|
Родители и школаАвтор статьи: Эльяшевич Софья Дмитриевна
Говоря о развитии и созревании детей нельзя не говорить о том страшном (для многих) периоде, когда ребенок начинает ходить в школу. Почему этот период страшный? - во-первых, меняется круг общения, появляются другие значимые фигуры в жизни ребенка, родитель постепенно отходит "на задний план"; - во-вторых, ребенок все больше времени проводит не с родителем, а на уроках, на занятиях, с друзьями, в дороге, и здесь появляется соблазн, не купить ли ребенку gps-часы или еще что, чтобы отслеживать местонахождение ребенка (недавно читала, что можно еще и прослушивать ребенка); -в третьих, появляются домашние задания, необходимость четкого графика, зависимость родителя от школьной системы, невозможность заставить ребенка делать уроки вовремя, постоянные оценки, ожидания и требования, которые исходят как от родителя к ребенку, так и от системы к ребенку и от системы к родителям. Это тяжелый период, как для родителей, так и для детей. Тяжело перестроиться, тяжело не контролировать чрезмерно ребенка, или наоборот не "спускать все на тормозах", очень тяжело общаться со школой так, чтобы не вступать в конфликт, как со школой, так и с ребенком. Тяжело понимать и принимать трудности, обрушившиеся на детей в одночасье и текущие долгое время. Тяжело успевать проводить с ребенком совместное приятное время, тяжело выражать любовь, когда приходится ругаться из-за уроков. И если в дошкольном возрасте ребенок слушался в той или иной степени беспрекословно, то в школе, рано или поздно, он перестает слушаться. И дело тут вовсе не в том, что ребенок резко становится непослушным/плохим/другим, просто очень много процессов обрушивается на него, и не всегда ему удается справляться с ними самостоятельно, особенно если он не чувствует поддержки. Мне кажется, очень важно для родителей стараться не включаться в "систему гонений" идущих со стороны школы. Это значит не относиться к оценкам ребенка очень остро, не вставать на сторону учителей, не транслировать ребенку, что его ругают на собраниях и т.д. Это очень сложно. Но это стоит хороших отношений с ребенком. Школа - это обязанность детей, и важно помнить, что это не "родитель такой злой, что отправил меня в школу", а скорее, что школа - данность. Если родитель хорошо осознает эту позицию, то он может транслировать ее ребенку, и помогать ребенку с этой непростой данностью. Как и с любой другой проблемой, со школой ребенку необходима помощь - поддержка, контроль режима дня, помощь с уроками, помощь с общением с одноклассниками и пр. Если родитель не встает на сторону школы, ему становится намного больше видно, сколько сложностей встречает ребенок на своем пути. Если родитель, как учитель, не считает, что двойка это провал и позор семьи, то он может предложить свою помощь в ее исправлении. Не потому что "двойка это плохо", а потому что двойка, это, как минимум, неприятно самому ребенку. И ещё - родитель, может учиться и учить ребенка договариваться, например, о том, когда делать домашние задания, или о том, как проводить свободное время, или о том, сколько двоек для него допустимо, а сколько уже нет. Важно быть последовательным в этих договоренностях и предлагать помощь в их осуществлении. К сожалению, школьная система далеко не идеальна, она не учитывает индивидуальные особенности детей, беспрерывно дает оценку интеллектуальным, эмоциональным и физическим проявлениям ребенка, старается уравнять всех детей. Это тяжело как для детей, так и для родителей, которым школа часто транслирует, что это они виноваты в происходящем с ребенком. Огромных сил требует от родителя не вовлекаться в эту войну, но еще раз скажу, что это может быть одним из самых ценных опытов для ребенка. И конечно же нельзя не оговориться о доверии. Чем больше родитель доверяет своему ребенку, тем больше он может ему помочь и поддержать его. Потому что когда ребенок говорит, что у него болит живот (даже если это неправда), и он из-за этого не может идти в школу, важно не пропустить этот момент, ведь дело может быть вовсе не в лени. Недоверяя детям, мы вынуждаем их не быть собой, больше врать, подстраиваться под нас, закрываться, не подпускать близко к себе.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|