения европейца процедуре страдала вместе со своей дочерью за нее, за саму себя и за всех других женщин этого племени. Мать с дочерью едины и соединены чувством скорби и глубокой любви. В нашей культуре полегче и, например, многие женщины рассказывают как они плакали, когда мама туго заплетала косы. И это тоже было простительным. Случаи фиктивного прощения — понимания связаны с работой психологических защит. Обычный человек, если он не страдает эпилептоидной вязкостью и застреванием через какое-то время вытесняет или отщепляет аффективное наполнение травмы, помнит о содеянном против него преступлении, но ничего не чувствует. Чтобы прийти к прощению нужно, чтобы человек смог вернуть все свои чувства и восстановил утраченную часть души.
Есть нечто, что является преступлением против ребенка, так как вызывает у него чувство полной безнадежности и ужаса. Нечто, что никогда и ни с кем в этой культуре не должно происходить. В Африке может, у других народов может, в другом кругу может, но не у нас. Нечто, что должно вызывать сильнейший гнев и активное возражение. И эти чувства на самом деле где-то есть, и человек, например, становится зоозащитником, оберегает и выхаживает животных, пострадавших от двуногих садистов. Но связать чувства сильнейшей боли и гнева, испытываемые при виде пострадавших животных со своей матерью он не может. И лишь проживание этих чувств вернет разрушенное доверие между дочерью и матерью и поможет произойти прощению. Это преудсловие настоящего прощения, но не гарантия. Прощение и убожество возможно когда видишь своего обидчика в плачевном состоянии и также соединяешься с сильными чувствами. В данном случае с жалостью. Она просыпается у милосердных людей которые видят убожество своего обидчика, его нищету, неустроенность, одиночество, болезнь, немощь, страдание. И если увиденное вызывает чувство жалости и ты может плакать о нем, как о человеческом существе, хоть и неприятном тебе, но страдающем, то такая жалость становится одновременно и прощением. Взрослая женщина под шестьдесят лет, смогла простить своего насильника, надругавшегося над ней когда ей было девятнадцать, а ему около сорока. Ей было достаточно представить как ей открывает дверь одинокий дряхлый старик. Также благодаря старости и немощи обидчика жертвы концлагерей прощают нацистских преступников. О самом главном в прощении - благодать прощения Для нас естественно, чтобы преступника настигла справедливая кара, естественно отомстить, чтобы восстановился существовавший прежде порядок, чтобы пострадавший вернулся в свои границы и восстановил их. Об этом хорошо показано в фильме «Ворошиловский стрелок», где дед мстит за поруганную честь внучки и тем самым спасает ее душу от самоистязания и аутоагрессии. Для людей, которые верят в карму, наказание за грехи не просто естественно, но и неизбежно, действует как неумолимый закон. Миролюбивые народы возлагают исполнение кармы на богов и судьбу, воинственные считают, что нужен поступок и объявляют кровную месть. Все это отсылает нас к агрессии, неизбежной в случае совершенного против тебя преступления или проступка. Она должна быть выражена в действии или получить какое-то мыслимое выражение. И только потом мы можем рассуждать о прощении. Но иногда имеет место благодать прощения, которая всегда иррациональна, нелогична и не имеет оснований в чувстве справедливости. Прощающий отказывается от мести сейчас и в будущем. Тем самым обрушивает все существовавшие ранее представления о справедливом возмездии. И в этом смысле прощение сверхъестественно, прощающий никогда не сможет рационально объяснить через то или иное «потому что». Это прощение наступает «несмотря на». Оно приходит не от рассудка, не от чувств, а откуда-то извне. Такое случается у людей, находящихся в контакте с духом и они получают прощение как дар свыше, чтобы отдать его своему обидчику, вручают ему дар прощения. Это не собственное великодушие, которое может быть явлено от нарциссического самовозвеличивания, а духовное явление. Иногда это многолетная духовная работа, иногда это происходит сразу у людей на высоком уровне духовного развития. Так Серафим Саровский прощал крестьян, избивших его до полусмерти и просил о их помиловании. Кому и для чего нужно прощение? Как замечает юнгианский аналитик Ю.В. Власова:
Итак, прощение нужно не виновному, а пострадавшему, чтобы оставаться в отношениях с обидчиком (матерью, отцом, женой, мужем, детьми) и самому иметь возможность жить дальше. Простить равнозначно излечению от травмированности. Когда мы видим человека сумевшего простит, то есть, преодолевшего психологическую травму, мы знаем, что этот человек не будет травмировать других и позволит им жить своей жизнью, в отношениях он будет ориентироваться на чувства доверия, дружбы и любви, вся его энергия будет уходить на текущую жизнь, его картина мира будет полна полутонов, ему проще будет смотреть с верой в будущее и он сможет в полной мере реализоваться в жизни в соответствии со своими дарованиями Прощение себя Ситуация когда человек, совершивший проступок и человек от этого страдающий и кающийся, - один и тот же человек. Если есть собственная реальная вина и мучают угрызения совести, то мы имеем ввиду человека, который не на показ, а в одиночестве ведет сам с собой непрестанный диалог и погружается в ад собственных бесплодных сожалений. Адское означает отделенное, замкнутое на себе самом и невозможность говорить с кем-то. В действительности человек ведет не диалог, а монолог и соответственно для того, чтобы он смог простит себя нужен кто-то другой. Этому служат религиозные исповеди и покаяния, а в последнее время еще и разговоры в кабинетах психологов, психотерапевтов и аналитиков. Можно принести покаяние и близкому человеку, но в силу его вовлеченности в ситуацию результат непредсказуем. Нет гарантий, что он не поступит как следователь, получивший признательные показания. Прощение в "Metropolis" Обращение к чему-то непрощенному, к спящим чувствам, которые долгое время были скрыты или даже казались давно прожиты и похоронены за ненадобностью. В действительности это не так и то прощение, которое как вам казалось уже состоялось было либо фиктивным, либо вы вообще не задумывались на тему важности прощения. Станция означает необходимость выйти за привычные рамки и важного шага в направлении к себе непрощающему. Тема суда над собой или осуждения кого-то из значимых людей оказывается важной для исправления "кармы" или исцеления. Иногда речь идет о биографическом материале, а иногда про отработку действительных кармических межпоколенческих проблем прощения. Прощения, которое не состоялось в жизни ваших предков, ставшего вашей трудностью простить или темой прощения ваших детей. Учитывая духовную составляющую тема прощения может рассматриваться на фоне темы смерти и побуждать нас к вопросу о том, в чьей жизни оно в конце концов должно произойти? При вашей жизни или уже в череде последующих поколений. В этом смысле это Станция вызова и проверки силы вашего духа и вашей связи с Духом Прощения (если его так можно назвать и призывать). Это позитивная Станция для людей, которые долго жили именно верой во что-то, причем без всяких гарантий. Послание Станции в том, чтобы понять, что цель, к которой вы бессознательно шли годами, действительно имеет место. Это объявление на стене, на котором написано: "то, что вам казалось и мерещилось не мираж", это письмо, где на конверте написаны ваше имя и ваш адрес. Ассоциации и амплификации: — Гарри Поттер получает письмо из Хогвартса, где говорится, что он действительно волшебник и пора собираться. — Махатма Ганди "Умение прощать — свойство сильных. Слабые не прощают". — Нельсон Мандела - "Я не могу забыть, но я могу простить". . Один из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида, за что 27 лет сидел в тюрьме. Лауреат Нобелевской премии мира в 1993 году. — Аркан «Суд» в картах Таро
В традиционном изображении карты мы видим фигуры мужчины, женщины и ребенка, что говорит о важности темы прощения как минимум для двух поколений одной семьи.
Эта и еще сотни столь же значимых тем в вашей жизни и в трансформационной игре "Metropolis"
Рекомендую по теме прощения: Кому и зачем нужно прощение? Прощение как любовь, только больше. Прощение (В.Ю. Власова) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|