Почему ребенок не делает то, о чем его просят

Автор статьи: Анастасия Копылова

Часто приходится слышать о том, что дети отказываются что-то выполнять. Что может быть проще, чем помыть посуду, убрать вещи или вынести мусор. Гораздо легче, думают взрослые, сделать уроки сразу, чем слушать длинные нравоучения.  Но почему-то не срабатывают  требования, которые звучат ежедневно. Родители, добиваясь желаемого результата, повторяют снова и снова то, что дети  не хотят добровольно выполнять. В чем же причина?

Эффективность любого человека, тем более ребенка, зависит от уровня усвоения знаний и навыков. Этих уровней приблизительно пять, о чем говорят труды известных специалистов. Если совместить уровни усвоения знаний по Б.Блуму с этапами  усвоения знаний по Международной программе развития ребенка ICDP, вот что получается.

Первый этап, когда ребенок ничего не делает, а только наблюдает, он получает знакомство с конкретным материалом, усваивает факты. Это активная работа «впитывающего разума» (очень уж подходящий этот термин, пришедший из книг Марии Монтесори). Это то самое состояние разума, когда он готов впитывать почти любую информацию с удовольствием, формируется в раннем возрасте. До 3 лет. Именно тогда закладывается способность слушать и слышать.  Если этот период продет успешно, т.е. ребенок будет получать достаточное количество информации в удовольствии, то легкость во включении в новые знания сохраняется на всю жизнь. Если родители не успели дать нужное количество внимания, то у ребенка, который потом станет взрослым, сохраняется некоторое отторжение новой информации. И тогда первый этап обучения будет более сложный. Главная опасность на этом этапе, которая может усложнить процесс впитывания знаний – эмоции. Об этом мы будем упоминать еще не раз. Знания усваиваются только в состоянии интереса или радости, в крайнем случае, спокойствия. А если тот, кто дает знания не в ресурсе – ребенок будет  инстинктивно уходить от контакта. 

Первый этап усвоения знаний, очень важный, без которого не получится сидеть за партой или готовить нудные отчеты на работе в будущем.  Что происходит в этот момент в голове? Включается интерес, механизмы концентрации внимания. Сначала внимание может быть непродолжительным.  Складывается впечатление, что ребенку не интересно. Но при нескольких правильных повторениях, рано или поздно, любой предмет или действие все-таки вызовут интерес. Пример из жизни. Ребенок начал делать утреннюю зарядку через полгода наблюдения за тем, как мама это делает.  Т.е. первый этап обучения длился именно столько. Если зарядка в семье – дело обычное, то специально учить этому ребенка не понадобится. Этот этап обучения он усвоит еще в раннем возрасте. 

Второй этап обучения – когда ребенок делает действие вместе со взрослым. Наступает  понимание того, что он раньше видел. Тут активно включается предметно-действенное мышление. Т.е. появляется желание сделать самому, попробовать своими руками.  Представьте это чувство, когда берешь новую вещь в руки, например шкатулку с разными тайными ящичками. Очень хочется ее покрутить, открыть все замочки. С осторожностью спрашиваешь у мастера, как это работает, тут же повторяешь за ним его действия. Или вспомните, как в детстве папа  учил пилить лобзиком, а мама показывала, как чистить картошку. Было интересно попробовать как они. Казалось, что это легко.  Тут кроется вторая ловушка, в которую попадают родители. Если действие достаточно сложное для ребенка, то он быстро потеряет интерес. И есть вероятность, что очень надолго. Вот почему так важно на этом этапе делать вместе. Причем большую часть работы выполняет родитель. А ребенок наслаждается вниманием, общением, контактом с любимыми взрослыми. И тогда желание изучать только усиливается. 

Третий этап – ребенок и взрослый делают действие 50 на 50. Ребенок учится применению нового навыка. Пробует сам, но ждет одобрения и вмешательства, но ненавязчивого, мягкого. Тут важно сформировать  веру в то, что это делать легко, что хватит сил или сноровки справиться с изучаемым навыком. На этом этапе опасность в том, что ребенок может не понимать, зачем ему это занятие. Куда он будет применять то, что ему предлагают. С этим этапом трудно у подростков, если они не понимают практического применения новым знаниям или навыкам. Дальняя перспектива - поступить в ВУЗ редко кого убедит. Тут важно суметь тонко показать область применения.  Например, как убедить, что нужно учить английские слова? Область применения – играть в приложение с угадыванием английских слов вместе с родителем. А если уровень усвоения языка повыше – говорить на нем дома.

Четвертый этап – ребенок делает, а взрослый наблюдает и иногда включается, чтобы помочь  проанализировать взаимосвязи. Бывает так, что уже вроде бы все получается, родитель ожидает самостоятельных действий, а ребенок вдруг теряет всякий интерес или испытывает разочарование. Потому что включается еще одна особенность мышления.  Прежде чем выработается способность проанализировать, должно пройти достаточное количество повторений. Вспомните свой любимый рецепт.  Вы точно знаете, сколько и чего добавить, даже на глаз. Потому что через множественные манипуляции вы чувствуете целостный образ того, что должно получиться – на цвет, запах, вкус, консистенцию. А если сравнить с рецептом, который нравится, но делать не получается, даже по инструкции. Тут важен наставник, который поможет проанализировать все детали и раскроет тонкости. Такие тонкости подстерегают ребенка всюду. Но сам спросить о них он не умеет. Важно правильно их преподнести.

И, наконец, пятый этап – ребенок все делает сам, иногда обращаясь ко взрослому. Это этап  синтеза. Разработка плана и возможной системы дальнейших действий. На этом этапе происходит  процесс, когда ребенок конкретный навык способен перевести в абстрактный. Например, успешное вырезание нескольких кружочков приводит к навыку вырезания вообще. Это этап формирования чувства – я могу сам. Я принимаю решение, что с этим делать и как делать. Это и есть мечта каждого родителя – сам распланировал как убрать в комнате, есть себе приготовил и уроки быстренько поучил…   Но,  почему этого не происходит? Ответ в начале этой статьи.

 Возвращаемся на первый этап обучения и сопровождаем каждый новый маленький навык вместе с любимым чадом. Важное условие – настроение, с которым вы общаетесь с ребенком. Только в состоянии радости, сильного интереса и вдохновения информация усваивается легко. Ребенок как сообщающийся сосуд, испытывает то, что и родители. Бережное отношение к себе – успешное взаимодействие с ребенком.

Иногда, хорошо проведенное время в интересном, но бесполезном занятии может многократно усилить эффективность процесса обучения. После игры в мячик или пения песен или приятных обнимашек дела идут быстрее.

 Психолог

 Анастасия Копылова



Просмотров: 353
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Энурез или что делать, если мой ребенок писает в постель
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Подростковые сюрпризы, или что делать, если ваш ребенок хочет праздновать Новый год с друзьями?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Монстр под кроватью, или что делать, если Ваш ребенок боится темноты
  • Что делать, если узнали, что ребенок курит?
  • Что делать если Вы узнали, что ребенок врет.
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?)
  • Что делать если ребенок начал заикаться?
  • Что делать, если ребенок плохо учится.
  • Что делать,если ребенок вызывает разочарование?...
  • Что делать, если ребенок - маленький тиран?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что делать, если ребенок чего-то испугался?
  • Что делать, если ребенок капризничает? (часть 2)
  • Что делать, если ребенок младше 3 лет дерется?
  • Что делать, если ребенок плачет при расставании
  • Что делать, если ребенок не общительный.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь