|
Ошибка - кто виноват или что делать?Автор статьи: Павловская Александра Викторовна
Успешный человек обладает удивительным свойством: когда он допускает ошибку, он расценивает ее как расширение своего опыта, и как причину к следующему, более удачному действию. Он ошибся. Это грустно или может быть злит - да. И дальше вывод: ок, в чем ошибка, что нужно учесть в другой раз?
*** Вроде бы и родители и учителя знают уже много лет про эту штуку: Не нужно говорить ребенку "Вася, ты ..., у тебя кривые руки и мозги. Посмотри на Петю, он бог каллиграфии, а у тебя буквы джигу отплясывают! И ты виноват, что я не учитель года, или не родитель века!" Знают, что самый эффективный вариант - это акцентировать внимание ребенка на том, что у него получилось - "смотри, вон та А очень прочно стоит на своей жердочке! Как у тебя это получилось? Попробуешь еще раз? А эта Б свалилась... давай ей поможем? Сможешь еще раз Б над линией приподнять?" Это интересно. Это дает возможность продолжать тренироваться и думать самому как я могу сделать то, что хочу? И главное, это формирует идентичность ребенка как Я ОК, я обычный человек, я ошибаюсь, и я, могу что-то делать со своими ошибками. Это просто пожизненный абонемент на доступ к магии успеха в подарок! *** Совсем другое происходит с теми детьми, которых "долбят" своими железными клювами в стиле "ты виноват, ты плохой, у тебя все кривое, ты неудачник, у тебя никогда ничего не получится". Когда они совершают ошибку, они а. сразу летят в травму - да, пусть не глубокую серии треш-треш - но представьте себе, что кто-то в ДВА раза выше и крупнее вас орет вам день за днем что вы неудачник, вы плохо что-то делаете, и должны лучше! А вы любите этого человека, и боитесь. Или ненавидите и боитесь, но вы не можете ничего. Если вы ответите словами (как мог бы взрослый) - вас накажут. Если вы ответите действиями (позвонить пожаловаться, например) - вас проигнорируют и не воспримут всерьез, и да, снова накажут. Если вы... а что вы реально можете сделать, когда ребенок? Ни-че-го! И вот такой опыт "просыпается" когда во взрослой жизни человек допускает ошибки. Это на эмоциональном уровне - больно, страшно, стыдно, мысли замирают и хочется чтобы просто это исчезло.
б. На уровне мыслей, убеждений, идентичности такой человек не думает что-то вроде "и как эту блудную А загнать на линию? Может ручку другую взять? Так...Нет, не работает. А может попробовать рукой писать другой? О, получается!", он думает что-то вроде "ну снова у меня все плохо! Никто не может мне помочь! И вообще, какие-то у них тетради плохие! Я виноват и мне стыдно, что я такой, даже букву написать не могу!"
в. И он прекращает деятельность. Чем меньше делает - тем меньше навыка, опыта. Меньше успеха. И много-много сожалений и переживаний.
*** Ошибка - это ошибка. Она про внешнее действие, не про идентичность человека. Если что-то не получается, можно разбираться отчего так, и что сделать чтобы стало ок. А как вы относитесь к ошибкам? а. к своим? б. к чужим? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|