Сила авторитета и безжалостная вера в добро

Психология середины XX века славится бумом на различные эксперименты. Большинство из них относились к социальной и когнитивной психологии. В то время ограничением были только этика самого исследователя и то, как далеко он готов пойти ради нового открытия. Самым известным стал Стэнфордский тюремный эксперимент (про заключенных и надзирателей). Остальные были не такие громкие, но не менее интересные.

Среди них и эксперимент доктора Стенли Милгрэма. Идея провести эксперимент пришла к доктору после суда над Адольфом Эйхманом в Иерусалиме в 1961 году. Эйхман был непосредственным руководителем массового уничтожения евреев в нацистской Германии. Самым примечательным в ходе этого заседания, что сильно повлияло на социологию и социальную психологию, была линия защиты, выбранная Эйхманом. Он настаивал на том, что «он всего лишь делал свою работу, выполнял приказ и требования законов того времени». И скорее всего это была правда. Поскольку Адольф Эйхман не был похож на психически больного, маньяка или какое-то чудовище. Он был совершенно нормальным, что еще страшнее, на мой взгляд.

Спустя несколько месяцев после суда Милгрэм экспериментально доказал, что самые обычные люди (все мы), настолько склонны к подчинению властной фигуре, что «всего лишь выполняя приказ» способны причинить сильную боль или даже убить другого человека, к которому не испытывают ни ненависти, ни злобы.

Суть эксперимента: в опыте принимали участие экспериментатор, испытуемый («учитель») и актер (играл роль «ученика» - другого испытуемого). «Учителю» заявлялось, что «ученик» должен заучивать пары слов из длинного списка, «учитель» же должен проверять память «ученика» и за каждую ошибку наказывать все более сильным ударом тока. Перед экспериментом «учитель» получал демонстрационный удар напряжением 45 В. После чего испытуемый уходил в другую комнату и начинал проверять слова, а при каждой ошибке нажимал кнопку, якобы дающую электрический удар «ученику» (на само деле это было не так, током никого не били, актер лишь делал вид, что ему больно). Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В.

Если испытуемый колебался, то его убеждали в том, что за все последствия ответственность понесет экспериментатор и говорилось: «Пожалуйста, продолжайте. Опыт должен быть проведен до конца. Вы должны это сделать». При этом «учителю» никак не угрожали, комната не запиралась, деньги были заплачены до начала эксперимента.

Когда сила «удара» достигала 300 вольт (до этого момента дошли все 40 испытуемых, и ни один не остановился раньше!), актер-«ученик» начинал биться о стену, и кричать от боли. На отметке 425 вольт «ученик» затихал и переставал отвечать на вопросы. До самого конца (отметки в 450 В) дошли 26 человек (повинуясь приказу, они продолжали нажимать кнопку, даже когда актер переставал им отвечать). На шкале их «прибора» значения от 375 до 420 В были помечены надписью «Опасно: сильнейший шок», а отметки 435 и 450 В – просто знаком «ХХХ».

Этот эксперимент воспроизводился много раз в разных странах, с разной выборкой, но результат оставался тот же: от 65 до 80 % испытуемых доходили до конца.

В своих публикациях Милгрем как будто пытался оправдать «учителей»: в его научной работе было много обратной связи от испытуемых, которые делились своими переживаниями - они раскаивались, говорили, что не хотели причинять боль, что им было тяжело морально и т.д.

Но если изучить все архивные материалы эксперимента Милгрема (которые он сам не публиковал), то результат будет еще более ужасающий. Большинство испытуемых (659 из 800) – обычных людей, не садистов или маньяков, после того как заканчивался эксперимент не испытывали никаких угрызений совести. Более того, они были рады помощь науке, и причиняли боль ради благого дела.

Так что когда какая-нибудь авторитетная личность убедительно скажет, что убивать нужно ради блага и это польза для всего общества, то 70% населения будет это делать. И более того, будут считать, что они правы.



Просмотров: 331
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Если вы упорно будете биться головой об стену, то, скорее всего, вы просто окажетесь в соседней комнате.
  • А были ли деньги? Лучше бы не было.
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Ученик или учитель
  • Должен ли Учитель быть идеальным?
  • По–Жизненный Учитель–Ученик
  • Первый учитель - каким он должен быть?
  • Учитель. Ученик. Родители. Психолог
  • Учитель ученик и искусство задавания вопросов.
  • Как все успеть, когда в сутках всего лишь 24 часа?
  • Отношения учитель-ученик. Дружба или формальное общение.
  • О детях, о взрослых, которые когда-то были детьми и о психологах.
  • Кто делал работу расстановщика, когда не было расстановок?
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • 10 фильмов, которые заставят Вас сомневаться в том, в чем раньше были уверены
  • Как я проводила эксперимент и что из этого вышло
  • 8 вещей, которые вы не будете помнить, если у вас были токсичные родители
  • Всего лишь один шаг, способный поменять Всю вашу жизнь!
  • Успех сделает вас лишь более несчастным
  • Учитель и ученик. Чтобы научить или чтобы наказать?
  • Учитель, излечи ученика!
  • Ради кого вы живете? Ради себя или ради другого человека?
  • Совет дня. Что нужно сделать, чтобы «деньги были всегда»
  • После нас. Что будет с психически особым человеком, когда о нем уже не смогут заботиться близкие.
  • Когда мы были...
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Все мы когда то были младенцами...
  • Ваши победы начнутся после того, как вы справитесь со своими страхами!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь