|
Миф о прошлых жизнях сегодняАвтор статьи: Машкин Константин Александрович
В статье развенчивается миф о "прошлых жизнях" и критикуется псевдонаучная теория американского "регрессолога" М. Ньютона. Даются краткие экскурсы в области философии и гипнологии. Статья направлена на борьбу с суевериями и пережитками прошлого с целью психологического просвещения. Пролог В антропологии есть понятие пережитка для обозначения "остаточных" культурных явлений, доставшихся современности в наследство от минувших эпох. Пережиток – это отголосок былых обычаев, обрядов, верований, который донесся до нашего времени. Например, пожелание быть здоровым чихнувшему человеку является не чем иным, как пережитком анимистических верований о том, что во время чихания из носа "вылетает" злой дух, вызывающий болезнь. Поэтому и нужно успеть "преградить" этому духу обратный путь, совершив соответствующее магическое действие, и тогда человек, "освободившись" от нежеланного гостя, якобы выздоровеет. На подобных представлениях базирован целый пласт религиозно-мистических обрядов, характерных для примитивных культур, в частности ритуал изгнания духов болезней, являющийся одним из ведущих аспектов шаманской камлации. Но с развитием общества, с накоплением научных знаний о мире, эти обряды и верования устаревали, забывались и в конце концов выродились в простую словесную формулу "будьте здоровы", несущую лишь этикетную функцию [1, 15, 17]. Таким пережитком седой древности, доживших до наших дней, является миф о прошлых жизнях человека. Автору этих строк, как гипнологу, нередко задают сокровенный вопрос: "А можете ли вы отправить в прошлую жизнь?". Вопрос, конечно, шаблонный, а на шаблонный вопрос есть шаблонный ответ: "Да, могу. Только это не прошлая жизнь, как вы думаете, а галлюцинация памяти". Выражение лица собеседника обыкновенно меняется – надежда исчезает, и теперь на нем читается смесь недоверия и разочарования. Потом следует ряд уточняющих вопросов, а некоторые пытаются спорить, приводя разрозненные доводы из того, что где-то читали или слышали и даже практиковали сами (это совсем уж тяжелый случай). Вниманию тех, кто хочет разобраться в теме "прошлых жизней" в гипнозе, предлагается эта статья. *** *** *** Весь массив мифологем, связанных с реинкарнацией, жизнями до рождения, загробным существованием, внетелесными путешествиями etc., вне зависимости от их локализации в конкретной культуре или формы проявления, имеет в своем стержне анимизм (от лат. anima, animus) – веру в души и духов. Суть этих мифологем сводится примерно к следующему. Человек якобы наделен некой сверхъестественной душой как нематериальной субстанцией, которая входит в него при рождении и покидает после смерти, продолжая свое существование – перерождаясь в других телах, отправляясь в ад или возвращаясь к первоисточнику – богу. Также душа может временно оставлять физическое тело и в течение земной жизни, например во сне или при выполнении специальных экстатических техник. По умолчанию человек не помнит своих предыдущих воплощений, хотя может интуитивно чувствовать свое "предназначение", видеть обрывки "прошлых жизней" в сновидениях, а также посредством магических манипуляций "восстановить память души" [15, 16, 20]. Сделаем краткий экскурс в философию Для тех, кто хотя бы немного знаком с философией, очевидно, что эти воззрения объективно-идеалистичны. Объективный идеализм фантастически удваивает мир, добавляя к природе, к объективной реальности, "данной нам в ощущении", еще и потусторонний, мнимый мир, в котором обитают духи, души, боги etc. Причем этот сверхъестественный мир признается первичным по отношению к реальному, а многие его персонажи рисуются в образе демиургов (сотворение мира богом Яхве в христианской мифологии, построение мира Одином из частей тела великана Имира в скандинавких сагах, мировой дух Гегеля, творящий историческую действительность и пр.). Естествознание же стоит на материалистических позициях. Идеальное (психика, сознание, мышление) в материализме рассматривается как свойство отражения