Насколько страшен конфликт, как его малюют?

Для многих из нас слово "Конфликт" носит довольно эмоционально заряженный характер: кто-то тревожится, кто-то видит в этом азарт, кто-то боится. В любом случае, равнодушных к конфликтам нет, и зачастую, это слово ассоциируется с довольно острой либо опасной ситуацией, которую либо стоит обходить, либо максимально быстро решить, чтобы не пострадать и, возможно, не ранить другого. 

В этой статье я хочу предложить задуматься о том, насколько на самом деле опасны для нас конфликты, для чего они нужны нам и к чему может привести неспособность к созданию и выдерживанию конфликта, как и бессознательное избегание конфликтных ситуаций.

Способность к отказу и отказывающееся поведение.

С чего начинается конфликт?

Если рассматривать детально - конфликт - столкновение противоположных суждений, агрессивных импульсов или интересов субъекта и внутреннего либо внешнего объекта. Каким образом будет зарождаться, развиваться и разрешаться конфликт - напрямую зависит от психической организации и функционирования индивида, качестве его отношений с первичными объектами и его способности к суждению. В своей практике я зачастую сталкивался с тем, что некоторые клиенты, при малейшем намеке на конфронтацию в терапевтическом процессе довольно быстро пугались, "прятались", избегали сложной ситуации или ситуации, требующей прояснения, стремились согласиться со всем, лишь бы "ничего не взорвалось". Такого рода реакции и поведение могут отсылать нас к ранним переживаниям человека, процессам формирования его психики. И как один из основных факторов умения войти в конфликт и выдержать его, я бы выделил способность человека выразить свое суждение словесно и выйти на диалог с оппонентом. 

Рене Шпиц в своей работе "Первый год жизни" указывает на две точки-организатора детской психики: улыбка любому лицу (первый организатор), проявляющаяся на третьем месяце жизни и тревога перед лицом незнакомца (второй организатор), проявляющаяся на 8-месяце жизни младенца - ребенок отворачивается от незнакомого лица. Так называемая "тревога восьмого месяца" говорит нам о том, что отворачивание - это отказ, но не сформированный в полной мере - это, скорее, способность отождествить себя с запретом взрослого и таким образом показать его. Это может говорить о появлении абстракций в психике ребенка, а появление способности к суждению ребенок демонстрирует на 15-м месяце жизни, показывая головой жест "нет". Таким образом, мы можем судить уже о начале формирования мышления и попытках к сепарации от материнского объекта, как следствие - попытка создания конфликта.

Если у ребенка формирование "тревоги восьмого месяца", как и следующего впоследствии за ним жеста головой "нет" терпит неудачу или задерживается - он начинает вести себя на более примитивном уровне, соответствующему фазе "Улыбка любому лицу". Во взрослой жизни это проявляется как излишняя фамильярность в общении, панибратство, сверхадаптивность к другим людям, соглашательство. Слово "конфликт" по отношению к таким взрослым мало того, что неуместно - оно несет в себе смертельную угрозу, как если бы в самом раннем возрасте этого человека оставили одного, фрустрированного и переполненного своими чувствами вдали от матери, столь ему необходимой для переработки этих самых чувств.

Дети, нетерпимые к отказу или запрету со стороны взрослого,- гиперактивны, склонны к приступам ярости, спазмам всхлипывания с короткой потерей сознания, проявлением аллергических реакций (например, астма). Они не только неспособны говорить "нет", но и не выдерживают запрета со стороны взрослого. Здесь речь идет о возбуждении, с которым они пытаются совладать, активно вовлекая тело в погашение этого возбуждения. А поскольку отказывать они неспособны, им остается только проявлять отказывающееся поведение: спрятаться под стол, убежать, все перевернуть, разорвать, а если поведением снять сильное внутреннее напряжение невозможно - проявляются соматические реакции по типу тех, которые я обозначил выше. Как проявляется отказывающееся поведение во взрослой жизни? Самый простой пример, который приходит мне в голову - не ответить на звонок в преддверии сложного разговора. 

В то время, как мы говорим об отказе - как действии, управляемым мышлением, начало которого находится в психике и имеет для этого весьма связанные представления о происходящем, отказ на уровне поведения или тела говорит нам о том, что мышление, как и сильные и запретные чувства подавлены и находятся за гранью мышления. Таким образом, поведенческий отказ - это ни что иное как акт уничтожения, остановки мышления в данный момент.

Конформность или конфликтность: что страшнее?

Говоря про конформность личности, я хотел бы указать на описанные выше черты детей, нетерпимых к отказу с одним лишь дополнением: наличием подавления со стороны родителей. Под действием подавления выставляются невыполнимые требования к ребенку, которые понимаются им как необходимые к выполнению, чтобы быть хорошим и достаточно сильными для их исполнения. Подавление опасно тем, что чувства ребенка, трактуемые родителем как "неправильные" и невыносимые, и вместо того, чтобы проявлять эти чувства, ребенок вынужден каким-то образом откладывать их в сторону, таким образом накапливая возбуждение, разрядка которого возможна только либо с помощью появления диффузной (направленной в разные стороны) тревоги, травматическом состоянии или через телесное отреагирование (активные повторяющиеся действия, различные соматизации). Таким образом, болезненные чувства не могут психически связаться, поскольку находятся в замороженном состоянии в "слепом пятне" психики человека. 

Если разбирать место, откуда пошла конформность личности изначально - то мы можем коснуться так называемого невроза "ребенка-умницы". Эти дети исключительно послушны, удобны для родителей. Про таких зачастую говорят "хороший ребенок". Если присмотреться к людям, выросшим из таких "детей-умниц" - они как будто замороженные, хорошо ко всем относящиеся, не умеющие выставить личные границы и подстраивающие собственные интересы под интересы других. В формировании "хорошести" играет важную роль определенная семейная мораль, полная мощных запретов на какие бы то ни было действия, сообщаемые родителями ребенку, в результате навязывания которой ребенку остается давить свою агрессию ради сохранения хороших отношений. Такие дети не только откладывают свои сильные переживания в сторону, не чувствуя их, но и всячески идеализируют запрещающего другого, для того, чтобы эти переживания продолжали оставаться в стороне.

Таким образом, все "умницы" так или иначе, находятся под гнетом слишком требовательной фигуры родителя, пытаясь удовлетворить его во всем. Многие заходят дальше, стремясь уничтожить собственные чувства, представления о вещах, людях - лишить их смысла, организуя свою жизнь таким образом, что конкретная реальность, "однодневность", если можно так выразиться, пустота берут верх над чувственной жизнью, полностью исключая последнюю, с сильным преобладанием повторения однотипных действий.

Взрослый сверхконформный человек - эдакая радость для пропагандиста, лучший работник, лучший член общества. Он живет по принципу "все, что сказано сверху - правильно, а мое мнение не имеет значения", и зачастую приходит с запросом "У меня умерла мама, не могу найти девушку - что положено делать в данной ситуации?" То есть, мы можем определить такого человека как некий манекен, лишенный мышления, и, как следствие, - способности конфликтовать - способности, которая как раз делает человека живым. У меня есть мысль, что человек сверхконформный - лучший в мире нацист, поскольку легко поддается "дрессуре" и его ценности легко могут быть заменены на необходимые без необходимой критики со стороны этого человека.

Конфликт - далеко не самое плохое и не самое смертельное в нашей жизни. Скорее, наоборот - это как раз тот необходимый элемент, без существования и способности формирования которого само понятие жизни и ее полноты не имело бы смысла. Так или иначе, конфликт - это диалог, и только мы можем понимать, в какой степени этот диалог может быть полезен для нас и к чему возможно прийти в результате этого диалога. И если мы стремимся с помощью определенных техник "поправить" наше поведение или поведение наших детей в сторону неконфликтности и конформизма - это серьезный повод задуматься, что на самом деле происходит с нами и каким путем мы идем для улучшения собственной жизни.



Просмотров: 116
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • Как Галя слово "нет" научилась говорить. И что из этого вышло.
  • Как Галя слово "нет" научилась говорить. И что из этого вышло.
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь