|
«Элла и гроза»-упражнение для «трудных» .Автор статьи: Елена Кислова
Хочу поделиться упражнением, которое используется в схема-терапии в тех случаях, когда обращаются клиенты, которые точно знают, что им мешает жить, но при этом не испытывают чувств по поводу происходящего. Кто-то говорит о том, что в его истории жизни не было какого-то насилия, жестокого или хотя бы жёсткого обращения. Ещё они могут плохо помнить детство или их воспоминания обычны, как у всех. Если вдруг речь и идёт о насилии в семье, то и об этом говорится железобетонным тоном, без чувств. Я упомянула про схема-терапию, но, конечно, упражнение может использоваться и в других подходах, когда необходимо открыть доступ к детским переживаниям. Упражнение на воображение состоит в следующем. Рассказывается история, приведённая ниже; терапевт предлагает закрыть глаза, либо смотреть в одну точку и слушать, параллельно думать о потребностях маленькой девочки; следить за собой: какие чувства и переживания возникали во время прослушивания. «Жила в одной семье жила девочка Элла, которой было 6 лет, у неё были мама, папа и красивый дом. Из окна детской комнаты виднелся старый дуб. Каждый вечер, прежде чем ложиться спать, Элла смотрела в окно на звёзды, разговаривала с дубом, рассказывала ему свои секретики и желала спокойной ночи. Потом прижимала маленького медвежонка, которого обнимала всю ночь, и спокойно спала. Так шла её жизнь. Однажды вечером она попрощалась с дубом и заметила, что как-то особенно сильно он заколыхался листьями, послышался сильный шум; на небе не было звёзд и им Элла не смогла сказать спокойной ночи. Элла поговорила с дубом, а ночью проснулась от грохота. Такого сильного, что она подскочила. Увидела за окном мелькание тени, вспышки; ей показалось что какое-то чудище тянет к ней свои огромные руки. Она дико испугалась и побежала к родителям. -Там чудище, помогите, очень страшно!- закричала Элла. Мама проснулась, отец спал. Мать была недовольна, ведь повод-то пустяковый, это всего лишь гроза. -Все в порядке. Иди спать. Это нестрашно, не опасно, просто явление природы. Элла поняла, что мама не довольна и поплелась в комнату, где было страшно. Но деваться некуда. Она залезла под одеяло, спряталась. Девочка старалась справиться, но иногда было так страшно, что она зажимала рот руками. В какой-то момент она устала и уснула. Утром проснулась, подошла к окну, все было как обычно. Жизнь продолжалась...» После упражнения клиенту предлагается проанализировать историю, разбив на три части рассказ и обсудить каждую часть по чувствам и потребностям. Какие потребности девочки не были удовлетворены? В первой части чувства маленькой Эллы: тревога; не удовлетворена потребность в безопасности и надёжной привязанности. Во второй части (когда девочка прибежала к маме) ей было страшно; она получила послания: -ты должна сама справляться -твои чувства ничего не значат -ты мне мешаешь, твои потребности не важны -на взрослых не рассчитывай В третьей части девочка боролась с чувством страха. Вынесла поведение: управлять тем, что чувствуешь, стратегия-подавление эмоций. Помимо вопросов о том, как было у вас в семье, можно спросить клиента: «А как бы вы с такой девочкой поступили? Что бы сделали?» /Что нужно было сделать родителям? Обозначить чувства девочки: «Тебе страшно, тревожно. Бояться можно-это нормально, когда гремит гром, в первый момент часто страшно. Ты в безопасности, гроза не принесёт вред. Смотреть на грозу вместе»./
Когда я провожу такое упражнение, клиенты часто попадают в переживания. Они начинают понимать причины своих состояний. С этой точки я и клиент начинаем разговор о базовых детских потребностях, при неудовлетворении которых возникают психологические проблемы. Одна женщина плакала и говорила о том, что в её детстве было именно так, она даже помнила эпизод с сильным дождем. Некоторые задумываются, но, в любом случае, упражнение «Элла и гроза» работающая интервенция. Благодарю ведшую курса по «Схема-терапии» Александру Ялтонскую за предоставленный материал. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|