Психотерапевтическая работа с тревожностью

РАБОТА С ТРЕВОЖНОСТЬЮ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
В основе ее лежит СИНХРОНИЗИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ


Грит Ванаершот (Grit Vanaerschot, 2008) сравнивает такое взаимодействие с Танго
"Клиент-центрированная/ экспериентальная/а терапия клиентов с травмой отношений и хрупкими процессами подобна танго. В танго партнёры синхронизируют свои движения, подстраиваются под уровень энергии и ритм друг друга, интуитивно реагируют на желания и нужды партнёра.
Конечно, в терапии сонастройка происходит в первую очередь со стороны терапевта, но метафорой с танго я хотела бы проиллюстрировать, что и клиент, и терапевт, каждый со своей стороны, реагируют друг на друга и даже сонастраиваются друг на друга, чтобы прийти к синхронизированному взаимодействию" (Murphy, Cramer, & Joseph, 2012). "Синхронизированное взаимодействие способствует ощущению безопасности и установлению близости и является основной для надёжной привязанности. И благодаря этому базовому синхронизированному взаимодействию тревожность, выступающая как наглядный маркер сложностей в межличностных отношениях, может быть контейнирована и обработана" (Safran & Muran, 2000).
ТРЕВОЖНОСТЬ И ДРУГИЕ ТРУДНОВЫНОСИМЫЕ ЭМОЦИИ КАК ПРИЗЫВ О МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
На терапевтической встрече тревожность и другие трудновыносимые эмоции имеют межличностный аспект. Хрупкий процесс проживания тревожности часто бывает очень интенсивным и переполняющим клиента, и таким образом, может быть пугающим не только для клиента, но и для терапевта. Это может быть трудно для терапевта - находиться с клиентом в таком пугающем состоянии сознания, оставаясь с ним, испытывающим такие трудновыносимые ощущения и эмоции, и не отгораживаться, и не пытаться прекратить их. Терапевт должен мобилизовать свои способности к контейнированию, чтобы поддержать хрупкое Я (хрупкую самость) клиента, регулируя его тревожность. Тогда терапевт ищет такие вербальные интервенции для достижения этого регулирующего самость способа сосуществования с клиентом, чтобы оставаться в сонастройке с клиентом.

В основе сонастройки с клиентом в ситуации переживания тревожности лежит процессинг (Warner, M., 2002).  Терапевт владеет процессингом. Клиент с помощью терапевта осваивает процессинг.

«Процессинг – это способность индивида оставаться с переживаниями, которые его беспокоят или пока еще не ясны, что в итоге приводит к пониманию значения переживаемого опыта». Он включает в себя следующие стадии:

  • улавливание переживания, которое тревожит, но пока непонятно («я не конгруэнтен», «я не в своей тарелке», «что-то меня напрягает») Такое обозначение не требует точности или ясного осознавания. Достаточно улавливать, иногда смутные и мимолетные или устойчивые состояния тревоги;
  • пауза и внимание к этому состоянию в целом («что произошло, происходит в контакте, и возникло мое напряжение, тревога»);
  • оставаться с возникающим переживанием, удерживать на нем внимание без оценки или осуждения (скорее интерес, чем оценка или интерпретация)
  • выдерживание и регулирование интенсивности переживания
  • прояснение, называние, обозначение переживания («мне досадно, потому, что сдерживаю себя», «я сержусь и боюсь говорить об этом», «я растерян, так как не понимаю чего-то»)
  • внимание и понимание переживания другого в контакте без утраты или ощущения угрозы собственному переживанию

Если человек способен удерживать во внимании  беспокоящее его переживание на умеренном уровне интенсивности и оценивания, то наиболее вероятно наступает понимание значения переживаемого опыта.

Терапевту в ходе терапии и взаимодействия с клиентом необходимо постоянно достигать и устанавливать собственную конгруэнтность  (быть в контакте со своими собственными переживаниями). Для этого важна его толерантность к собственной временной неконгруэнтности. (Speierer, G.–W. (1994) и переживанию тревоги в контакте в контакте с клиентом


 




Просмотров: 318
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Моя граница с клиентом... Или - можно ли быть «друзьями» в терапевтическом контакте
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • В процессе психотерапии переживанием терапевт «лечится» вместе с клиентом
  • Фокусы интервенции и ловушки терапевта в работе с зависимым клиентом
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Действия терапевта при обесценивании клиентом.
  • О личных качествах терапевта, необходимых в работе с клиентом
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Искусство быть "клиентом": Введение
  • Что такое «мучительная близость» и как детям и родителям прекратить быть обузой друг для друга*
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Как оставаться в контакте, несмотря на отвержение
  • Личная терапия или как это, быть клиентом психолога?
  • Соматический резонанс, работа с мимикой и интенциями при проживании клиентом травматического опыта.
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Быть клиентом...
  • Как быть клиентом?
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • Как быть клиентом? Инструкция...
  • Эмоции, чувства и переживания или как быть в ладу с самим собой.
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Мы такие разные... Или путь к пониманию друг друга
  • Границы взаимодействия терапевт-клиент
  • Мы меняемся лишь тогда, когда покидаем контакт с другими. В самом контакте нет опыта
  • Практическая работа психолога с клиентом, находящимся в состоянии депрессии. Упражнения.
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • Как принять негативные эмоции, чтобы снизить невыносимые переживания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь