|
Ресурсное наложение метафорических образов. Расширение осмыслений. Полезное упражнение.Автор статьи: Блищенко Алёна Викторовна
*******************************************************************
Материалы сессии публикуются с клиентского разрешения. Начало терапевтической работы с клиенткой освещено в предыдущей статье: «Метаморфоза метафорического кольца. Разрешённый к публикации кусочек недавней сессии.» В этой публикации Вы найдёте продолжение психологического общения (ещё один кусочек рабочей сессии, следующей по счёту). **************************************************** Упражнение проводилось в третьей, заключительной части сессии и связано с плановой проработкой детского опыта клиентки Валерии. Психологическое задание из стратегии СМПС. Ход работы. Поэтапное описание действий. 1. Прошу Валерию вспомни самый неприятный эпизод её детства. Лера вспоминает о следующем… Как-то в далёком детстве (мне тогда было около 5 лет) папа вернулся домой в нетрезвом состоянии, злой.. Почти тут же направился в ванную. Крикнув оттуда матери: «Принеси полотенце!» Мама отозвалась на призыв не сразу: она готовила ужин. Чуть повременив, она подала отцу «злосчастное полотенце». Папа, выйдя из ванны, прямиком отправился в кухню, прикрыл за собой стеклянную дверь и… Через прозрачную дверь мы с сестрёнкой увидели следующее: отец схватил маму, притянул её к горячей плите и, взяв её руку, приложил к раскалённой конфорке. Мама вскрикнула, а отец объявил: «Это в наказание – за то, что не сразу откликнулась на призыв!» Мы с сестрой пришли в неописуемый ужас! Много и долго плакали… 2. Даю Валерии следующее смысловое задание: оценить рассказанный эпизод с точки зрения урочного опыта – глазами внутреннего, духовного мудреца. Для чего подобный опыт был допущен в её судьбе, чему её учила таким образом жизнь? Осмысливая это воспоминание с заданного ракурса, Валерия сообщила… Трудно однозначно сказать... Но вот что я думаю... Проживая эту (и подобные такой) ситуации я училась у жизни следующему: в отношениях между людьми есть непреложные правила, неприкасаемые границы, нарушать которые не должен никогда и никто. Глядя на зависимую маму и тирана-отца я, должно быть, училась быть автономной. Если опираться на факты, могу сказать следующее: в 18 лет я уехала от родителей, живу самостоятельно, заканчиваю ВУЗ, работаю – ни от кого не завишу... 3. Теперь прошу Леру проассоциировать конкретную ситуацию с метафорическим образом, отражающим её по значению. Лара вспоминает грязную, отвратительную ворону, со сломанным крылом из недавней сессии (описанной в предыдущей статье). *******************************************************************
4. Следуем дальше... Дальнейшим шагом нашего упражнения является противоположный по значению эпизод конкретного детства – самый радостный и счастливый, связанный с родителями – мамой и папой. Лера не может вспомнить совместного счастливого эпизода, но вспоминает два отдельных – про каждого. С папой я была исключительно счастлива в моменты его занимательнейших рассказов по истории общества и страны. С мамой – по возвращению в заботливо убранную ею квартиру, где царили чистота и уют. 5. Прошу проассоциировать эти ситуации с метафорическим образом. Каждую со своим. Лера ассоциирует занятия с папой с образом шахматной доски с расставленными фигурами и дальнейшей занимательнейшей игрой. В ассоциациях с мамой оставляет ту же метафору, но преобразует её в произведение искусств: в этом образе шахматы вырезаны искуснейшим мастером из драгоценного материала. 6. На следующем этапе мы объединяем мамин и папин образ в один и максимально его усиливаем. У нас получается великолепный символ изумительно красивой шахматной доски с изысканными фигурами из драгоценных камней, на которых разыгрывается, по истине, гениальная партия. Эта метафора слияния логического гения и искусства. ********************************************* ********************************************* 7. На завершающем этапе мы вкладываем внутрь максимально развёрнутого и усиленного второго положительного образа – первый, отрицательный. Наша слабенькая ворона попадает в горнило блестящей шахматной партии, превращаясь в элемент шахматного порядка – фигуру конкретно развёрнутой, текущей игры. Логически допущенную фигуру, органически присутствующую в данной игровой партии. Потрясающе ресурсная трансформация! 8. На последнем этапе упражнения я прошу Валерию ещё раз (снова) побыть сторонним мудрецом своей первой негативной картинки. И сказать с его позиции, о чём этот опыт в Лериной истории, жизни? Этот обучающий опыт был допущен в моей истории для того, чтобы я овладела навыками «шахматных», логических осмыслений и умело вела жизненную игру даже в самых исключительных партиях (обстоятельствах) на самом изысканном материале (то есть искусно, гибко и творчески). Потрясающе элегантный, глубокий и тонкий вывод! Таким образом, посредством представленного психологического задания, клиент получает уникальную (по ресурсности освоений индивидуального опыта) возможность примирения с событиями негативного прошлого, принятия трудного, душевного материала и роста на случившихся обстоятельствах. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|