«Тот, кто имеет язык, «имеет» мир» (Ханс Георг Гадамер)

Тот кто имеет язык  имеет мир  Ханс Георг Гадамер

Татьяна Владимировна Черниговская, как-то раз сказала: «…Язык – это мощнейший инструмент, на котором нужно научиться играть…»

Как психолог-практик, работающий с глубокими уровнями сознания, я добавлю к этой фразе следующее: «…на котором важно научиться играть виртуозно…»

И вот почему… Наом Хомский, один из самых цитируемых учёных, великий лингвист, в своей книге «Язык и мышление» исследует связь между этими определениями и глубину этой связи. Его идея состоит в том, что язык по уровню глубины и своей природе является в первую очередь средством мышления и выражения мысли. И только потом язык используется, как средство коммуникации, не являясь для этого идеальным средством, в силу своей многозначности.

Язык очень сложный, живой организм, способный помогать производить внутренние изменения в человеке. Это возможно и достаточно легко происходит, когда языком «играешь виртуозно». Как научиться этой игре?

Представьте, что сейчас у вас в руках какой-либо музыкальный инструмент, на котором вы довольно хорошо играете. В любой момент, когда вы этого хотите, вы можете сыграть на нём классику или джаз, а может быть что-то народное или популярное – любой музыкальный жанр. Как и в музыке, так и в языке существуют жанры или стили: разговорный, художественный, научный, деловой и так далее. Некоторые из людей предпочитают использовать один или два стиля, а некоторые с легкостью переключаются от одного к другому и обратно. Наукой установлен тот факт, что использование конкретного языкового стиля накладывает отпечаток на мышление человека и качество этого мышления, в свою очередь владение многими речевыми стилями или языками позволяет влиять на когнитивные процессы, занимая среди них особое место. С помощью речевых механизмов происходит материализация мыслей в поток звуков и понимания обращенной мысли, а также трансформации чувств, ощущений, эмоций в звук и наоборот, таким образом, речь включена в различные сферы познания (мышление, восприятие, ощущение, память, воображение, обработка информации и т.д.).

Как сказал, английский литературный критик и поэт, Сэмюэл Джонсон: «Язык — одежда мыслей». Иными словами, мышление в любой форме невозможно без языка, так как возникновение и развитие всякой мысли происходит в неразрывной связи с речью. Чем основательней продумана мысль, тем точней она находит выражение в любом виде речи. И наоборот, чем больше совершенствуется и оттачивается словесная форма мысли, тем понятнее и отчетливее становится она сама.

В основе нашего мышления лежат образы, мы мыслим образами, и все конструкции сознания выстроены на образах восприятия. Условно, речь – это система перевода информации в тот формат, который привычен для восприятия на всех уровнях сознания, это своего рода процесс перекодирования одной знаковой системы в другую. Такой процесс перекодировки является творческим, поэтому в нем активно задействуется правое полушарие головного мозга. Как сделать этот творческий процесс максимально продуктивным и эффективным?

Ответом на этот вопрос является процесс развития речи, начиная с раннего детства и не заканчивая вовсе. Существует несколько этапов такого развития, но, в контексте данной темы, затронем один из них – это умение использовать возможности языка. И для этого человек изучает языки, читает много качественной литературы, в том числе и вслух, заучивает стихи, расширяет словарный запас, избавляется от слов-паразитов, работает над артикуляцией, стремится ясно формулировать мысли, считает в уме и так далее.

В процессе такого развития речи в силу пластичности мозга происходит организация новых нейронных ансамблей, которые приобретают специфический и устойчивый характер. Подробные исследования мозговой организации и развития речи были проведены Н.П.Бехтеревой и сотрудниками Института мозга человека РАН ещё в 80-х годах прошлого века.

Нередко звучит вопрос: какой процент мозга задействован в процессе мышления? - По мнению Н.П.Бехтеревой близкий к 100, и чем больше вовлекается мозг в деятельность, тем ярче человек своим мышлением и тем выше его способности в перекодировке информации.

Люди интеллектуальны не потому, что обладают большим объемом знаний, а потому что тренируют свой мозг перекодировать текстовую и звуковую информацию в образы для мышления, через которые в мозге происходят процессы запоминания, сжатия и архивирования полученной информации.

Мышление посредством образов или воображение - один из основных драйверов в развитии человека.

Выше было сказано, что, используя язык, человек перекодирует информацию в обоих направлениях, то есть то, что воспринято по различным каналам, переработано, усвоено и отложено в памяти и то, что выдается посредством звуковых сигналов речи. Имеют ли влияние те речевые формы, которые в этом процессе используются на человека и качество его жизни?

Ральф Уолдо Эммерсон, виднейший американский мыслитель и философ, сказал: «Мы становимся тем, о чем думаем целыми днями» И то, КАК мы мыслим, КАК мы эту мысль формулируем и КАК мы её произносим - во многом определяет то, КАК мы живём.

Как мы живём, если испытываем «смертельную усталость и нет сил…»?

Как мы живём, если «не стоит даже пытаться, все равно ничего не получится…»?

Как мы живём, если «трачу много времени впустую…»?

Как мы живём, если «я не могу себе это позволить…»?

Как мы живём, если «деньги зло и не в них счастье»?

Как мы живём, если «всё упирается в деньги»?

Как мы живём, если «ничего себе!»?

Как мы живём, если «я привык экономить»?

Как мы живём, если «у меня не было выбора…»?

Как мы живём, если «лучше не высовываться»?

Как мы живём, если «нормальные мужчины это редкость и встретить его нереально»?

Как мы живём, если «женщин интересуют только деньги и умных женщин не бывает»?

Как мы живём, если «верить людям нельзя!»?

Как мы живём, если «я в шоке!...жесть!...крыша едет!»?

Как мы живём, если много подобных установок окружает нас и часть их мы, не задумываясь, используем?

В основе каждого сказанного подобного выражения лежит мысленный образ, созданный нашим воображением на основании полученных знаний и опыта. И, как уже было определено, воображение - один из основных драйверов в развитии человека. Тогда в каком направлении осуществляется это самое развитие? Этого ли желает тот, кто использует эти выражения? – Вероятно, ответ будет отрицательный.

Чаще мы даже не задумываемся о том, какие команды мы даем нашему мозгу и сознанию для реализации, так как любой образ всегда стремится стать реальностью, согласно принципу идеодинамики. И то, КАК мы мыслим и КАК говорим - реализуется в том, КАК мы живём – это естественный, доказанный научными экспериментами, процесс.

Так как же сделать ТАК, чтобы…? В этом случае, обычно я привожу ассоциацию «трёх китов, на которых держится Земля».

1. Речь. Слова и выражения, особенно те, которые касаются нас самих, наших желаний, чувств, эмоций, нашего представления о себе. Очень важно подбирать правильные слова, избегая негативного смысла.

2. Мысли. Мысленные прообразы реальности определяют качество жизни. Правильно сформулированные мысли, с соответствующим использованием речи, дают много преимуществ в жизни.

3. Эмоции. Контроль эмоций, ощущений и чувств с целью отделить то, что реально принадлежит именно нам, то есть «наше» от того «чужого», которое может оказывать на нас влияние.

Это совсем не означает, что необходимо отказаться от права иметь негативные мысли, чувства или эмоции. Любая эмоция, чувство или ощущение это сигналы со стороны нашего высшего разума, пропущенные через мысли или тело. Здесь, важно осознавать именно то, как мы видим себя в этом мире, как мы думаем о себе, кем мы себя ощущаем, что хотим и желаем? И, вот в этом наша речь, мысли и эмоции играют решающую роль в той жизни, которую мы живём или хотим прожить.

У кого-то «стакан наполовину полон», у кого-то «наполовину пуст», кто-то наполняет свой стакан, кто-то нет.

Приступая к сотрудничеству со своими клиентами, я всегда обращаю внимание на то, КАК клиент говорит о себе, своих ощущениях, чувствах и эмоциях, своих желаниях. И одним из важных навыков, который приобретается клиентом в ходе совместной работы, является способность использовать речь, мысли и эмоции для качественного изменения себя и своей жизни.



Просмотров: 1037
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как мыслим, так и живём.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Как научиться строить отношения с мужчинами? Как стать уверенной в себе? Что делать если неудачный секс?
  • Дом, в котором мы живём!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Как мы растрачиваем свою энергию на мысли о прошлом и что из-за этого теряем в жизни.
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Проблемы самооценки: почему мы живём плохо и терпим к себе дурное отношение
  • Как запоминать сны, понимать их язык и использовать это для большего самопонимания
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Плохо ли мы сейчас живём?
  • Если звучит критика - как понять дискуссия это или полемика?
  • Если подглянуть в кабинет психотерапевта или Как это работает.
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Как медитировать , если у вас совсем нет на это времени
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Что делать если у мужа пропало желание? Что делать если нет секса? Как стать привлекательной?
  • О том, как научиться радоваться жизни, даже если жизнь не спешит вас радовать приятными сюрпризами.
  • Правила, по которым мы живём
  • Убеждения, с которыми мы живём



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь