Программа Подготовки к старости. 5. Тренируем ум – развиваем ментальную гибкость.

Автор статьи: Алексей Фисун

Продолжение. Начало здесь, здесь, здесь и здесь. И здесь.

Программа Подготовки к старости 5 Тренируем ум  развиваем ментальную гибкость

Опыт как балласт

Что толку вперед смотреть, когда весь опыт — сзади?

М. Жванецкий

 

К зрелым годам человек накапливает огромный жизненный опыт. Но проблема заключается в том, что этот опыт всегда относится к прошлому. Это опыт воспоминаний. Так устроен наш мозг, что он собирает все жизненные истории, чтобы использовать этот бесценный опыт для будущих ситуаций – для адаптации и выживания. Фактически – пока человек может адекватно приспосабливаться и адаптироваться к жизненной ситуации – он живет. Основная проблема неблагополучной старости – потеря адекватности, т.е. когда человек уже не может нормально использовать свой накопленный опыт к изменившейся обстановке.

Невозможность использовать свой опыт возникает по разным причинам. Но часто основной причиной является то, то накопленные знания стремительно устаревают, сами по себе становятся неадекватными, практически неприменимыми. Особенно в условиях стремительно меняющегося современного мира. И тогда опыт становится обузой, балластом, уподобляется лишнему жиру, который организм наел по инерции, «на всякий случай». Таким образом – вместо пользы накопленный опыт приносит нам вред, начинает подводить нас, делать неадекватными. И многоопытный человек вместо мудреца становится начетчиком, старым маразматиком.

Что делать с воспоминаниями?

Воспоминания — вот из-за чего мы стареем. Секрет вечной юности — в умении забывать.

Эрих Мария Ремарк

 

Даниэль Канеман, когнитивный психолог, лауреат Нобелевской премии по экономике в своей книге «Думай медленно… решай быстро» рассуждает о том, зачем люди делают так много фотографий в отпуске: «Фотограф воспринимает сцену не как мгновение, которое хочется сохранить, но как будущее воспоминание, которое нужно организовать. Фотоснимки пригодятся вспоминающему «я» — хотя мы обычно не разглядываем их так долго или так часто, как собирались, или вообще не смотрим.» И дальше Канеман предлагает проделать такой мысленный эксперимент: В конце отпуска все фотографии и видеозаписи будут уничтожены. Более того, вы примете зелье, которое сотрет все воспоминания об отпуске. Как эта перспектива повлияет на ваши отпускные планы? Сколько вы готовы будете заплатить за такой отпуск по сравнению с нормальным, запоминающимся отпуском?

Оказывается – многие люди отказались бы от такого отпуска без воспоминаний – даже если им за него заплатить. Потому что мы живем ради того, чтобы набраться опыта. Зачем нам даже самое яркое времяпрепровождение если от него не останется никаких воспоминаний. Получается, что мы и не жили вовсе… Вот почему старики живут воспоминаниями – они их переосмысливают, открывают новые стороны в своем прошлом, просматривая кино своей жизни. Вот почему важно прожить свою жизнь так – словно бы ты снимаешь собственный фильм, чтобы было чем заняться на пенсии.  Как писал Фредерик Бегбедер: «плохие времена становятся хорошими воспоминаниями».

Наш опыт недобро шутит с нами еще и из-за так называемых когнитивных искажений, которых много в накопленном нами интеллектуальном багаже. Даниэль Канеман описывает одно очень распространенное когнитивное искажение, которое он обозначает аббревиатурой WYSIATI (What You See Is All That Is). Сам он определяет это как "склонность делать поспешные выводы из ограниченных данных". Иначе говоря, речь идет о том, что легко доступная информация воспринимается как наиболее значимая/истинная, а видимая часть принимается за целое. Именно поэтому тот опыт, те воспоминания, которые нам доступны – вводят нас в умственное искушение, потому что мы теряем с годами представления о контексте, обстоятельствах места и времени, когда мы получили эти сведения о мире. Это когнитивное искажение хорошо иллюстрируется известным эффектом «уличного фонаря» - когда ищут под фонарем, не потому что там потеряли, а потому что там светлее.

Как же этого избежать?

Способ, позволяющий избежать впадения в маразм, по сути, один – регулярная ревизия своего опыта на предмет его актуальности и современности. Надо постоянно «чистить свой реестр» и решительно избавляться от балласта старых, отживших, фальшивых представлений о жизни. Но что еще важнее – очистить свою жизнь от ложных, фейковых социальных связей и отношений, на поддержание которых у вас просто не будет сил в вашей благополучной старости.



Надо очень четко понимать, что весь наш опыт преимущественно носит социальный характер, т.е. он про социальные связи, взаимодействия и отношения. И это как раз – и есть основной массив данных, который устаревает быстрее, чем вы успели это заметить. Т.е. если вы сами системно не проводите ревизию и очистку своего опыта, то вы узнаете о своей неадекватности современной ситуации последним. Если узнаете вообще.

Известна максима, что «генералы всегда готовятся к прошедшей войне». Но почему они так делают? Не из вредительства же? Они так поступают потому, что у них нет другого опыта. Более того – именно из-за этих своих «компетенций» они и стали генералами! И этот опыт в современных войнах становится не только бесполезным, но и опасным.

Такую переоценку своих наработанного жизненного капитала надо делать постоянно, а не  начинать в старости. Речь про то, что у вас должны быть отлично сформированы все навыки до наступления немощного периода – чтобы ваши ментальные силы оказались сильнее, чем физические.

Далай-лама говорит о том, что «тренируя свой ум» очень важно начинать это как можно раньше: «Если последовательно заниматься, десятилетие за десятилетием, тогда можно изменить наши ментальные привычки. По-другому не получится. Делать это нужно - по внутреннему убеждению, а не по принуждению. Даже если к такой тренировке ума нас подвигнет религиозная вера, то это будет в какой-то степени принуждением. А чтобы появилось стремление этим заниматься, нужно ясно осознать, что любые ценности – это определенные ментальные установки.»

Помогающая практика «Умения против компетенций»

Итак, делаем подготовку к старости заранее и начинаем со своего ментального уровня. Давайте рассмотрим на конкретном примере – как именно делать ревизию своего жизненного опыта. Мы установили, что основной массив нашего опыта относится к социальной жизни. А основная часть нашей социальной жизни относится к тому - как мы зарабатываем на «хлеб насущный», т.е. к нашему профессиональному опыту. Вот с его ревизии мы и начнем.

У каждого из нас есть свой послужной список, профессиональное резюме. И чем мы старше – тем он, как правило, длиннее – ведь все мы где-то так или иначе работали. Обычно такой список состоит из названия организации, где мы получали зарплату, названия должности и описания круга решаемых задач. С учетом хронологии, разумеется. Вот это самое резюме и есть кристаллизация вашего профессионального опыта и до поры до времени – оно помогает вам продвигаться, осуществлять карьерный рост. Но потом, вдруг, вы понимаете, что ваше резюме больше не работает! Вы думаете, что это только из-за даты вашего рождения, которая красуется на самом верху этого листа. Вы горестно думаете: «Мое время ушло, сейчас требуются более молодые и шустрые»… Отчасти это так и есть – на низкие зарплаты всегда требуются более дешевые и более шустрые.

Но вы не можете найти работу не поэтому, а потому что вы не можете продать свои устаревшие компетенции. Ваши должности и круг обязанностей безнадежно устарели, многих ваших прошлых мест работы нет и в помине. Но вы продолжаете упорно рассылать свое никому не нужное резюме, вгоняя себя в апатическую депрессию и испытывая негативные чувства ко всему – к недоброжелательному миру, к самому себе, к своему возрасту. И тем самым вы дополнительно обесцениваете свой опыт. Не делайте этого! Это только ваша ошибка и вам ее исправлять. Но придется поработать.

Давайте сделаем фундаментальную ревизию своего профессионального опыта. Полностью перепишите свое резюме – вместо формального перечня должностей и круга обязанностей согласно job description (описания должности) – хорошенько подумайте и напишите максимально подробно – какие навыки вы смогли приобрести на этой работе, чему вы смогли научиться. Навыки – это умения. Это то, что вы действительно умеете делать и даже многие вещи лучше - чем другие. Именно ваши уникальные навыки и есть то, за что вас держат на работе, за что вам платят деньги как ценному сотруднику. Прежде всего речь идет о навыках человеческого взаимодействия, навыках управления, психологических умениях.

Компетенции (например, знание технологий и компьютерных программ) приходят и уходят, а навыки остаются. Психологические и управленческие навыки не инфляцируются, а только возрастают в цене по мере их наработки и прокачивания. Вопрос только в том – знаете ли вы: в чем ваши уникальные навыки. Если знаете – то всегда сможете их продать, потому что уникальность всегда имеет свою цену. Недаром говорят, что половину жизни артист работает на свое имя, а потом его имя работает на него.

К примеру ваш анализ наработанных навыков может выглядеть так:

Должность

Сформированные навыки, умения

Менеджер проектов

Осознал, что понимание мотивации сотрудника является ключом к продуктивному взаимодействию с ним. Если четко идентифицируешь мотивацию коллеги – всегда найдешь с ним общий язык. Если не понимаешь – что привело этого сотрудника в коллектив – не сможешь наладить с ним эффективное взаимодействие, а, временами – он даже становится опасен для тебя, т.к. ты не понимаешь почему он поступил именно так, а не иначе.

Понял, что своим личным примером и поведением я добиваюсь гораздо более продуктивных результатов, чем прямым указанием.

Выяснил, что могу руководить большими коллективами, благодаря своему положению в компании, но на самом деле мне гораздо интереснее заниматься разработкой новых продуктов, потому что это творческий процесс. Если я не вижу творческого компонента в работе, то мне становится скучно и я теряю эмоциональный заряд – какие бы хорошие деньги мне не платились на этой должности.

Оказалось, что я прекрасно умею интерпретировать смутные пожелания руководства: «пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» - в готовый аналитический продукт, который покупают наши клиенты. Соединение моей интуиции и аналитических способностей – творит чудеса.

 

Такой анализ полученных умений надо провести применительно к каждой значимой работе, которой вы занимались. Это будет непросто, но в результате вы сможете составить свое УТП – уникальное торговое предложение на рынке. Зная свою уникальность в профессиональном плане – вы всегда сможете найти того, кому эти особые умения будут нужны и тогда вы найдете свою «работу мечты».

Разумеется, анализ профессионального пути взят лишь для наглядного примера. Просто, как правило, в этой сфере опыт наиболее нагляден и наработан. После того, как вы освоите эту практику перевода формальных компетенций в реальные умения – вы сможете также проанализировать и другие сферы вашей жизни. На этом пути вас ждет множество увлекательных открытий. Желаю вам приятного путешествия в мир ваших воспоминаний!

Приобретение новых знаний

Помимо ревизии своего опыта – одной из главных форм тренировки ума является приобретение новых знаний. То есть не нужно зацикливаться на своем старом опыте, а помимо регулярной «чистки реестра» делать также и серьезный апдейт своих знаний, тренировать свою способность к восприятию нового, которая, собственно говоря, и отличает молодых от старых. При этом надо понимать, что речь идет об активном усвоении нового, которое задействует максимальное количество ваших ассоциативных полей и нейронных связей, а не о пассивном восприятии привычных информационных паттернов по традиционным для вас каналам.

Ваш мозг будет работать пока вы им пользуетесь. Перестаете пользоваться – перестанет работать. За ненадобностью. Получать новые знания – не только основная пожизненная задача для мозга, но, что важно – основной доступный источник удовольствия для него. А разве вы не хотите доставить своему мозгу удовольствие?

 

О значимости получения новых знаний в старости - говорится в китайской притче:

Престарелый правитель Пин Гун сказал однажды своему министру:
— В молодости я был глуп и не хотел ничему учиться. Теперь же учиться поздно: вчера мне исполнилось семьдесят лет.
— И всё же со свечою лучше, — проговорил министр.
Правитель с удивлением посмотрел на него и сказал:
— Я не понимаю смысла твоих слов. Какое отношение имеет свеча к тому, о чём я говорил?
Министр ответил:
— Знания, которые мы приобретаем в детстве и юности, подобны утреннему солнцу. Оно смело прогоняет ночную тьму, щедро сияет и пробуждает всех к жизни. Знания, полученные в зрелом возрасте, — это солнце перед закатом. Оно не сияет, но светит, оно не жжёт, но греет и защищает вас от холода. Знания же, полученные в старости, подобны свету свечи. Свет её невелик. Но попробуйте задуть свечу, и на вас опустится ночь. Лучше жить при свете свечи, чем в сплошном мраке.





Просмотров: 333
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Что делать, если все идет не так??
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • Сталкинг становится все более опасен: что делать, если твой мужчина тебя пугает
  • Опыт отношений: а что это было?
  • Что делать, если у вас депрессия. Из опыта работы.
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Мужчина сначала вас «сливает», а потом уходит: это становится навязчивым кошмаром. Что делать?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Все ваши воспоминания ЛОЖНЫ! Что с ними делать, если они мешают жить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь