|
Детские рисунки в проективной психологииАвтор статьи: Гусева Ольга Владимировна
Тест "Рисунок семьи" широко используется специалистами как способ диагностики для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Общее развитие проективной психологии повлекло за собой рост интереса к практическому использованию рисуночных методик. Отметим, что рисуночные технологии широко распространены в клинической психологии и психологии развития как один из самых эффективных инструментов для оценки умственных, личностных и эмоциональных характеристик детей, поскольку они склонны расценивать рисунок как безопасное средство для самовыражения и общения, особенно в ситуации повышенного стресса, при котором словесное общение может быть проблематичным. Тот факт, что рисуночные технологии не столь очевидно используют вербальные каналы выражения, позволяет детям отражать графически не сознательные установки (которые могут быть сложны для передачи словами), а бессознательные импульсы и переживания. Несомненным достоинством рисуночных методик является простота и естественность их проведения, обеспечивающие быстрый доступ к внутреннему миру ребенка. Тест «Рисунок семьи» помогает прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении. В качестве примера из моей клиентской практики (см. рис. 1 и рис 2) ниже представлены рисунки Пети О., 9 лет, имеющего сестру-погодка в возрасте 8 лет с тяжелой степенью расстройства аутистического спектра. Рис. 1. Рисунок «Семья сейчас», выполненный Петей О., 9 лет
Характеристика и интерпретация рисунка. Развернутое описание случая. На приеме я попросила мальчика нарисовать «семью сейчас» и сразу после выполнения задания – «семью в будущем». Если на первом рисунке Петя нарисовал несколько предметов мебели, занимающих значительную часть листа, то на втором рисунке было нарисовано 10 дверей и две перегородки, отделяющих его с мамой от остального пространства семьи. Даже в будущем его с мамой разделяет дверь. Большое количество предметов на рисунке семьи принято интерпретировать как недостаточность эмоционального общения в семье. Мальчик в процессе рисования в основном использовал черный цвет, только светильник на обоих рисунках закрашен желтым цветом, и шорты папы на первом рисунке заштрихованы красным цветом. На обоих рисунках представлено схематическое изображение семьи, что свидетельствует о напряжении и гневе, который отражен в фигурах, выглядящих суженными, закрытыми, без цвета или деталей, небрежно нарисованными. По краям рисунка изображены мама и папа, разделенные детьми, на достаточно большом расстоянии друг от друга. Между мамой и мальчиком нарисован несоразмерно большой шкаф, между мальчиком и аутичной сестрой помещена собака, последним, на значительном удалении от всей семьи, нарисован папа. Можно предположить, что в своем стремлении к идентификации мальчик идентифицирует себя со старшими и более сильными членами семьи мужского пола. Вследствие противоречивой природы этих отношений, которая включает потребность оставаться зависимым от матери, конкуренция за ее любовь становится фактором внутрисемейных отношений. На обоих рисунках ребенок поместил себя рядом с матерью. Сейчас их разделяет огромный шкаф, а в будущем они расположены ближе друг к другу, мальчик поместил себя между матерью и отцом, а больную аутизмом сестру вывел на периферию рисунка семьи. В пользу прохождения эдиповой стадии свидетельствует изображение фаллоподобного светильника на втором рисунке и угрожающие красные шорты папы на первом. Противоречивое отношение к отцу и другим членам семьи подтверждается результатами цветового теста отношений. Для обозначения отца ребенок выбрал черный цвет на позиции В2Н8, для мамы – фиолетовый на позиции В6Н4, для сестры с РАС – коричневый на позиции В4Н6. Для себя автор рисунков выбрал синий цвет на позиции В1Н5. Выбор синего цвета на первой позиции свидетельствует о принадлежности к слабому типу высшей нервной деятельности, для которого характерны интровертированность и пассивность в сочетании с повышенной тревожностью и склонностью к пессимистичности. Неуверенные в себе и своих перспективах, люди этого типа постоянно нуждаются в надежной опоре. На обоих рисунках подчеркнута линия основания и нарисована линия вдоль верхней части листа. Этим графическим элементам в иностранных источниках приписываются значения символической презентации чувств. Так, линию основания и верхнюю линию достоверно с более высокой частотой рисуют эмоционально плохо адаптированные дети. Линия основания символически предоставляет фундамент ребенку, который чувствует, что его семье свойственны стрессы и неустойчивость. Кроме того, рисование туч, дождя в рисунке человека можно использовать как индикатор плохой адаптации, поскольку тучи символизируют, что ребенок чувствует угрозу со стороны мира взрослых, линия основания является признаком небезопасности, потребности в поддержке. Отмечается озабоченность, связанная со светом и теплом во многовариантных проявлениях (изображениях лампочки, костра, солнца или утюг), которая характерна для рисунков детей, испытывающих повышенную потребность в любви и тепле. Отсутствие на первом рисунке прорисованных кистей рук расценивается как символическое отражение неумения или нежелания общаться, а поднятые вверх руки у аутичной сестры принято интерпретировать как признак агрессии. На втором рисунке руки у всех членов семьи опущены вниз, а у мальчика и папы изображены преувеличенного размера кисти рук, что может свидетельствовать либо о высокой неудовлетворенной потребности в общении в мужской подсистеме семьи, либо агрессивности. Стоит отметить, что в будущем Петя также нарисовал себе и папе большие ступни, в отличие от мамы и сестры с ножками-палочками, что также может интерпретироваться как повышенная потребность в опоре. Результаты рисуночного анализа также подтверждается данными по личностному тесту Кеттелла, согласно которым у Пети отмечается низкий коммуникативный потенциал, эмоциональная неустойчивость, чувствительность вегетативной нервной системы к угрозе, тревожность, фрустрированность. Кроме того, данные методики «неоконченные предложения» отражают наличие у Пети конфликтных сфер по отношению к его сестре и родителям. Предложение «родители больше любят»…ребенок заканчивает: «Басю (собаку)». Также болезненно мальчик воспринимает отношение окружающих и друзей к своему сиблингу. Он отмечает, что друзья относятся к моей сестре… «странно». На начало фразы «я мечтаю со своей сестрой… Петя отвечает: «уехать куда-нибудь, а потом втайне уехать одному». Далее: «Когда я гуляю со своей сестрой… мне за ней все время нужно следить». На утверждение «если обидят мою сестру, тогда мои родители (что сделают с обидчиком)… был получен ответ: «уничтожат», что говорит о предполагаемой неадекватно агрессивной реакции со стороны родителей. Иллюстрация трудностей в общении: «когда мы приходим с моей сестрой в гости, и там много детей…я бегу обратно домой, их там слишком много». Использование проективных методов в оценке семейных отношений в сочетании с экспертными (клиническими) методами (наблюдения, беседа, клинико-психологическое интервью) дает возможность всесторонне и качественно оценить систему внутрисемейных отношений, выделить конфликтные зоны и неосознанные проблемные отношения детей к членам семьи.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|