Конечно же со счёта на пальцах!
Почему-то счёт, сложение и вычитание чисел на пальцах игнорируется родителями или педагогами, вместо этого начало счётных операций осуществляется на абаке или на счетных палочках (геометрических фигурах и др. счетном материале).
На самом деле, хочу сказать как нейропсихолог, что любая высшая психическая функция начинается с познания ребёнком собственного тела. Чем лучше ребёнок им владеет, тем прочнее закладывается фундамент для развития высших психических функций. Например, чтобы ребёнок хорошо читал, грамотно писал, необходимо, чтобы он в раннем детстве прошел все этапы раннего развития, включая все виды ползанья, поскольку именно на этом этапе закладываются важные нейронные связи, которые определяют развитие тех или иных психических функций в дальнейшем развитии. Начинают развиваться зрительно-моторные координации, пространственные представления, ориентация на плоскости, межполушарные взаимодействия, функции планирования и контроля, проприоцепция, вестибулярные функции, необходимый мышечный тонус и т.д. Если ребёнок хорошо научится чувствовать свое тело, ощущать себя правильно и полноценно, то ему будет легче взаимодействовать с окружающим миром, пространством, с объектами вне своего тела, поэтому счёт предметов скорее, вторичен по изучению, нежели счёт пальцев.
Вспомните, наши мамы и бабушки в так называемый досчётный период (период раннего развития) перебирали, сгибали-разгибали наши пальчики: «сорока-ворона, кашу варила, деток кормила. Этому дала, (начинаем загибать указательный палец), этому дала (средний), этому дала (безымянный), этому дала (мизинец), а этому не дала! (хватаемся за большой). Ты дров не рубил (разгибаем указательный), воды не носил (средний), печь не топил (безымянный), каши не варил (мизинец)!» А вот еще: «Этот пальчик дедушка (разгибаем большой), этот пальчик бабушка (указательный), этот пальчик папочка (средний), а этот пальчик мамочка (безымянный), а этот пальчик я (мизинец) – вот и вся моя семья!» Много разных потешек было, да и сейчас есть. На этом этапе ребёнок знакомится со своими ладонями, пальцами, начинает чувствовать каждый из них, затем самостоятельно их начинает сгибать-разгибать, узнаёт названия пальцев, не говоря уж о том, что ребёнок начинает повторять слова потешек, соединяет речь с движениями, развивая серийную организацию движений, что так важно для речи и не только. И почему то современными родителями игнорируется этот важный этап! На подготовку к школе ко мне приходят дети 6 лет, которые даже не знают названия пальцев? А про «сороку-ворону» и вообще говорить нечего, какие там потешки и пальчиковые игры. А потом родители удивляются: «а чего мой ребенок не усваивает счёт?», «неправильно держит ручку-карандаш», список продолжается в начальной школе: «медленно и с ошибками решает примеры», «плохо пишет, чертит, рисует и т. д».
Я часто думаю, что в моём детстве было полноценное развитие: несмотря на то, что мама работала на скорой помощи с ночными дежурствами и растила меня одна, она много мне пела, читала сказки, а такие игры как «сорока-ворона», «идет коза рогатая», «ладушки» - все это я помню именно от мамы и очень благодарна ей за такое развитие. Да разве вы, мамочки, не помните таких игр? Почему вы лишаете своего ребёнка такого великого блага, ведь с этого многое и начинается в становлении психических функций у детей. Развитие пальцевого праксиса на нейропсихологическом обследовании говорит о созревании нижнетеменных долей головного мозга, а теменные доли обеспечивают весомый вклад в развитие счета, количественных и пространственных представлений.
Количество мы также показываем пальчиками. Когда говорим «один» - показываем указательный, два - средний и указательный и т.д. Ребенок узнает от родителей, что на каждой руке (да и ноге) по 5 пальцев, а вместе 10. Визуально ребёнок уже понимает, сколько это – пять, три, два – вот наш самый доступный счетный материал, который всегда с собой!
После того, как ребёнок овладел счетом до пяти, учим, как показать 6 (можно с 2,5 - 3 лет). И здесь ребенок знакомится с составом числа 6, он уже знает, что это 5 и 1! 7- это 5 и 2, 8 это 5 и 3 и т.д.
Все примеры на сложение и вычитание в пределах 10 ребенок осваивает легче именно на пальцах (с 4,5-5 лет).Тем самым он их и развивает. Я хочу заметить, что не все дети умеют решать примеры на пальцах, тогда и состав числа осваивается такими детьми дольше. Однако арифметическим действиям с числами на пальцах, дорогие родители, необходимо учить правильно. Если нужно от 8 отнять 5, то, ребёнок, зная, что на каждой руке по 5 пальцев, должен убрать целую ладонь, а не пересчитывать их, теряя время. Однако вначале, он конечно, пересчитывает их, пока не сформируется количественный образ числа 8. Если от 9 нужно отнять 2, то лучше загибать пальцы от края руки, где находятся 4 пальца, а не пять, иначе ребёнок вследствие недостаточно развитого пальцевого праксиса или синескинезий загибает и другие пальцы, начинает путаться и называет неправильный ответ.
Следующим шагом будет развитие умения одним взглядом охватывать количество пальцев на одной руке, не пересчитывая. Например, разгибаем ребёнку 3 пальца и просим сразу ответить, не пересчитывая. Если ребёнок освоил успешно все предыдущие этапы, то он легко ответит на этот вопрос. Постепенно усложняем задание: разгибаем 4, потом 6 пальцев. Это будет означать, что количественный образ чисел в пределах 10 сформировался. И именно здесь мы даём примеры типа (9 – 4). У ребенка руки будут лежать на столе или находятся перед лицом. На одной руке 5 пальцев, а на второй 4. Спрашиваем, на какой руке 4 пальца? Уберём сразу 4. Ребенок убирает и остается ответ – 5. Также поступаем с примерами (8-3), (7-2), (6-1).
Ну а освоить примеры с числом 0, также не составит труда, если предварительно объяснить малышу, что 0 – это нисколько. Здесь осваиваем примеры типа (5-0), (5+0), (5-5).
После того, как ребёнок освоит счет на пальцах, он легко будет переносит счётные операции на предметы. Если ваш ребёнок к 6-7 годам не освоил счёт на пальцах, отметьте, на каком этапе он сейчас находится – не пропустили ли вы чего? Знает ли он названия своих пальцев, умеет ли разгибать-сгибать каждый без непроизвольного сгибания соседнего, умеет ли пересчитать пальчики? Знает ли, сколько пальцев на каждой руке? Отследите и начинайте заниматься с ребёнком развитием пальчиков от самого раннего этапа, который пропущен и далее по-порядку. Сложение и вычитание в уме будет третьим этапом после счётных операций на пальцах и на предметах, поскольку количественный образ чисел, состава чисел в пределах 10 будет сформирован. И не забываем про то, что у детей до 7 - 9 лет все еще преобладает образное мышление. Так, ребёнку легче решить пример (7-2), потому что он уже в уме уберет от семи пальцев 2 и останется 5 (ведь он это много раз делал).
Занимайтесь развитием пальчиков ребенка с раннего детства, тем самым вы заложите прочный фундамент для развития его высших психических функций.