Тонкий лёд! Семья идёт...

Автор статьи: Инна Гребельная

«Все счастливые семьи похожи друг на друга,

каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

Л.Н.Толстой

Как тут поспоришь с классиком! Конечно, ощущение несчастья – вещь сугубо индивидуальная: как, к примеру, сравнить свою боль с чужой? Никак. Своя болит, а чужая нет.

Но, не смотря на непохожесть разных семейных историй, есть на жизненном пути каждой семьи, который и без того похож на скользкий лёд, несколько особенно тонких и хрупких мест.

Тонкий л д Семья ид т

Связаны эти места не с какими-то магическими годами брака, а с естественными переломными моментами, которые встречаются в жизни каждой семьи. Такие моменты называют нормативными (плановыми) кризисами. Они «хороши» тем, что случаются по плану и к ним можно подготовиться: предупреждён, значит, вооружён.

Кризис - это ведь не всегда драма и конец света. Это просто перемена обстоятельств: «мы будем жить теперь по-новому». Новые обстоятельства вносят коррективы в устоявшуюся жизнь, требуют пересмотра привычного поведения. Кому-то перемены могут оказаться не по душе. Особенно, если УЖЕ на этапе принятия решения о переменах семья не проявила слаженности и не посчиталась с чьим-то «особым» мнением. Примером может быть незапланированная беременность и рождение ребёнка.

Семья – это система (подробнее писала здесь). Дисбаланс для любой системы губителен и требует коррекции (для чего, вы думаете, проводят балансировку колёс у автомобиля?).

Если семья умело использует энергию перемен для продвижения вперёд – нормативные кризисы проходят легко, с попутным ветерком, и даже укрепляют семейные связи.

Проверка на прочность начинается с первых же шагов.

1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА

Заключение брака – это своеобразный «договор» друг с другом: «я беру тебя в жёны (мужья) и обещаю…»

Всякий договор подразумевает наличие обязательств и ответственность  сторон. Важно понимать, что вместе со штампом в паспорте мы, кроме долгожданных ролей мужа и жены, «в нагрузку» приобретаем и другие - зятя/невестки, шурина/свояченицы и т.д. Некоторые супруги к этому оказываются не готовы («я выходила замуж за тебя, а не за твою маму!»).

Все эти «тонкости» и определяют  хрупкость первого этапа семейной жизни. Чтобы его достойно преодолеть, важно ещё до похода в ЗАГС максимально подробно обговорить друг с другом все пункты брачного «договора»: финансы, свободное время, отношения с родственниками, друзьями и т.д.

2. Следующий непростой этап - рождение ребёнка



Здесь схема развития кризиса схожая. Просто в дополнение к прежним, ещё не до конца "выученным", ролям ДОБАВЛЯЮТСЯ роли ОТЦА и МАТЕРИ. Перечень обязательств расширяется. Нагрузка увеличивается. Лёд трещит…

Страховка в этом хрупком для семьи месте одна – двигаться слаженно, принимать совместные решения. Опираться друг на друга, но не перекладывать ответственность на соседние плечи.

3. Третий серьёзный период – начало школьной жизни ребёнка.

 Тонкость этого момента в том, что некоторые родители оказываются не способны отделять оценки от ребёнка, а ребёнка от себя. Двойка в дневнике переживается супругами как низкая оценка своим родительским талантам. Это вызывает негативные эмоции и попытки найти виновного: «весь в отца!..», «это всё твоё воспитание!..» и т.д.

В этом хрупком месте понадобятся опоры. А опираться здесь получится только на здравый смысл, который говорит:

- оценка - это чьё-то субъективное мнение, она не делает вашего ребёнка лучше или хуже;

- переживание по поводу низкой оценки отвлекает внимание родителей от решения реальных проблем ребёнка в освоении какого-то предмета или в общении со сверстниками;

- ребёнок – самостоятельный человек со своими темпами развития, способностями и предназначением. И его предназначение не в том, чтобы «перепрожить» за родителей их жизнь и удовлетворить их нереализованные амбиции: стать великим шахматистом или просто быть лучше «других».

4. Следующий трудный этап для семьи - подростковый кризис у ребёнка.

Подростковый кризис - важный и сложный период в развитии каждого человека. Ребёнок окончательно разрывает материнскую «пуповину» и рождается как ЛИЧНОСТЬ. Подросток начинает ощущать себя взрослым, претендует на повышение своего статуса в семье до равнозначного с родительским.

При этом претензии подростка распространяются только на новые «взрослые» права, новые «взрослые» обязанности он принимать зачастую не намерен. Если родители тоже оказываются не готовы к пересмотру условий «договора» – накал страстей может привести к тяжёлым последствиям.  

Задача семьи на этом этапе – подготовить ребёнка к сепарации и самостоятельной жизни. Спустить «малыша» с рук на землю, выдать ему портфель с полномочиями и кредит доверия, как бы при этом ни было страшно, что он «поскользнётся и упадёт». А высвободившееся время и внимание посвятить себе  – ведь этот период часто совпадает с кризисом среднего возраста у родителей.

5. Выход ребёнка в самостоятельную жизнь (сепарация).

Этот период часто называют «синдром опустевшего гнезда».

Для функциональных («здоровых») семей такой период хоть и даётся нелегко, но в итоге оборачивается переходом на более высокий уровень организации, а для самих родителей - временем  реализации «отложенных» ранее возможностей (в отношениях, приобретениях, саморазвитии, путешествиях).

Дисфункциональные («нездоровые») семьи переживают этот этап как фатальное событие, смертельную травму или тяжёлую болезнь.

Это время опасно для семей, в которых родители так и не наладили или растеряли по дороге связи между собой. Для семей, в которых ребёнок принял на себя роль стабилизатора (о стабилизаторах тоже здесь) - плохим здоровьем ли, плохим поведением или плохой успеваемостью. А родители с готовностью приняли эту жертву, «заплатив» на неё чувством вины и отложив в долгий ящик решение давних проблем в отношениях между собой («давай сначала с ребёнком разберёмся …»).

При первых же намёках на утрату своего стабилизатора - сепарацию («отпочковывание») ребёнка, такая семья становится тревожной, нестабильной и, повинуясь закону сохранения своей  целостности (о законах семейных систем здесь же),  пускает в ход любые ресурсы, чтобы этого не допустить. Обостряются конфликты, болезни родителей, кто-то из них теряет работу, попадает в неприятности... Так семья сигнализирует собравшемуся уйти во взрослую жизнь  ребёнку о «катастрофичности» принятого им решения.

В такой период ребёнок вполне может оказывать сопротивление этому удерживанию, демонстрируя вызывающее, деструктивное, асоциальное поведение. Цель таких демонстраций – привлечь внимание семьи к СВОИМ интересам.

Далее, даже если ФОРМАЛЬНО, с «одобрения» семьи, сепарация всё же происходит (переехал жить к бабушке, уехал учиться в другой город), такая нестабильная система находит себе новый стабилизатор: НЕУДАЧИ ребёнка с учёбой, работой, здоровьем...

«Неудачливый» ребёнок продолжает служить нуждам своих родителей. А им нужно заполнить чем-то свою теряющую смысл жизнь, отвлечься от мыслей о своей безуспешности, накопившихся нерешённых проблем с супругом. Родителей страшит перспектива оказаться лицом к лицу с незнакомым, чужим и не интересным человеком. Ведь таким незнакомцем для себя может оказаться и он сам.

Ситуация довольно критичная: цепляясь за  ребёнка, шансов выбраться из полыньи мало у всех. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Каждому члену семьи в этот момент жизненно важно найти опору внутри себя, двигаться независимо, дышать свободно и самостоятельно принимать решения за свою судьбу. Расстаться, чтобы встретиться вновь на берегу уже другими - взрослыми и обогащёнными жизненным опытом.

Вообще, на любых сложных участках жизненного пути стратегия выживания должна быть сходна с правилами поведения на тонком льду:

- не паниковать,  реально оценить обстановку;

- консолидироваться, распределить груз ответственности;

- найти «опору» - помощников, советников, да просто здравый смысл;

- выработать план спасения и  придерживаться его, пока опасность не минует.

Ненормативные кризисы.

Если семья с трудом проходит нормативные, плановые кризисы, то ненормативные, внеплановые (такие как тяжёлая болезнь, несчастный случай  и даже усыновление ребёнка) могут оказаться для неё и вовсе фатальными.

Мосты и переправы, связывавшие с прошлой жизнью, рушатся. И подчас единственной стратегией для выживания остаётся полный отказ от прежней модели отношений и построение новой в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Расторжение старого и заключение нового "договора". И здесь стороны, каждая по-своему травмированная этими обстоятельствами, могут уже не найти общий язык.

В очередной раз хочу заметить, что создание и сохранение семьи любой ценой – не самоцель. Ведь на фоне перемен у кого-то в паре может просто не хватить внутренних резервов продолжать путь вместе.

Есть люди, которые осознанно выбирают прожить жизнь в одиночестве.

Но для тех, кто уверен, что «вместе весело шагать по просторам», кто связывает свои планы на жизнь с семьёй и рождением детей, карта хрупких мест на этих «просторах» наверняка будет хорошим подспорьем.

Всем удачи и счастливых семей!

И.Гребельная

***

Использованы изображения из сети Internet.



Просмотров: 277
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Как безболезненно для себя отпустить ребёнка во взрослую жизнь?
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Подростковый период - время "перемен" . Рекомендации для родителей.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Зачем нужна ситуация успеха для всех нас, а особенно для ребёнка.
  • Любовники и родители. Рождение ребёнка как испытание для пары.
  • Почему все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастлива по-своему?
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Тики у ребёнка. Рекомендации для родителей.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Адаптация ребёнка к детскому саду. Инструкция для родителей
  • Пять способов добиться спокойствия ребёнка на экзамене (Для заботливых родителей).
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Семейные сексуальные проблемы. Простить всех и родить ребёнка. Решение проблем на этом пути
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Навык для счастливой жизни (или чему обязательно нужно научить ребёнка)
  • Мужчины, готовые для своей семьи на все...даже на визит к психологу
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Влияние семьи на поведение ребёнка
  • Как научиться любить себя? Медитация для внутреннего ребёнка.
  • Что самое важное для ребёнка? Любовь? Не только.
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь