Мы и наши дети

Автор статьи: Армен Арутюнян

 

Некоторые родители полагают,

что детей, как сосуды, можно наполнить

своими несбывшимися мечтами и стремлениями.
Майкл Николс

 

Мы и наши дети

 Ну вот, дочь стала студенткой, будет учиться на архитектора! Я очень рад этому, и рад вдвойне, так как это был ее собственный выбор. Она слушала, что советовали мама, папа, но нашла в себе силы высказать альтернативную точку зрения, отличающуюся от мнений родителей. Проявила старания, волю, прошла непростой подготовительный путь и добилась поставленной цели – поступить в вуз и учиться в том направлении, которое она выбрала сама.

К большому сожалению, некоторые родители  пытаются реализовать через своих детей то, чего не смогли достичь сами. Не давая, таким образом, детям проживать СВОЮ собственную жизнь.

 Выдержка из небольшой беседы с подростком (не консультация):

- Вы керлингом занимаетесь?

- Нет, санным спортом.

- Ух, ты! Там такие скорости.., но что вы делаете на ледовой площадке?

- Мы разгон отрабатывали.

- Не страшно вообще заниматься?

- Страшно!

(пауза)

- А вам нравится вообще заниматься этим видом спорта?

- Нет, мне больше баскетбол нравится.

- Ааа..? Как же так..?

- Мама так хочет..

 

Как говорится, комментарии излишни. И понятно, что вместо "мамы" мог оказаться "папа" и, вообще, кто-то другой. Потом наслаивается: одно, второе, третье. Не тот спорт, не тот вуз, не тот жених или невеста, - и везде не твой выбор, не твое решение, а выбор и решение отца или матери (или кого-то другого). В итоге приходим к тому, что личность перестает понимать, а чего собственно хочет он (она).

 Чего Я хочу? Что есть МОЕ?  Что Я люблю? Практика показывает. Не все с легкостью могут ответить на эти вопросы.

 Его величество дитя должен исполнить неисполненные желания родителей, стать вместо отца великим человеком, героем, дочь должна получить в мужья принца в качестве позднего вознаграждения матери.
Зигмунд Фрейд

 

Как писал в своем «Иметь или быть» Э. Фромм, всем живым существам свойственна тенденция к развитию. И всякий раз, когда что-то или кто-то мешает нам расти и органично развиваться, мы пытаемся, сознательно или бессознательно, сопротивляться этому. Чтобы «сломать» это сопротивление нужно применить физическую или психическую силу.

Человек с детства ограничен в свободном и спонтанном проявлении своей воли. По мере взросления он вынужден отказаться от большей части своих подлинных стремлений и принять волю, желания и чувства, которые не присущи ему, а навязаны шаблонами мышления и поведения, присущими данному обществу.
 

«Общество и семья, - пишет Фромм (1), - вынуждены решать трудную задачу: сломать человеческую волю так, чтобы человек этого не заметил. В результате манипуляций и процедур по внушению индивиду определенных идей и доктрин с помощью целой системы поощрений, наказаний и идеологических ухищрений, общество в целом решает эту задачу столь успешно, что большинству людей кажется, что они действуют по собственной воле» (выделение жирным мое).

 

Протесты детей (сознательные или бессознательные сопротивления) происходят в разных формах. Начиная с простых, когда ребенок нарушает правила гигиены, капризничает, слишком мало (или много) ест, кончая проявлениями злости и агрессии. Иногда ребенок впадает в леность (по Фрому «итальянская забастовка»), теряет интерес ко всему и вся, что его окружает, лишь бы досадить родителям.

Гетерогенное вмешательство (воздействие, которое пытается нас направить в сторону, противоположную нашей внутренней организации, и может повредить нашему развитию) в процессы развития ребенка и взрослого, является, по мнению Фромма, глубочайшей причиной психических расстройств, душевных болезней, формирования деструктивной личности.

Тут следует подчеркнуть, что речь не идет о том, чтобы дать ребенку полную свободу действий. Свобода – это не распущенность или произвол. Фромм (1) дает одно из определений свободы (подробнее о свободе Фромм написал в широко известной работе «Бегство от свободы»):

«Под свободой я понимаю не свободу ОТ всяких принципов, а свободу ДЛЯ того, чтобы расти и развиваться в соответствии со спецификой человеческого существования... Это означает необходимость подчиняться законам, которые обеспечивают оптимальное развитие этой системы (человека)» (выделение мое).

Эрих Фромм вводит понятия «рационального» и «иррационального авторитета» для ребенка. Всякий авторитет, который способствует достижению цели, росту и развитию в соответствии с природой этой (уникальной в своем роде) личности, - это рациональный авторитет. (Примером может быть требования взрослых направленные на мобилизацию активности ребенка и усиление способности к критическому мышлению, к самореализации).

Если же ребенку навязываются чуждые нормы, которые отвечают не запросам ребенка, а интересам взрослых, то в этом случае речь идет об иррациональном авторитете.

Тут мне вспоминается понятие индивидуа́ции из аналитической психологии, означающее процесс становления личности, такого психологического развития её, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. Мы видим, как все близко по смыслу.

 

«Свободу Юрию Деточкину!» – кричал Папанов в роли колоритного персонажа известного фильма. Также, хочется воскликнуть: «Свободу детям!» Но свободу позитивную экзистенциального толка, свободу ДЛЯ, а не ОТ!

Один из методов терапии, который позитивно влияет на раскрытие и развитие личности - это метод песочной терапии. Песочная терапия позволяет выразить глубоко вытесненные и подавленные материалы из бессознательной части нашей психики. Позволяет быть самим собой, спонтанно самовыражаться. Песочная терапия эффективна не только для преодоления психологических и эмоциональных проблем, эта методика позволяет детям и подросткам преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями. Раскрепощает наши чувства и эмоции.

 Сложности с пониманием своего ребенка? Трудности с выбором или сложно разобраться в себе? Запишитесь на прием. Попробуем разобраться вместе. http://psycholog-dm-ru.1gb.ru/

 _______________

1 - Эрих Фромм "Иметь или быть"



Просмотров: 266
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 4 компонента любви. Эрих Фромм.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Психологический подход к развитию современной личности(об элективном курсе "Мой выбор")
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • 50 оттенков свободы: как понимаю свободу я и как вам понять ее?
  • Родители! Предоставьте ребенку свободу выбора!
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Я Анна, мама, хочу дать сыну свободу - Прощай СОЗАвисимость!
  • Лишний вес как результат вознаграждения. Как вернуть себе свободу.
  • "Свободу попугаям" или давайте выход эмоциям
  • "Что у тебя с челюстью?!" Или как обрести свободу от контроля
  • Про свободу и личный выбор
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Деньги дают свободу | О позитивных установках, которые помогут больше зарабатывать
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Свободу! Дайте свободу!
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Фромм и любовь
  • Развитие, которое нам не нравится. Чувства, которые нам не нравятся. Почему мы останавливаем жизнь?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Про детей, свободу и разделение сфер ответственности
  • Дарите развитие и свободу
  • "Не хочу, чтобы ребенок был похож на отца"
  • Если мужчинам дать свободу
  • Человек, давший мне Свободу
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • "Мама хочет жить" сказкотерапия для родителей особенных детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь