|
Чему не учат в школе? Благополучию!Автор статьи: Ханипова Лилия Рифгатовна
Мечта любого родителя, чтобы его ребенок рос жизнерадостным человеком, не страдающим от сомнений, тревог и плохого настроения. Врожденное ли качество оптимизм или возможно воспитать у наших детей позитивный взгляд на окружающий мир? Внимательно присмотритесь к малышам – каждый из них от природы оптимист. Как говорится, родителям нужно очень постараться, чтобы сделать своего ребенка пессимистом. Покладистый ровный характер, жизнерадостная счастливая улыбка являются основными показателями не только внутреннего душевного равновесия, но и в целом физического здоровья человека. А чрезмерная обидчивость, частые приступы агрессии, негативизм к окружающим всегда свидетельство серьезных проблем обладателя этих качеств. Склонность человека к оптимистическому или пессимистическому взгляду на будущее и мир в целом формируется в детстве с помощью двух основных механизмов научения: импринтинга и подражания. От общего жизненного настроя родителей зависит нынешнее и будущее состояние ребенка. Естественно, помимо сознательно передаваемых нашим детям установок, существует и так называемое влияние среды, в которой растет ребенок. Древнеримскому философу Эпиктету принадлежат слова: «Людей расстраивают не события, а то, как они на них смотрят». Негативная психологическая реальность пессимиста, противоположная оптимисту, является предметом работы когнитивных терапевтов, так как приводит к формированию различных эмоциональных и поведенческих расстройств. Ведь в отличие от оптимистического мышления, которому характерна зрелость, гибкость, многомерность, реалистичность и вариативность, пессимистическое мышление неадаптивное, дисфункциональное. Исследователи выделяют три составляющие конструктивного или оптимистического мышления:
Пессимизм как способ реагирования способствует большей вовлеченности в стрессовые жизненные ситуации, формированию и развитию малопродуктивных с точки зрения сохранения здоровья привычек, более низкого уровня самоэффективности. Современность указывает на веские причины, чтобы учить детей благополучию еще в школе. Распространенность депрессии среди молодых людей: сейчас ею страдают те, кому не исполнилось и 15, а еще 50 лет назад ее начало приходилось на тех, кому около 30… Есть о чем задуматься? Низкий показатель уровня счастья, который ну никак не поспевает за «улучшающими» условиями нашей жизни. В актуальном (периодически обновляемом) списке стран, упорядоченных по уровню счастья населения (международный исследовательский проект World Happiness Report) из 156 мест Россия занимает 68 позицию. И еще немаловажная причина – оптимистическое мышление способствует успешности в обучении. А это уже цель не только родителей, но и всей системы образования. Можно научиться быть оптимистом. Каждый может овладеть навыками позитивного отношения к себе, к жизни вообще. То есть научиться управлять своим состоянием таким образом, чтобы ни при каких обстоятельствах не терять положительного настроя, легко преодолевать потери и любые проблемы, стать более здоровым и счастливым, добиться больших успехов. Как же этого достичь? Путем сознательного обретения новых навыков, помогающих гибко и свободно воспринимать окружающую реальность и свои собственные действия. Воспитать ребенка оптимистом, то есть научить детей мыслить позитивно – одна из важнейших задач родителей. Важно при этом помнить, что поступки значимее слов, а это значит, что своим выбором в разнообразных жизненных ситуациях, мы предлагаем детям образцы отношения к миру. Даже испытывая упадок сил, родители способны передавать детям оптимизм через ободряющие слова, проявления поддержки, любви и готовности принять. Ведь оптимизм – это жизненная сила, которой неудачи помогают развиваться в той же мере, что и успех. От нас зависит - будет ли ребенок воспринимать мир как опасный или как дружественный и интересный. От нас взрослых зависит благополучие детей в будущем.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|