|
Как Выбрать Свою Профессию? (Мост Перемен, Вып.13 от 23.07.2019)Автор статьи: Нещадим Дмитрий Владимирович
Я – Дмитрий Нещадим, практикующий частный психолог и ведущий радио-проекта #МостПеремен
– На прошлой недели мы с вами говорили о том, что такое счастье на работе. Сегодня же поговорим непосредственно о выборе профессии. Не совру, если скажу, что многие испытывают трудности в выборе профессии. Как это волнительно было, когда нас спрашивали в детстве: «А кем ты хочешь стать, когда вырастишь?» Давайте попробуем вспомнить этот момент. Кто-то вспомнит сразу, а кому-то нужно время для этого. – Я присоединюсь к вам и расскажу о своём случае. Ярко помню, что меня об этом впервые спросили ещё в начальной школе на праздновании Нового года. Поучаствовав в каком-то конкурсе меня спросили: «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?» Я недолго думая ответил: «Президентом!»,- чем изрядно повеселил всех и моих родителей в том числе. Даже не знаю почему я так ответил, но ярко помню, что твёрдо хотел быть президентом страны. Президентом я так и не стал, но мои профессиональные амбиции давали знать уже о себе с самого детства. А как у вас это было? – Возможно, ваши папы и мамы рассказывали о том, кем бы вы хотели стать в более раннем детстве. К сожалению, я сам не помню того периода подробно, но мама рассказывала, что я всё детство ходил с учебником анатомии за 8 класс* и обязательно цветным карандашом в другой руке. И часто говорил: «Где мои кости?»,- что означало, где мои учебник по анатомии. На форзаце учебника с одной стороны были изображена костная система, а с другой стороны – мышечная. А ещё приговаривал постоянно: «Пы»,- что интерпретировалось с учётом моих книжных художеств (а я любил разрисовывать любые книги цветными карандашами), что я хочу стать писателем. А какие истории помните вы о себе?
– Когда детство заканчивается, то настаёт сложный период выбора профессии и места высшего учебного заведения. Остро этот вопрос становиться перед подростками после девятого года, и связано это с тем, что нужно знать куда вы будите поступать и какие предметы вам нужны будут для поступления. Особенно это актуально сейчас, когда дети сдают в школах основной и единый национальные тесты. И тут уже возникает один из первых сложных моментов. Не всегда этот выбор такой чёткий и ясный. Вновь вопрос вам, а кем вы хотели стать в старших классах после окончания школы? – Из моего опыта это был очень трудный выбор. Я долгое время мечтал быть аниматором полнометражных мультфильмов, так как был влюблён в шедевры Хаяо Миядзаки из анимационной студии «Гибли», а также был заядлым анимешникам и очень любил яркие миры компьютерных игр. После я подумывал стать оператором игрового кино. Видимо, мне этого показалось мало, то непосредственно режиссёром! Даже помню, как расстроился узнав, что нужно сдавать по альманаху для абитуриентов, чтобы поступить во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (сокр. ВГИК) на мультипликатора или режиссёра. Однако там было столько предметов и конкурсов, связанных с искусствами, что я думал это не вступительные экзамены, а выпускные. К сожалению, у меня не было за плечами никакого подготовительного образования. Самое обидное, что после я узнал от родителей, что одно время они хотели меня отдать в художественную школу до этого, видимо, связи с тем, что я проявлял художественные таланты. После посчитали, что это не та профессия, которая будет кормить. – И тут мы подходим к тому самому острому моменту, который может быть многим. Есть две большие разницы между тем, кем Вы хотели стать, и тем, кем ваши Родители хотели, чтобы вы встали. Так как я несколько раз учился на втором высшем, то мне знакомы множество реальных историй того, когда люди меняли свою профессию уже в зрелом возрасте. И зачастую они говорили, что первое высшее образование – это было больше для родителей, чем для ним самих, а второе уже для себя. Например, ярко помню девушку математика, когда всегда хотела стать переводчиком английского языка или художником, но родители даже слышать об этом не хотели. И многие также говорят о так называемом «потерянном времени», когда их так и подмывало уйти на старших курсах из вуза и пойти работать не по их специальности, так как им не нравилось то, на кого они учатся (в этом есть определённо протест против воли и желания родителей). Если хватало сил и терпения, то в итоге они заканчивали и в знак того же протеста могли привести диплом родителям и отдать им: «Вот ваш диплом, а дальше я идут своим путём» Мне грустно от того, что страдают в этой ситуации обе стороны. – Кстати данная тема очень часто эксплуатируется в мире кино. При подготовкам к данному эфиру мне вспомнился драматический фильм «Общество мёртвых поэтов» режиссёра Тома Шульмана, где один из мальчиков закрытого частного пансионата мечтал быть актёром, а его влиятельный и консервативный отец мечтал в видеть в сыне только врача. К сожалению, в фильме все заканчивается трагичен, и даже учитель мальчика, которого исполнил Роберт Уильямс, не смог защитить его от его же отца. – Приведу ещё один фильм с более позитивным концом. Это комедия «Трасса 60» Боба Гейла. Посмотрел его совершенно недавно, и мне он очень понравился! В нем главный герой хочет стать художником, но его отец мечтает видеть видеть в сыне только адвоката как и он сам. В день рождения главный герой загадывает желание разобраться в своей жизни, и некий на мой взгляд «дьявол» в облике Гэри Олдмена решает ему помочь. Герой отправляется на новой красной машине, подаренной отцом сыну (не тот подарок, который понравился бы сыну), в путешествие и попадает на несуществующую в природе трассу 60, где как в сказке сталкивается со всеми своими мечтами и страхами выбора профессии одновременно, и самым своим большим страхом для молодого человека является сказать отцу своё твёрдое «нет». – Мы с вами затронули тему родительских ожиданий и тему важности того, чтобы родители любили и гордились своими детьми. Всегда так хочется с вами рассмотреть все и сразу, но, к сожалению, тема сегодняшнего эфира про выбор профессии. Я привёл вам пару иллюстраций из мира кино, чтобы показать чётко о существовании вашего пути в профессии и пути ваших родителей (то, что вы хотите и что от вас ждут они). Не всегда родители хотят и умеют слышать своих детей, и, желая только самого лучшего для детей, навязывают, а порой продавливают ребёнка делать не тот выбор, который последние хотят. А порой когда ребёнок не знает чего он хочет, так как ему систематически сбивали прицел его хотелок и потребностей, то выбор профессии становиться сущим адом. И проще согласиться с тем, что предлагают, чем пытаться найти свой путь. А после с большей вероятностью легче прийти к разочарованию и депрессии, после нескольких лет работы после защиты диплома. – Вы можете меня спросить следующее. Дмитрий, а как понять, кем я хочу стать? Передёргивал к лайфхаку дня. Хочу вам предложить некоторую методику, разработанную отечественным психологом Галиной Владимировной Резапкиной как раз для того, чтобы помочь любому при выборе профессии. Называется она «Матрица выбора профессии». Галина и я предлагаю вам ответить для себя всего лишь на два важных вопроса при выборе. Попробуйте особо долго не думать и отвечать первое, что вам приходит в голову. – Первый вопрос: «С кем или с чем вы бы хотели работать?» Варианты ответов: человек, информация, финансы, техника, искусство, животные и растения, изделия и продукты, и природные ресурсы. – Второй вопрос: «Какой вид деятельности вас привлекает?» Варианты ответов: управление, обслуживание, обучение и воспитание, производство и добыча, конструирование, исследование, защита, контроли и оценка. – Исходя из двух вариантов ответов вам предлагается просмотреть перечень профессий, которые отвечают вашим интересам. Например, я ответил на первый вопрос – человек, а на второй – исследование. Получилось исследование человека, и тест предлагает мне профессии выбор: лаборант, психолог, следователь, социолог, физиолог и эксперт-криминалист. По первому образованию я – цитолог и генетик, поэтому можно сказать профессию лаборанта и физиолога я уже попробовал. Мне не хватило общения и контакта с людьми. Я сейчас работаю в сфере психологии. А также мне близок и другой вариант – это искусство и управление: балетмейстер, дирижёр, продюсер и режиссёр театра и кино. Сколько вариантов для размышления. Методика также предлагает вам помимо описания профессии ещё профессиональные навыки и медицинские противопоказания по каждому варианту профессии. Можно использовать данную методику в качестве игры при обсуждении профессии с детьми, например. Или самому поиграть в неё в поисках своей профессии. Данная методика общедоступна и её не сложно найти. Напомню название: «Матрица выбора профессии». – Сегодня мы говорили о выборе профессии и затронули темы, которые связаны с данным порой нелегким выбором. Вы можете написать в группе ВК и сайте РадиоМоста о своих впечатлениях от эфира и о том, как вы выбирали свою профессию, о сложностях и успехах этого выбора. Я обязательно отвечу вам. © Дмитрий Нещадим Вы можете записаться ко мне на консультацию как онлайн, так и очно. Спасибо Вам, дорогие читатели, что ставите «Сказать спасибо» под данной статьей и комментируете. Мне важен каждый ваш отклик и мнение! Подписывайтесь на мой рабочий инстаграм, где я выкладываю свой мысли и другую ценную информацию: d.neshchadim #dneshchadim Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|