высокоорганизованной материи – мозга, возникшее на определенном этапе ее развития. По К. Марксу "идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" [8, с. 21]. Внутренний мир человека с той или иной адекватностью отражает природу, а материалистическое мировоззрение понимает ее такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений. Поэтому все рассуждения об объективной реальности бытия бога и душе как "искре божьей" не имеют отношения к науке [4, 21]. Душа (в материализме это синоним психики) формируется в процессе развития человека. Она неотделима от мозга, поскольку является его свойством, а никакое свойство не может быть отделено от своего носителя. Мы не можем вытащить отражение из зеркала или забрать твердость у камня. Вот почему представления о путешествующих душах и потусторонних мирах оказываются несостоятельными и бездоказуемыми. Это пережитки, анахронизмы, устаревшие конструкты для объяснения мира, созданные людьми в те далекие эпохи, когда не были известны причины естественных явлений, в частности психических [11, 14, 18]. Безусловно, они могут изучаться наукой, но только как культурные феномены, как продукты человеческого воображения. Если же под каким-то предлогом мистические идеи все же протаскиваются в стены академий и им придается наукообразный вид, то это не что иное, как псевдонаука. Не охмуряйтесь! Теперь дадим критику визионерских учений. В современном мире до сих пор не изжиты древние представления о вселенной. Вера в реинкарнации все еще сильна в странах Азии, где значительное влияние на народные массы оказывают буддизм и индуизм. Несколько иная ситуация складывается на Западе – там это явление, давно ставшее для западной культуры пережитком, воскресает вновь. Особую роль в том играет активная пропаганда маргинальных культов различными течениями New Age (с англ. "новая эра", "новый век"). Нью Эйдж – новое религиозное движение, сформированное во второй половине XX века, адептов которого объединяет идея грядущего "великого преобразования" человечества и, как следствие, необходимости "духовного роста". Опий Нью Эйджа широко распространился в странах Америки и Европы, а с 1990-х годов хлынул и в Россию. Нью Эйдж крайне неоднороден по своей структуре, он представлен самыми разными социальными группами с весьма противоречивыми идеологиями оккультного, эзотерического и псевдонаучного толка. Течения Нью Эйджа нередко мимикрируются под психологические учения и практики (саентология, НЛП, трансперсональная психология, всемирные центры взаимоотношений (фиолетовые) Билла Ридлера, семейные расстановки по Б. Хеллингеру и пр.). Особенно преуспел в спекуляции на идеях реинкарнации американский шарлатан Michael Newton, создатель всемирно известного ныне бренда "регрессивный гипноз". Напомним, "шарлатан" – это обманщик, выдающий себя за ученого. Несмотря на то, что М. Ньютон все же имел ученую степень доктора философии, его деятельность была далека от науки. Он продвигал эзотерическое учение и устраивал сеансы узнавания "прошлых жизней", чем и поныне продолжает заниматься его "институт". М. Ньютон начал карьеру как "традиционный терапевт", но вскорости провозгласил, что открыл уникальный метод исследования "памяти душ". Метод якобы позволяет вспомнить прошлые воплощения души и достигнуть "духовного измерения" между жизнями, чтобы там узнать свою "духовную историю" и выяснить предназначение. Суть метода довольно проста. У специальным образом подготовленного человека на глубоких стадиях гипноза преимущественно путем косвенного внушения вызывается ряд галлюцинаций с сюжетами "внеземной жизни" до его рождения, после чего постгипнотическим внушением увиденное закрепляется в памяти. О том, что это галлюцинации и они создаются непосредственно во время сеанса из фрагментов наличного опыта, конечно, умалчивается, и человек думает, что он действительно вспомнил картины былого, что прикоснулся к чему-то истинному, реально существующему [10]. Nil novi sub luna. Мистические путешествия в "духовный мир" с целью "просветления" или добывания информации в тех или иных формах практикуются в истории культуры с незапамятных времен. Шаман во время камлания идет в "верхнюю страну" или спускается в преисподнюю, чтобы отыскать духа болезни или потерявшуюся душу [16, 20]. Восточные йоги в своих медитациях отделяют разум от тела для достижения нирваны. Европейские спириты и медиумы XIX века прославились своими контактами с потусторонним миром и беседами с духами умерших. Или пример из литературной классики – познавательная экскурсия по аду Данте Алигьери с его гидом Вергилием. Действительно, подобного рода практики могут оказывать очень сильное психологическое влияние на человека и кардинально перестраивать его картину мира. При определенных условиях они способствуют изменению отношения к себе и людям, обретению новых жизненных смыслов и даже излечению от некоторых заболеваний, имеющих психический генез. И вот вопрос, а возможно не стоит отказываться от столь неординарного инструмента, имеющего такую давнюю историю? Все бы ничего, да есть нюансы. А дьявол, как известно, кроется в деталях. Первый нюанс связан с идеологией, второй – с неверным применением критерия истинности, третий – с подменой понятий. Рассмотрим их подробнее. Идеологическое воздействие в социальных группах, где применяются подобные практики, направлено на формирование идеалистического, антинаучного мировоззрения. Идейно перевоспитанному человеку причины жизненных событий видятся не в объективной реальности, а в неведомых движениях потустороннего мира, сюжетах прошлых воплощений или законах кармы. Их идеологи, в лице проповедников, просветленных учителей, оккультных лидеров и всевозможных последователей, искажают представления о действительности, переворачивают мир в голове человека "с ног на голову", склоняют его к вере в сверхъестественное и тут же продают ему рецепты счастья – свои книги, обучающие тренинги, чудодейственные сеансы. Знакомо, не правда ли? А тем временем пропаганда делает свое дело. Человек, пришедший на прием к гуру, уже имеет установку на то, что должно произойти нечто грандиозное, после чего его жизнь переменится. Он уже "заряжен", он уже начитался или наслушался легенд о небывалых чудесах, он уже спроецировал свои чаяния на эту ситуацию, он, возможно, долго ждал этой встречи. И вот наступает момент истины. Наконец-то открываются "технологии священного" и начинает происходить самое интересное. И... о чудо! Это работает! Последние сомнения развеиваются, человек испытывает все на себе, обогащает впечатления, а учение гуру, конечно же, становится для него непреложной истиной. А логика такова: "Я это видел сам, мне это помогло, а значит это правда". Не хотелось бы разочаровывать, но это ложный критерий истины. И вот почему. Полученный на практике результат – это необходимое, но недостаточное условие для определения достоверности теории. Все эти вещи, связанные с "видениями", "исцелениями", "озарениями", имеют никак не мистическую, а психофизиологическую природу и вызываются они внушением наяву или в гипнозе. А экспериментальная практика показала, что визионерские переживания успешно формируются у испытуемых в лабораторных условиях и без какого-либо магического дополнения. Поэтому, если не хотите быть обманутым, то не верьте словам фокусника о его фокусах. Хотя нельзя исключать того, что среди фокусников есть и добросовестно заблуждающиеся люди, которые искренне верят в то, что говорят и делают, однако сути дела это не меняет. Подмена понятий особенно явственно прослеживается в тех учениях, которые имеют наукообразный вид. Они представляют собой наборы ветхих суеверий в новой обложке, изрядно снабженные авторскими фантазиями и обрывками научных сведений, что самым беспардонным образом выдается за новейшие открытия, секретные разработки, психологические теории etc. Псевдонаучные деятели пытаются усидеть сразу на двух стульях – науки и мистики, т.е. эксплуатировать авторитет академического знания и при этом торговать чудесами. В псевдонаучном учении М. Ньютона искажается понятие гипнотической возрастной регрессии. В какой-то момент на место регрессии исподтишка заступает другой феномен – внушенная галлюцинация памяти на тему существования души до рождения. Конечно, неискушенный зритель вряд ли обнаружит эту подмену, а ведь именно в ней и сокрыт ключ к разоблачению всего обмана. Так что же есть гипнотическая регрессия на самом деле? И чем она отлична от галлюцинации? Сделаем небольшой экскурс в науку. О возможности "трансформации возраста" в гипнозе знали еще ранние исследователи XIX века. В работах ведущих гипнологов той эпохи, таких как Auguste Forel, Pierre Janet, Charles Richet, Leopold Löwenfeld, Albert Moll собран богатый эмпирический материал о гипнотической регрессии и сделаны попытки его теоретического осмысления. В 1893 году в Вене свои эксперименты с регрессией представил на суд медицинской общественности австрийский врач Richard von Krafft-Ebing. Это событие вызвало большой резонанс в научных кругах и стало поворотным моментом в истории изучения этого явления [2, 3, 5, 6, 7, 9, 12, 13, 19]. Л. Левенфельд: "К интереснейшим явлениям, которые можно посредством внушения вызвать у сомнамбул, принадлежит так называемое "превращение личности". Именно оно всегда являлось блестящим номером при гипнотических театральных представлениях. Гипнотик переносится в более раннюю эпоху жизни, что дает повод к поведению, соответствующему тому возрасту, который внушается. Можно например превратить взрослого мужчину в юношу или мальчика; женщину, уже имеющую собственных детей, в молоденькую девочку; делается это просто таким образом, что внушают данному лицу, что оно теперь в возрасте 18, 7 или 8 лет. Взрослый человек шалит при этом, как мальчик, играет детской саблей и т.п.; женщина забавляется куклой, как маленькая девочка, шутит, смеется, плачет и говорит так, как это обыкновенно делает маленькая девочка. Если предложить ей писать, то он неловко по-детски выводит буквы; может случится, что он сделает орфографические ошибки, как это обыкновенно бывает у детей в возрасте, внушенном этой женщине. У сомнамбул по-видимому совершенно отсутствует сознание их настоящей личности: они ведут себя более или менее последовательно и искусно, как индивиды внушенного им возраста" [3, с. 128]. Несмотря на исследовательский интерес и обилие накопленных сведений, природа регрессии не была раскрыта вплоть до создания русским физиологом И.П. Павловым учения о высшей нервной деятельности и его дальнейшего развития в трудах советских ученых К.М. Быкова, А.О. Долина, А.Г. Иванова-Смоленского, Е.С. Каткова, Ф.П. Майорова, К.И. Платонова, М.М. Сусловой, В.Л. Райкова и др. Сущность регрессии заключается в воспроизведении элементов прошлого опыта человеком в деталях и особенностях, присущих внушенному ему возрасту, с характерным сдвигом самосознания. При этом изменения распространяются на все стороны высшей нервной деятельности, относящиеся как к кругу представлений, эмоций, отношению к окружающему, так и к интонациям его голоса, характеру речи, почерка, рисунков и других проявлений поведения. В основе феномена регрессии лежат следующие физиологические механизмы [5, 6, 7, 11, 12, 13]. 1. Торможение в гипнотическом состоянии онтогенетически более поздних отделов коры, что ведет к растормаживанию более ранних (принцип "сверху-вниз"). Это положение подтверждается и тем экспериментальным фактом, что на глубоких стадиях гипноза регрессия нередко возникает спонтанно, без соответствующего внушения. 2. Актуализация следов прошлого опыта вследствие действия внушения. Вызванное словесным влиянием раздражение соответствующего участка коры полушарий ассоциативно связывается со следами от прежних раздражений, активизируются цепи рефлексов и воспроизводится "запечатленный в мозговой коре индивидуальный опыт личности". 3. Оттормаживание посторонних очагов возбуждения, которые в бодрственном состоянии постоянно создают отрицательные индукции, тем самым препятствуя воспоминаниям. В гипнотическом сне создается "глубокое функциональное расчленение коры мозга на участки сна и бодрствования", что значительно облегчает воспроизведение следов прошлого и вкупе с направляющим внушением обуславливает переход к более ранним этапам развития. Многочисленные исследования, проведенные д.м.н., профессором К.И. Платоновым и учеными павловской научной школы, позволили сделать вывод о том, "что в основе рассматриваемых явлений лежит действительное, реальное репродуцирование процессов и состояний, имевших место в прошлом в высших отделах головного мозга исследуемых" [12, с. 157]. Поэтому к регрессии имеют близкое отношение экмнезия (стирание временных границ, перенесение событий прошлого в настоящее или наоборот) и гипермнезия ("сверхпамять", повышение способности к воспроизведению информации). Однако эти феномены могут наблюдаться в гипнозе и изолированно, вне регрессии, т.е. без соответствующих изменений самосознания личности. На формирование регрессии оказывают влияние три основных фактора: глубина гипнотического состояния, характер применяемого внушения и прочность нервных следов в коре мозга. В зависимости от их параметров регрессия может иметь разную форму и степень выраженности [6, 12, 13]. Согласно данным исследований 1950-70-х гг. болгарского д.м.н., профессора Г.К. Лозанова и советского врача-психотерапевта В.Л. Райкова самой глубокой формой регрессии является переживание периода новорожденности. Отметим, что она встречается редко, только у высокогипнабельных испытуемых, а также не создается простым углублением гипнотического сна. В таком состоянии у испытуемых совершенно заторможена речь, частично или полностью опущены веки, внушение раскрыть глаза не реализуется, а главное – проявлен ряд рефлексов, характерных для младенческого возраста. Ключевой признак – отсутствие ассоциированных движений глазных яблок, т.н. "плавание глаз" (рисунок 1). При внушении гипнотику более позднего возраста все вышеупомянутые симптомы исчезают.
В экспериментальной практике регрессия имеет разную степень выраженности или полноту. Полная регрессия едва ли возможна, поскольку в той или иной мере у гипнотика сохраняются элементы поведения, знания или навыки, приобретенные им в более поздние периоды жизни, относительно внушенного возраста. Так, часто можно наблюдать наличие слов или обороты речи, не присущие лексикону ребенка или знание каких-либо сведений, которые на внушаемый период испытуемому не были известны. Легче и достовернее воспроизводятся те жизненные периоды, события которых хорошо зафиксированы в памяти. Отправными точками здесь служат эмоционально насыщенные, значимые моменты жизни, т.е. нервные следы от которых прочно зафиксированы в коре больших полушарий. Поэтому при внушении детства без опоры на конкретные воспоминания велики шансы получить наигрыш, а не регрессию. Тогда процесс будет развиваться по механизму подражания в соответствии с представлениями испытуемого об особенностях внушенного возраста, несмотря на то, что характерный сдвиг самосознания все же произойдет. Этот отрыв корковой деятельности от действительности также с неизбежностью возникает в случаях внушения еще не пережитого возраста ("возрастная прогрессия") или образа другого человека ("внушение вторичной личности") [6, 12, 13]. На глубоких стадиях гипноза посредством как прямого, так и косвенного внушения легко создаются конфабуляции или галлюцинации памяти – ложные воспоминания. А. Молль: "Одному господину я говорю в гипнозе: "Вы ведь знаете, что мы недавно распили здесь с вами две бутылки вина и поужинали жареным гусем". На его утвердительный ответ я ему говорю, что он вспомнит об этом и после пробуждения. Проснувшись, он передает все, что якобы проделал вместе со мною, уверяет, что желудок у него страшно наполнен, а голова сильно отяжелела от вина" [9. с. 104]. Что же такое ложное воспоминание в гипнозе? Ответ на этот вопрос дал еще русский физиолог И.М. Сеченов при описании механизма возникновения сновидений. Это "небывалые комбинации бывалых впечатлений", только в нашем случае формирование этих комбинаций происходит не спонтанно, как в естественном сне, а направляется внушением. Жареный гусь и вино в эксперименте Альберта Молля созданы воображением гипнотика из элементов его воспоминаний и теперь он рассказывает о них, веря в то, что это было в действительности. Если бы ему внушили ужин из тарбагана (азиатский сурок) с кумысом (монгольский слабоалкогольный напиток), о существовании которых он наверняка не знал, то его воображение создало бы картины фантастических блюд, которые никак не относятся к тарбагану и кумысу. Подведем итоги научного экскурса. Возрастная регрессия – один из феноменов сомнамбулической стадии гипноза, который может вызываться различными формами суггестивного воздействия или возникать спонтанно при углублении гипнотического сна. Сущность этого явления заключается в воспроизведении элементов прошлого опыта человеком в деталях и особенностях, присущих внушенному ему возрасту, с характерным сдвигом самосознания. Сознание является прижизненным образованием, поэтому и регрессия возможна только в реально прожитые человеком этапы. Наиболее глубокой формой регрессии является переживание периода новорожденности, когда у испытуемого наблюдается ряд младенческих рефлексов и разобщенность движений глазных яблок. На формирование регрессии оказывает влияние глубина гипнотического состояния, характер применяемого внушения и прочность нервных следов в коре мозга. При внушении небывалого возраста или другой личности происходит отрыв корковой деятельности от действительности и процесс развивается по механизму подражания в соответствии с представлениями испытуемого о заданной роли. На сомнамбулической стадии гипноза посредством как прямого, так и косвенного внушения создается еще один феномен – конфабуляции или галлюцинации памяти. Это ложные воспоминания, "небывалые комбинации бывалых впечатлений". Находясь в гипнозе или по пробуждении гипнотик легко принимает их за реальность. Теперь вернемся к прошлым жизням. В свете вышеизложенного мы видим, что к регрессии в лучшем случае имеет отношение лишь подготовительный этап технологии "регрессивного гипноза" М. Ньютона. То, что им называется "регрессиями" в матку и в прошлые жизни есть ни что иное, как отыгрывание ролей и конфабуляции. Вот где собака зарыта. Напоследок приведем пару примеров из своей экспериментальной практики. Отметим сразу, что подобные психологические опыты всегда проводятся только с согласия испытуемого, с исследовательской или демонстрационной целью, с последующим разъяснением действительной природы этих явлений, чтобы исключить всякую мистификацию. Пример первый. Двадцатидвухлетней испытуемой на массовом сеансе внушено, что сейчас она находится в прошлой жизни. Она осознает себя фрейлиной при дворе французской королевы, называет время – VI век, видит людей в париках и картины роскошного бала. Описание происходящего красочное, с подробностями и яркими эмоциями, по пробуждении девушка находится под сильным впечатлением. Но не надо быть большим историком, чтобы понять, что это не путешествие на "машине времени". Это путешествие в мир фантастики, в мир подсознания, в мир грез и сновидений. Вы наверняка заметили, что информация, полученная от испытуемой никоим образом не соотносится с реальностью. Какие могут быть фрейлины во Франции и парики в VI веке? Подчеркнем, что в аналогичных по смыслу опытах всегда обнаруживаются расхождения с историческими фактами. К слову, на иных языках тоже никто не заговорил, хотя глоссолалии неоднократно наблюдались. Второй пример несколько интереснее. Во время демонстрации психологических опытов в малой группе тридцатилетней участнице внушено, что она сейчас за 50 лет до своего рождения. Ее манера речи и поведение резко изменились – из скромной девушки она превратилась в надменную даму с аристократическими замашками. На вопрос о самочувствии выразила свое недовольство, сказав что ей одиноко и плохо, ее тошнит и все вокруг крайне раздражает. Беседуя с ней удалось установить, что она осознает себя плывущей на пароходе в Италию и страдает от морской болезни. По пробуждении девушка рассказала о том, что несколько лет назад была на отдыхе в Италии, где получила пищевое отравление