Жуткая история Сибил. Диссоциация как психологическая защита

Жуткая история Сибил Диссоциация как психологическая защита

Планируя написать статью про такую психологическую защиту как диссоциация, я посмотрела фильм "Сибил" ("Sybil") 1976г. о девушке с диссоциативным расстройством идентичности (ДРИ) или, проще говоря, с множественной личностью.
В основу фильма легли реальные события. В процессе психотерапии Сибил, психоаналитик обнаружила в ней 16 личностей, которые действовали автономно друг от друга; каждая отщепленная часть личности имела свой возраст, имя, манеру поведения, свою историю и даже внешний вид.

Какие причины привели к психическому расстройству Сибил?


Главная причина - травма повторявшегося эмоционального, физического и сексуального насилия в детстве со стороны её душевно больной матери.
Помимо насилия, в семье девочки царила пуританская, строгая атмосфера. Все её спонтанные детские проявления подавлялись на корню, запрещалось плакать или ещё как-то выражать свои эмоции, даже плохо думать о родителях.
Единственным человеком, дававшем ей теплоту и любовь, была бабушка. Отец Сибил выбрал не замечать ужасы, происходившие в доме. За малейшую провинность родители пугали девочку божьей карой и апокалипсисом, несмотря на то, что сами творили ужасные вещи.

В фильме можно сразу заметить инфантильное поведение матери Сибил, которая будто бы видела соперницу в своей дочери и вымещала на ней злость оттого, что не смогла реализоваться как пианистка. В процессе извращенного воспитания, она уничтожала в Сибил малейшие ростки веры в себя, постоянно повторяя, что ничего хорошего из неё не выйдет, убивала в ней женское начало. 

Общение родителей с Сибил строилось на противоречивых посланиях: мать могла делать вид, что гладит дочь, а потом больно ущипнуть, позвать на кухню есть печенье, испеченное для бедных, и как бы случайно ударить её дверью. В таком возрасте Сибил было сложно понять поступки родителей, увидеть противоречие в том, что то, за что наказывали её - сущий пустяк в сравнении с их собственными преступлениями. Ребёнок становится заложником патологической семейной системы, не имея никаких сил ей противостоять.

Чтобы сохранить те части себя, которые уничтожала её мать, Сибил их отщепила, и впоследствии они проявлялись под воздействием психотравмирующего триггера: Сибил представала то обаятельной, флиртующей девушкой, то талантливой пианисткой, художницей, то непослушным ребёнком. Как правило, отщепленные части были ярким, харизматичным проявлением её Эго. Когда эти части были подавлены, Сибил становилась серой тенью - без эмоций, желаний, отрицающей саму себя, стремящейся к самоуничтожению.

Диссоциация так же помогала Сибил справляться с непереносимыми чувствами и воспоминаниями о страшных событиях.

Как "включалась" её диссоциация?

Сознание Сибил реагировало на внешние триггеры. Это состояние напоминает "флэш бэки", характерные для людей с ПТСР (например, скрип цепи качели в парке вызвал у неё "флэш бэк", как мать на цепи, за шею поднимала её на чердак какого-то сарая, где запирала в тёмном сундуке). За триггером следовала паника или амнезия. Всё то время, что Сибил себя не помнила, она проявлялась и жила в роли какой-либо отщепленной субличности (этот период мог занимать от нескольких минут, часов, до нескольких лет). У неё были частые провалы в памяти и искаженное восприятие времени.

Особенность Сибил была и в её истерическом типе личности, для которого характерна эмоциональная неустойчивость, необычная симптоматика тела, театральность поведения, внушаемость. Театральные личности, не страдающие ДРИ, бывают склонны к фантазированию, приписыванию себе историй, которых с ними никогда не происходило. В этих историях они выдают желаемое за действительное. Таких патологических "выдумщиков" ещё называют псевдологами. Они могут придумать историю и прекрасно вжиться в эту роль, вплоть до того, что сами начинают верить в вымысел. Вот почему в своё время Фрейд пришёл к выводу, что детские воспоминания его истерических пациенток могут быть ложными.

Подобный обман тоже является формой диссоциации (самогипнозом), чтобы совладать с фрустрирующей реальностью.

Диссоциация имеет трансовый характер. Человек в состоянии диссоциации будто находится в трансе, во время которого его эмоциональные реакции притуплены. Состояние транса может сопровождаться провалами в памяти (представьте ситуацию: вы пришли в гипермаркет за хлебом, а пока в задумчивости бродили по залу, разглядывая яркие витрины, забыли, за чем пришли, и вышли из супермаркета без хлеба, но с бутылкой дорогого коньяка, например).

В момент транса начинает казаться, что тело существует отдельно от сознания. 

Одна из клиенток так описала свои трансовые состояния: "После небольшой дозы алкоголя, какая-то сила несла меня в ночной клуб в состоянии эйфории; "море по колено", ощущение себя сексуальной, распущенной; я сама подходила к мужчинам, знакомилась; они принимали меня за проститутку, везли в сауну, где был групповой секс; придя в себя, я не понимала, что это за злая сила была, которая будила во мне поведение, не характерное для доцента кафедры социологии - в обычной жизни я "синий чулок".

Диссоциация - это форма расщепления личности, сопровождающаяся измененным состоянием сознания. 

Во время катастроф, боевых действий, насилия диссоциация проявляется так, будто человек наблюдает за собой со стороны; его сознание словно отделяется от тела, сопровождаясь временной алекситимией, чтобы помочь совладать с этим мощным давлением на психику.

Отдельного внимания в фильме "Sybil" заслуживают сцены психотерапии, показывающие, каким образом происходила интеграция отщепленных частей личности девушки, к каким другим защитам она прибегала, как из взрослого состояния она регрессировала к состоянию младенца и другим образам.

Дорогие читатели, а как Вы понимаете процесс диссоциации?

С какими случаями диссоциации Вам пришлось столкнуться в жизни?



Просмотров: 337
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Травма как "потеря души". Диссоциация
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Правильно ли мы понимаем роли "мать" и «"отец"?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • " Популярная психология " Познай себя. Векторная система типологии личности. ЧАСТЬ 1
  • Долой мифическое "потом" или как организовать время и себя
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Практики на исцеление "Детской части". Упражнение "Рондо" Джона Энрайта.
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь