Я бы хотела продолжить, всеми обсуждаемую, тему о детской ревности к младшим сестричкам или братикам. Многие из нас слышали или были участниками истории о том, как старшие дети при появлении в доме нового члена семьи начинали просто меняться на глазах и всячески проказничали и совершали неблаговидные поступки. И вот представьте…. Вы привезли его из роддома маленького, крошечного несмышленыша. У всех приподнятое, праздничное настроение. Все суетятся, разговаривают только о малыше. И только одному из всех, позабытому, вдруг, на время, когда-то единственному ребенку, что-то не до радости. Малыш с волнением, и переполненным чувствами следит за тем, как мама и папа бережно и нежно берут на руки «незнакомца», что-то говорят ему, хотя он этим явно недоволен и постоянно плачет. И малыш, уже, в который раз, перебирает свои мысли и поступки, что могло повлиять на его так горячо любимых родителей, которые забыли о нем, о самом «главном событии» в их жизни. Итак, здесь мы имеем дело с одной из самых больших проблем в жизни ребенка. Уже с того момента, когда второй ребенок появился в доме, Ваш первенец – страдающая сторона. И только от вас зависит, чтобы первенец не ощущал себя все время свергнутым с пьедестала. Очень важно понимать чувства и эмоции ребенка в тот самый момент, когда появился второй ребенок в вашей семье. И для этого хочу предложить вам отрывок из рассказа Астрид Линдгрен. Позвольте представить вам Петера, у которого появляется сестренка, которой ему так хотелось. «— Ее зовут Лена, — сказала мама. Лена не умела ни ходить, ни разговаривать, она только кричала. Когда она кричала, мама тут же являлась на крик, брала ее на руки, прижимала ее щечку к своей щеке и говорила, что она самое милое дитя на свете. Конечно, кроме Петера. Когда та хотела есть, мама кормила ее грудью. Каждый вечер мама купала Лену в ванночке, а Петер и папа наблюдали за этим. Мама и папа очень-очень любили Лену. А Петера совсем не любили. Если подумать, Петер вообще-то не любил Лену. Оказывается, это совершенно не интересно, иметь сестру. И даже очень странно, что мама и папа так любили этот комок, который все время только орал. Но они ее действительно любили, это ясно. Возможно, они любили ее даже больше, чем Петера. Так казалось Петеру. И когда он об этом впервые подумал, он очень сильно разозлился на Лену. Я был очень глуп, когда сказал, что мне хочется сестру, подумал он. Ну, почему я не заказал себе вместо этого трехколесный велосипед?! И он подумал, а не поменять ли ему Лену на велосипед или про¬дать ее, а на вырученные деньги купить велосипед. Но конечно же никто не захочет ее купить, подумал он и легонько поддал Лене, которая лежала на одеяле на полу. Тут пришла мама и крепко схватила Петера за руку и сказала, он должен стыдиться, разве можно бить маленькую сестричку? Тог¬да Петер еще больше разозлился на Лену, и на маму тоже, и он замахнулся ногой на маму. Он был зол. Хотя ему и было немного стыдно, но он не хотел этого показать. Лена кричала, и Петер подумал, как было бы хорошо, если бы можно было на веревке подвесить ее за окном, чтобы не слышно было, как она орет. Когда мама брала Лену на руки и кормила ее грудью, Петер выходил из себя и начинал проказничать. Он это вытворял для того, чтобы мама положила Лену и пришла, наконец, к нему, и посмотре¬ла, что он делает. Однажды он взял ножницы и обрезал себе почти все волосы, в другой раз он бросил на пол чайник так, что тот загремел через всю кухню. Тогда прибежала мама, и это было то, чего он желал. В конце концов это его мама, а не Ленина. Однажды Петер чувствовал себя совсем несчастным. Он сидел в углу и плакал, потому что он верил, что мама и папа любят только Лену, а его совсем не любят. И тут пришла мама, посадила его к себе на колени и стала легонько покачивать, как она обычно покачивала Лену. И она сказала: — Я очень, очень люблю тебя, Петер. Сначала я любила моего маленького Петера, а теперь я люблю моего большого Петера. Тогда Петер зарылся совсем глубоко в мамины объятия и сказал: — Лена, правда, очень глупая! — Лена не глупая, — сказала мама, — просто она еще маленькая. А с маленькими детьми всегда много забот. — Да-а-а, — протянул Петер.»
Очень надеюсь, что вы тоже прочувствовали то состояние, ту боль, ревность и обиду, что ощущал Петер, маленький мальчик, который совсем недавно был единственным обладателем «золотого» внимания и любви своих родителей. Непонимание родителями чувств ребенка подкрепляется часто и тем, что многие дети (вначале) хотят иметь братика или сестренку. Но, конечно, и многие дети вначале представляют себе новое дитя в семье в качестве своего рода живой куклы, а на самом деле, как выясняется, оно превращается в мучителя и соперника. Но, конечно же, так бывает не всегда! Поэтому, очень часто дети постепенно узнают, что обратить на себя вниманием можно и плохим поведением (например «…он взял ножницы и обрезал себе почти все волосы, в другой раз он бросил на пол чайник так, что тот загремел через всю кухню. Тогда прибежала мама, и это было то, чего он желал. В конце концов это его мама, а не…»). Для начала необходимо определить, какие факторы наиболее способствуют появлению этого чувства. 1. Если между детьми маленькая разница в возрасте (1-3 года, например, когда старший ребенок называется таковым только номинально, ведь, по сути, он сам остается еще малышом, требующим родительской любви и внимания). 2. Если дети однополые или старшим ребенком оказывается мальчик (девочек легче вовлечь в уход за малышом благодаря их врожденному материнскому инстинкту). 3. Безразличие родителей к тому, что происходит в отношениях между детьми. По данному списку факторов можно судить, что очень многое в вопросе детский ревности к младшим членам семьи напрямую зависит от отношения родителей к своим детям и от их правильного поведения с ними. Как же, желательно, вести себя родителям с первенцем при появлении второго ребенка в семье? Во-первых, Не надо постоянно говорить старшему ребенку: «Ты уже большой, а он — маленький! Тебе нельзя!...Ты должен!» (Эти слова неизбежно вызовут обратную реакцию). Во-вторых, до появления младшего не проводите со старшим ребенком таких воспитательных бесед: «Мы все равно будем тебя любить!» или «Ты должен его любить!» (Это насторожит малыша). В-третьих, Не нужно требовать от старшего, чтобы он стал неприхотливым и незаметным. Не ограничивайте жизнь старшего ребенка, объясняя, что это надо младшему. «Не шуми, Оленька спит!» «Не делай!...Не ходи!» И последнее: Не сравнивайте детей, хваля одного и ругая другого. А вот, приобщая старшего к уходу за младшим ребенком, доверяя ему разные «ответственные» дела, только пойдет на благо. Так же разрешайте потрогать малыша, поиграть с ним. Побольше советуйтесь со старшим, какое имя дать, какую игрушку лучше купить младшему. Или, например, ненавязчиво в разговоре можно говорить старшему ребенку, как ему повезло, что у него уже есть братик (сестричка). К примеру: «Тебе повезло, а у меня не было братика!» А в итоге, хочу отметить слова А. Баркан: «…решая сделать семью многодетной (в моем понимании, в только хорошем смысле этого слова), подумайте о Вашем первенце. Пусть будет он всегда перед глазами веселый, радостный, сияющий от счастья, а не печальный, с грустным взглядом, стоящий одиноко в стороне. Запомните, веселый и счастливый….».
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.