Агрессия: разрушение и созидание

Автор статьи: Татьяна Мартыненко

  Я довольно много пишу на тему выражения агрессии в контакте, как о неизбежном, но и развивающем отношения компоненте. Но всякая ли агрессия конструктивна? Конечно, нет. Даже если вам, как говориться, есть что выделить в контакте, это еще значит, что стоит эти отношения разрушать...
  И так. Давайте рассмотрим какие интенции, в итоге, разъедают контакт, а какие, напротив - созидают, пусть даже через неприятные ощущения.

  Известно, что вся психологическая работа, по сути, строится на одной простой вещи - проживание чувств. Чтобы по-настоящему, качественно прожить чувства, желательно их при этом осознавать и называть. "Я плачу, мне так больно!.." "Мне стыдно и страшно среди этих людей". "Мне грустно, что этого больше нет между нами". Обозначать свои переживания это базовый навык, без которого не возможен диалог в принципе. Так вот, я об агрессии...

  Если она возникла в отношениях, ее желательно разместить, и желательно "по-свежим следам", не превращая в токсические формы. И единственный экологичный способ это сделать - это сообщить о своих переживаниях, любым доступным способом. Всё! Так просто, но и так сложно, в то же самое время. Сложно потому, что человек в этот момент становится уязвимым, он открывается, теряет защиту. Кроме того, далеко не все это умеют в принципе, многих никто этому никогда не учил своим примером...


  Гораздо чаще в общении мы сталкиваемся с более изощренными, и от того более разрушительными формами выражения своей злости, накопленного раздражения, зависти, неудовлетворенности и прочих приятных переживаний, которые - увы - в любом контакте могут случаться. Вот наиболее распространенные из таких форм:

  1. Непрямые (двойные послания)Это когда выражение агрессии завуалировано и, якобы, может быть истолковано по-своему. Таким образом, появляется возможность спихнуть на "ты не так понял" и "я пошутила", но это злит вдвойне, ведь тебя по сути облапошивают. В результате подмывается доверие и безопасность в контакте.
  2. Обвинение. Послания, центрированные на местоимении "ты", по своей сути, всегда обвинительны, хотя с виду могут так не выглядеть. Это могут быть и вопросы, и утверждения, и даже пожелания, но если они исходят из ядра "ты не такой" - это обвиняющие послания, или так называемые, упреки.
  3. Переход на личности, или удар по слабым местам. Когда в коммуникацию привлекаются сведения о человеке, которые не имеют прямого отношения к этому конфликту. Например, объединение данной ситуации с какой-то наблюдаемой ранее, там и тогда. Типа "ты так со мной обращаешься, как со своей мамой". Следующий уровень разрушения, для продвинутых - это "несанкционированный психоанализ", когда свою личную уязвленность человек облекает в "диагноз" для своего обидчика. Это особенно больно в близких отношениях, когда человек использует против тебя твои же интимные слабости.
  4. Эффект переноса. Это форма сравнения человека с кем-то, или с каким-то прежним негативным опытом. Обобщения, думаю, в ту же кассу, типа "все мужики..." Это очень обидно. И даже как-то унизительно потом доказывать что "ты не верблюд".
  5. Токсическая помощь, то есть, когда не просят. Это тоже такая разновидность двойного послания, что ты, мол, не способен, не справишься.
  6. Обесценивание. Ну, это уже "тяжелая артиллерия", на поражение. Это может быть откровенная неконструктивная критика типа "ты отстой", но также обесценивание может быть завернуто и в более изощренную форму, даже в виде похвалы. "Я от тебя большего и не жду, я смирилась и горжусь тем, что есть", "А, ну для тебя же это круто, я помню" - знакомые мотивы, правда?

  Как можно заметить, все эти формы нередко переплетаются между собой, но общим для всех будет чувство злости, и даже ярости, которое поднимается в ответ, или неприятное послевкусие в постконтакте (как в душу нагадили).
  Выражение же прямой агрессии, основанной на актуальных переживаниях, когда человек говорит (или дает понять невербально) о своих чувствах, никогда не бывает разрушительно. Иной раз послать на х.. - это как сказать "люблю", как ни парадоксально. Открытая злость сообщает о важности этого человека в вашей жизни, а также о доверии самому контакту, что мол эта лодка выдержит любой шторм.



Просмотров: 418
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда отношения настоящие, а не "деревянные" и "прилизанные"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • О принципе "Cognition First" и печальных спорах среди "психологов"
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь