|
Творчество, поток и изменение мышленияАвтор статьи: Вайсман Сергей Ефимович
Поделюсь размышлениями о творческом потоке и как начать менять свое мышление Понятие потока в современной психологии предложено Михаем Чиксентмихайи, американским профессором психологии. В своей концепции он называл потоком особое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Другими словами, потоком можно назвать состояние человека, погрузившегося полностью в процесс с наслаждением и вдохновением без отвлечения на внешние раздражители. Это известное состояние, которое разные исследователи психики человека, особенно трансперсональные психологи, отмечают как единое для всех людей, вне зависимости от расы, национальности, культуры, страны проживания, социального статуса, благосостояния, пола, возраста, уровня интеллектуального развития и т.д. Кроме того, состояние творческого потока знакома каждому человеку, чем бы он ни занимался – медитировал, рисовал, танцевал, ехал на автомобиле, бежал на беговой дорожке или играл с ребенком. Михай Чиксентмихайи, выделил необходимые условия, которые должны быть соблюдены для входа в состояние потока:
Конечно же, Михай Чиксентмихайи не был первооткрывателем потокового состояния, его вкладом в науку стало методологическое описание этого процесса. Практики входа в потоковое состояние были известны, как минимум, несколько тысячелетий назад. Мы их сейчас называем восточные практики, духовные традиции – йога, буддийские практики, различные боевые и целительские искусства, все они считают потоковое состояние основным условием достижения совершенства в своем деле. Систематические занятия по определенному алгоритму приводят к фиксации на уровне тела того эмоционального состояния, в котором находится человек в состоянии потока и доводит его до автоматизма. Силой мысли и сформировавшимися автоматизмами, человек, занимающийся духовными практиками, может контролировать свое потоковое состояние, входить и выходить из него тогда, когда посчитает необходимым. В теории психосанитас мы обозначаем три основных критерия, по которым человек осознает факт своего существования в этом мире, может обозначить свои определенные качества, оценить кто я и какой я. Первый критерий, это физическая телесность. В данное понятие входит как само тело, каким его себе человек представляет, может его описать, замерить, оценить свое состояние и здоровье, как и те эмоции, которые он испытывает, чувства, переживания и мыслеобразы. Протекающие в организме человека биохимические процессы невозможны были бы без тела, и они неразрывно связаны с его сознанием, мыслями, эмоциями. Все, что человек может сказать о себе, о своей внешности, самочувствию, о своем месте в этом мире, своих ценностях, желаниях, стремлениях, о том, что его радует или огорчает, все это мы относим к физическому телесному существованию. Второй критерий, это время. Возраст, время года, суток, все это помогает нам связать свое тело с реальностью, включает наше понимание прошлого, настоящего и будущего. Именно время является безусловным ресурсом, ценностью, которое нам отводится в ограниченном количестве и его нельзя изменить. Необходимо отметить, что время является самым относительным параметром, поскольку человек, находясь в различных состояниях измененного сознания, в различном возрасте, в различных ситуациях ощущает течение времени совершенно по-разному. Время может ускоряться и замедляться, тянуться бесконечно долго и пролететь как миг, причем далеко не всегда предсказуемо. Третий критерий, это пространство. В это понятие входит не только координаты расположения тела в пространстве, его адрес или точка на карте, но и весь мир, окружающий человека. Различные объекты, люди, животные, растительный мир, все то, с чем человек взаимодействует, может быть причислено к окружающему человека пространству. Пространство, это все, что находится за границами тела человека. Можно сказать, что описание состояния тела, времени и пространства приближенны к описанию Эго и через это описание определяются его границы, возможности и потребности. Если это так, то расширение и укрепление Эго осуществляется через эти три критерия, формируются мотивации к совершению или отказу от каких-либо действий. Чтобы расширить границы Эго, необходимо выйти на надличностный уровень, за пределы самого Эго или каким мы себе его представляем. Достаточно много исследователей рассуждают на тему выхода за пределы Эго, но основной сложностью заключается момент оценки границ Эго. Как осознать, понять, убедиться, что произошел выход за пределы Эго, а не игры с нашим сознанием самого Эго? По теории психосанитас, одним из параметров осознания может быть отсутствие страха физической и социальной смерти, поскольку функция Эго как раз формировать эти страхи. Дзэн-Буддизм, другие течения подобного рода, искали состояния невключенности и одновременного тотального нахождения в текущем моменте, освобождении сознания от Эго. В современных исследованиях все чаще используется понятие космического бессознательного Судзуки. Но развитие эти теории не получают в силу абсолютно разного типа мышления западных и восточных людей, их культур, ценностей и воспитания. Одной из самых близких европейскому сознанию теорий является трансперсональная психология. С.Гроф, один из основоположников современной трансперсональной психологии в своей работе «Надличностное видение» рассказывает о потоковых состояниях, которые проживали участники его трансперсональных экспериментов. Там он описывает понятие Космической Пустоты, как «изначальную бессодержательность космических соотношений и соразмерностей». Можно сказать, что за пределами Эго происходит проживание Пустоты, когда чистое сознание осознает безусловное небытие и одновременно с этим присутствует состояние наполненности. По словам Грофа, в Пустоте совершенно отсутствуют такие оценочные понятия, как «добро и зло, свет и тьма, покой и движение, микрокосм и макрокосм, мука и исступление, единичность и множественность, вид и безвидность, и, даже, сущее и не-сущее». Это состояние, в котором отсутствуют такие понятия, как время и пространство. Холотропное дыхание, как один из очень эффективных способов изменения состояния сознания позволяет раскрывать уникальные способности личности, входить в творческий поток и создавать условия для формирования новых моделей поведения человека. Холотропное дыхание, как и другие медитативные, динамические и дыхательные практики требуют определенного состояния, подготовки, выделения специального времени для их занятий. Мы задались вопросом, в каком психологическом состоянии человек проживает творческий поток не осознавая, что он там находится? В транзактном анализе Э.Берн описывал Эго-состояния родителя, взрослого и ребенка. В свою очередь, родитель может быть критикующим и поддерживающим, а ребенок капризным, послушным или свободным. Опираясь на теорию транзактного анализа, мы определили, что единственное состояние, в котором одновременно отсутствуют понятия тела, времени и пространства, это Эго-состояние свободного ребенка. Оно характеризуется ярко выраженным и демонстративно проявленным креативным мышлением, абсолютной свободой действий, отсутствием страхов и сомнений. Мы можем наблюдать, что человек находится в состоянии творческого потока в моменте, когда он чем-то вдохновенно увлечен, проживает творческое озарение, выпадает из действительной реальности, входит в медитативное состояние прострации и безвременья. В этот момент времени человек сфокусировал свое сознание на конкретный объект, сузил его до точки, полностью погружен в творческий процесс, а с другой стороны, его сознание расфокусировано настолько, что в одно и то же время можно быть везде и нигде, одновременно быть в прошлом, будущем и настоящем, а значит тоже нигде. Когда человек увлечен чем-то творческим, то процесс его захватывает настолько, что он не думает о теле, не осознает кто он, сколько сейчас времени, как давно он уже в этом состоянии и где сейчас находится. Это состояние свободного ребенка, творца мира, творца своей жизни. Войти в это чистое потоковое состояние достаточно сложно, поскольку, как только человек выражает намерение ослабить влияние Эго выйти за его пределы, можно однозначно утверждать, что Эго ему не позволит это сделать, возьмет контроль над процессом на себя и даст весьма правдоподобное интересное объяснение тому или иному процессу. Нужно помнить, что функция Эго есть выживание и отпустить контроль, это означает риск смерти. Переживание Пустоты возможно не только благодаря специальным методикам и техникам, но и в абсолютно любой деятельности человека. Возврат в обычное состояние можно будет определить по появившимся телесным ощущениям, в частности голод, тепло или холод, затекли конечности, головная боль, ощущение тяжести в теле и другое, что обычно возникает при долгом статическом положении тела или физической усталости. Появляется понимание момента, где и с какой целью находится человек, он определяет время, осознаются эмоции, чувства, мысли. Чтобы понять, что происходит с мозгом человека, находящегося в состоянии творческого потока, мы рассмотрим теорию мозговых волн. Исследователи выявили пять различных частот колебаний, на которых может работать мозг человека: Гамма – выше 30 герц; Бета – от 14 до 30 герц; Альфа – от 8 до 13 герц; Тета – от 4 до 8 герц; Дельта – ниже 4 герц. Несмотря на то, что мозг человека постоянно излучает волны во всех частотных диапазонах, частотные характеристики нашего мозга постоянно изменяются по мере смены активной деятельности. Например, когда человек находится в состоянии активной умственной деятельности, его мозг излучает 13 герц. Гамма-волны – единственные, которые мозг генерирует повсюду, то есть они регистрируются не в отдельных областях, а в каждой точке головы. Бета волны регистрируются в момент, когда взрослый человек бодрствует и находится в алертном состоянии, с повышенным вниманием вовлечен в события, происходящие во внешнем мире. В состоянии комфортного расслабления, близкого к медитативному, мозг человека излучает альфа-волны. В спокойном состоянии, когда сознание человека погружается в свой внутренний мир во время медитации или молитвы, во время занятий духовными практиками, мозг излучает тета-волны. Дельта-волны самые высокие по амплитуде и самые медленные по частоте волны излучаются в момент сна или глубокого транса. Эти волны характерны для активности мозга детей до одного года. Для достижения состояния творческого потока необходимо развивать способности, связанные с генерацией головным мозгом тета и дельта - волн. Тета-волны связывают сознание и бессознательное, отвечают за различные эмоциональные переживания и яркие воспоминания, влияют на формирование ценностей, мироощущения, взглядов, поведением. Именно в состоянии творческого порыва и вдохновения преобладают тета-волны и переживания человека приобретают высоко духовные формы. В тета-состоянии сознание человека встречается с принятием и пониманием существования Высших сил, развивается способность формирования своих новых моделей поведения, происходит переоценка ценностей, создаются иные, более сложные конструкты представления о мире. Считается, что взрослые не генерируют достаточно тета-волн в активном повседневном состоянии и излучают их только во сне, а вот дети до 13 лет живут именно в избытке тета-волн. Активность тета-волн также связывают с активностью лимфатической системы. В случае генерации достаточного количества тета-волн, человек чувствует себя спокойно, стабильно и умиротворённо. В стрессе, в конфликтной ситуации, состоянии повышенной агрессии генерация тета-волн крайне низка. Регулярные тренировки в усилении тета-волн позволят зафиксировать на уровне тела эмоциональное и физическое состояние до автоматизма, укрепят связь сознания с телом, что даст возможность сознательно управлять своим потоковым состоянием. Для сознательного управления проживанием состояния Космической Пустоты, чтобы научиться входить в глубокие трансовые практики, необходимо развивать генерацию дельта-волн. Считается, что дельта волны связаны с нашим бессознательным, и для получения информации из этой области мы должны усиливать дельта волны с тем, чтобы расфокусироваться в окружающем нас физическом мире. Это очень сложная задача, поскольку осознанно управлять генерацией дельта - волн могут только практикующие буддийские техники, продвинутые целители, экстрасенсы, шаманы, опытные медитирующие. Целью выхода за пределы Эго, нахождения в медитативном состоянии прострации, является формирование новой реальности человека. В этот момент происходит создание новых нейронных связей, человек получает и осознает новый опыт, проявляются различные грани личности, которые не находили реализации в той действительности, которая окружала человека до этого момента. Мы не можем утверждать, что меняется личность, но она становится ярче, проявляются ее новые грани, развиваются возможности реагирования на стрессовую ситуацию, здоровая часть личности расширяется и вытесняет болезненную, поскольку Эго не властно над сознанием в данный момент времени. Теория психосанитас описывает понятия и практические методы такого психического состояния, в котором творческий потенциал личности позволит выйти за проявленность Эго, в состояние творческого потока, открытости миру, освобождению от страхов. В данном контексте творческая энергия рассматривается гораздо шире, чем изготовление предмета искусства или в целом культуры, это общее потоковое состояние творца, сознание Создателя, избавленного от страхов, сомнений и оценок. Благодаря появлению новых нейронных связей человек способен создавать для себя новую реальность, видеть шире причинно-следственные связи, решать сложные жизненные задачи, принимать осознанные решения из множества вариантов, уходить от негативного восприятия мира. Мы можем утверждать, что именно так происходит переход от состояния выживания, когда действиями человека руководит Эго, к осознанному проживанию своей жизни, к формированию психологии нового человека. Вся методология теории психосанитас направлена не только на обучение человека новым навыкам, но, в первую очередь, на формирование нового мышления, повышение адаптивных качеств личности. В наш техногенный век, когда человек, не успев освоить новую технологию, сталкивается с тем, что она уже устарела и ему снова требуется получать новые знания для продолжения деятельности. Время между поколениями резко сокращается, считается, что сейчас этот период составляет 7-8 лет, далеко не каждая психика может с этим справится. Вследствие этого, новые знания как таковые далеко не всегда могут помочь человеку в жизни и работе. Психосанитас решает данную проблему, предлагая на своих занятиях развивать адаптивные способности, искать нестандартные решения, обучать человека способности креативно мыслить. Ваш психолог Вайсман Сергей Личные встречи и онлайн консультации Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|