из-за которого большую часть времени провела одна в гостинице и безутешно сетовала. Вот они "небывалые комбинации бывалых впечатлений" в действии! Пояснения здесь излишни, все просматривается как на ладони. Эпилог Трудами прогрессивных ученых последних двух столетий гипнотизм был вырван из лап невежд и освобожден от вековых религиозно-мистических пут. Однако и в наш просвещенный век немудрено свихнуться в фидеизм с его торжеством мракобесия над светом разума. Темное наследие прошлых эпох своими пережитками незримо довлеет над умами людей и наивные свиду суеверия оказываются невероятно живучими. Но не потому ли процветает деятельность шарлатанов на рынке духовных услуг, что многие из нас хотят переложить ответственность за свою жизнь на высшие силы, надеть волшебные очки и уйти от реальности в грезы или добавить себе значимости, компенсируя собственную несостоятельность в настоящем? Вот в этом и заманчивость мистических учений. Хотя конечно нельзя забывать о спекуляции на обыкновенной неграмотности, на банальном незнании научных фактов и основ философии простыми людьми. Поэтому не стоит искать корни проблем где-то в прошлых жизнях и потусторонних мирах и уповать на то, что в будущем представится дополнительный шанс прожить жизнь заново. Завершим нашу статью словами классика: "Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества".
1. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.: Наука, 1990. – 166 с. 2. Краффт-Эбинг Р. Гипнотические опыты / Пер. с нем. д-ра П.Я. Гальперина; Предисл. проф. А. Молля. Харьков: Космос, 1927. – 68 с. 3. Левенфельд Л. Гипнотизм: руководство к изучению гипноза и внушения / Пер. с нем. Д-ра С.А. Лясса. Саратов: тип. Саратовского дневника, 1903. – 430 с. 4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полное собрание сочинений. Т. 18. Изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1968. – 525 с. 5. Лозанов Г.К. Суггестология и суггестопедия. София, 1970. – 521 с. 6. Майоров Ф.П., Суслова М.М. Гипнотические опыты с внушенными возрастами // Труды института физиологии им. И.П. Павлова. Л.: Изд-во АН СССР, 1952. – Т.1. – с. 290 – 295 7. Майоров Ф.П., Суслова М.М. Исследование экспериментальной регрессии речи в гипнозе // Журнал высшей нервной деятельности. 1951. – Т.1. – Вып. 4. – с. 479 – 484. 8. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. – Т. 1. Кн. I. Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. Т. 23. – М.: Госполитиздат, 1960. – 908 с. 9. Молль А. Гипнотизм, его теоретические основы и практическое применение, в общедоступном изложении Альберта Молля / Пер. с 3 изд. соч.: "Der hypnotismus von Albert Moll in Berlin" д-ра Д.Г. Фридберга. – Санкт-Петербург: тип. К.Л. Риккера, 1898. – 345 с. 10. Ньютон М. Жизнь между жизнями: прошлые жизни и странствия души. М.: РИПОЛ классик, 2006. – 286 с. 11. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М.: АН СССР, 1949. – 476 с. 12. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Вопросы теории и практики психотерапии на основе учения И.П. Павлова: монография. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Медгиз, 1962. – 532 с. 13. Райков В.Л. О неоднородности сомнамбулической стадии в гипнозе // Проблемы психоневрологии. М.: 1969. – с. 405 – 409. 14. Руткевич М.Н. Диалектический материализм. Курс лекций для философских факультетов. М.: Издательство "Мысль", 1973. – 527 с. 15. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. – 572 с. 16. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. – 621 с. 17. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. – 703 с. 18. Хромов Н.А. К вопросу о физическом и психическом // Учение И.П. Павлова и философские вопросы психологии. Сборник статей. М.: Изд-во АН СССР, 1952. – 475 с. 19. Шойфет М.С. Нераскрытые тайны гипноза. М.: Рипол Классик, 2006.– 608 с. 20. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. М.: Академический проект, 2014. – 399 с. 21. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М.: ОГИЗ, 1945. – 51 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|