|
Дети, поделки и творчествоАвтор статьи: Сокуренко Анна
У моего сына начался период посещения различных кружков. Пока мы остановились на акробатике и декоративно-прикладном творчестве. Именно посещение творческого кружка вызывает у меня много вопросов. Во-первых, на занятии почти все дети (от 4 до 9 лет) с мамами. Мамы помогают, направляют, критикуют, подгоняют. Очень редко сидят где-нибудь в сторонке и занимаются своими делами. Иногда педагог специально просит мам помочь деткам, а временами, наоборот, предлагает им не вмешиваться в процесс. Но одно дело, когда мама помогает ребенку что-то сделать (а не делает ЗА НЕГО), и совсем другое – когда стоит над душой и дает всяческие наставления ребенку. Многие из детей витают в облаках, отвлекаются, но в дошкольном возрасте, насколько я понимаю, это нормальная реакция. И вот здесь зачастую я наблюдаю такую картину. Сидит себе ребенок, рисует, вполне увлечен. Да, порой делает не по плану и указанию педагога. И не тем цветом закрашивает и не ту технику использует. Зато на лице улыбка, заметно, что маленький человек получает удовольствие от процесса. Педагог может корректно поправить и указать на недочеты, малыш внимает и старается пуще прежнего. Тут подходит строгая мама… И начинает: «Почему здесь неаккуратно? Разве бывают синие (розовые и др.) зайцы??? Зачем ты ему глаза закрасила?» Всё это говорится с каким-то надрывом, горечью, сожалением. Практически никогда: «Какой у тебя замечательный синий заяц получился! Как аккуратно ты закрасил(а) ему глаза! Какая ты у меня умница! И т.п.» А раз ребенок, по мнению мамы, с заданием не справляется, то нужно помогать своему чаду выполнить рисунок (поделку) по всем правилам, обозначенным педагогом, и главное – чтобы получилось красиво! Не чтобы ребенок чему-то научился и порадовался, а чтобы было красиво и не стыдно родным и знакомым показать… Или не знаю, чем еще мамы руководствуются. Как мне кажется, в таких поступках кроется неверие в способности и возможности ребенка. А возможно, мамы таким образом пытаются компенсировать какие-то свои слабые стороны… Только вот взгляд у ребенка в подобных ситуациях тускнеет, в глазах появляется откровенная скука, и он часто механически выполняет свою работу (лишь бы отстали). Появится ли в дальнейшем у ребенка тяга к творчеству? Будет ли он любить рисовать? Сомневаюсь... Другая поделочная тенденция, которую я заметила, это уже про детский сад. Так, одна моя знакомая регулярно делает за своего ребенка поделки. Не вместе, а именно она сама. Ребенок не участвует даже в выборе идеи будущего шедевра. А получается 100% шедевр, ведь поделка выполнена взрослыми руками увлеченной и амбициозной мамы. Думаю, практически всегда можно отличить поделку, выполненную дошкольником (даже вместе с родителями) и сделанную взрослым. Тем не менее, именно вторые варианты так называемых детских работ стабильно занимают призовые места на конкурсах в дошкольных учреждениях. И спрашивается, как себя должен в таком случае чувствовать ребенок, который приносит свою кривенькую, не вполне аккуратную и не супер творческую работу, над которой он трудился целый вечер (а то и несколько)? Да и в целом смысл детсадовских поделок, которые изготавливаются дома, в том, чтобы ребенок и родитель провели время в совместной творческой деятельности. Научились чему-то друг у друга, сблизились, получили удовольствие от общения. И как результат общего творчества – готовая работа. Однако полученные эмоции, на мой взгляд, гораздо важнее! Мне кажется, мы забываем, что у ребенка тоже есть свое личное пространство, в том числе свобода творца и самосознание автора. Он имеет право на свой взгляд и самовыражение. А как вы считаете, уважаемые читатели? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|