«Элла и гроза»-упражнение для «трудных» .

Автор статьи: Елена Кислова

Элла и гроза упражнение для трудных
Упражнение: «Элла и Гроза».

Хочу поделиться упражнением, которое используется в схема-терапии в тех случаях, когда обращаются клиенты, которые точно знают, что им мешает жить, но при этом не испытывают чувств по поводу происходящего.

Кто-то говорит о том, что в его истории жизни не было какого-то насилия, жестокого или хотя бы жёсткого обращения. Ещё они могут плохо помнить детство или их воспоминания обычны, как у всех. 

Если вдруг речь и идёт о насилии в семье, то и об этом говорится железобетонным тоном, без чувств.

Я упомянула про схема-терапию, но, конечно, упражнение может использоваться и в других подходах, когда необходимо открыть доступ к детским переживаниям.

Упражнение на воображение состоит в следующем.

Рассказывается история, приведённая ниже; терапевт предлагает закрыть глаза, либо смотреть в одну точку и слушать, параллельно думать о потребностях маленькой девочки;  следить за собой: какие чувства и переживания возникали во время прослушивания.

«Жила в одной семье жила девочка Элла, которой было 6 лет, у неё были мама, папа и красивый дом. Из окна детской комнаты виднелся старый дуб. Каждый вечер, прежде чем ложиться спать, Элла смотрела в окно на звёзды, разговаривала с дубом, рассказывала ему свои секретики и желала спокойной ночи. Потом прижимала маленького медвежонка, которого обнимала всю ночь, и спокойно спала. 

Так шла её жизнь.

Однажды вечером она попрощалась с дубом и заметила, что как-то особенно сильно он заколыхался листьями, послышался сильный шум; на небе не было звёзд и им Элла не смогла сказать спокойной ночи.

Элла поговорила с дубом, а ночью проснулась от грохота. Такого сильного, что она подскочила.

Увидела за окном мелькание тени, вспышки; ей показалось что какое-то чудище тянет к ней свои огромные руки. Она дико испугалась и  побежала к родителям. 

-Там чудище, помогите, очень страшно!- закричала Элла.

Мама проснулась, отец спал. Мать была недовольна, ведь повод-то пустяковый, это всего лишь гроза.

-Все в порядке. Иди спать. Это нестрашно, не опасно, просто явление природы.

Элла поняла, что мама не довольна и поплелась в комнату, где было страшно. Но деваться некуда. Она залезла под одеяло, спряталась. Девочка старалась справиться, но иногда было так страшно, что она зажимала рот руками.

В какой-то момент она устала и уснула.

Утром проснулась, подошла к окну, все было как обычно. 

Жизнь продолжалась...»

После упражнения клиенту предлагается проанализировать историю, разбив на три части рассказ и обсудить каждую часть по чувствам и потребностям.

Какие потребности девочки не были удовлетворены? 

В первой части чувства маленькой Эллы: тревога; не удовлетворена потребность в безопасности и надёжной привязанности.

Во второй части (когда девочка прибежала к маме) ей было страшно; она получила послания:

-ты должна сама справляться 

-твои чувства ничего не значат

-ты мне мешаешь, твои потребности не важны 

-на взрослых не рассчитывай 

В третьей части девочка боролась с чувством страха. 

Вынесла поведение: управлять тем, что чувствуешь, стратегия-подавление эмоций.

Помимо вопросов о том, как было у вас в семье, можно спросить клиента: «А как бы вы с такой девочкой поступили? Что бы сделали?»

/Что нужно было сделать родителям? Обозначить чувства девочки: «Тебе страшно, тревожно. Бояться можно-это нормально, когда гремит гром, в первый момент часто страшно. Ты в безопасности, гроза не принесёт вред. Смотреть на грозу вместе»./


Долгосрочный прогноз. С чем может прийти взрослая Элла на терапию?

  1. Я не нужна, мне не помогают, я бьюсь со всем в жизни сама.
  2. Я не умею принимать помощь.
  3. Психосоматика. 
  4. Сильный контроль.
  5. Если я чувствую что-то, то это плохо. 
  6. Депрессия.

Когда я провожу такое упражнение, клиенты часто попадают в переживания. Они начинают понимать причины своих состояний. С этой точки я и клиент начинаем разговор о базовых детских потребностях, при неудовлетворении которых возникают психологические проблемы.

Одна женщина плакала и говорила о том, что в её детстве было именно так, она даже помнила эпизод с сильным дождем. 

Некоторые задумываются, но, в любом случае, упражнение «Элла и гроза» работающая интервенция. 

Благодарю ведшую курса по «Схема-терапии» Александру Ялтонскую за предоставленный материал. 



Просмотров: 234
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Однажды одна девочка, у которой не было папы, приехала на море.
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Как мне было страшно пойти к психологу
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Дети, которых не было (Дзеці, якіх не было)
  • Упражнение “Что было, что будет, чем сердце успокоится”
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Когда в детстве не было принято разговаривать о своих проблемах
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Когда психологов не было)
  • Как я сама была у психолога и почему это было ужасно
  • Притупите мои чувства, чтобы меня было удобнее использовать
  • Кто делал работу расстановщика, когда не было расстановок?
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • А поговорить? или Какие вопросы нужно (было) задать друг другу, прежде чем вступать в брак? (введение)
  • Обязательно ли, чтобы было тяжело и плохо клиенту?
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • "Как было бы, если было бы..."
  • Все можно отдать, лишь бы было б счастье…
  • 5 уроков денег, которые нужно было выучить как можно раньше
  • Аноргазмия. Фригидность. Хочу, чтобы удовольствие было. Сильный мужчина и сложности отношений
  • Как выжить после консультации. 01. Сначала было желание пойти в терапию.
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Если у вас в детстве не было велосипеда.....
  • Если у Вас в детстве не было велосипеда...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь