Парализующие путы застенчивости

В настоящее время застенчивость могут принимать за светскость и утонченность. Раньше о застенчивых детях, юношах, девушках и взрослых бабушки-соседки на лавочках говорили: "Надо же как хорошо воспитан". Однако на практике слово "хорошо" сочетается с понятием "застенчивость" лишь в случае, если это касается кого-то другого.
 
Застенчивость только на первый взгляд кажется такой милой чертой личности. Застенчивость, она же робость, нерешительность, стеснительность, боязливость (но не путать с ее крайней формой - социофобией) влияет на все сферы жизни. Под ее железной, порой покрывающейся краской стыда, маской может прятаться страстная натура, которая не может выбраться за пределы закрытого забрала. И тогда внутри возникает внутренний конфликт, который и определяет направление движения по жизни. Не складываются отношения на работе, в личной жизни, в карьере, в решении бытовых проблем (попробуй провести переговоры с сантехником или "Жилищном", договориться и проконтролировать ремонт в квартире), приходится отказываться от своих заветны целей, желаний, стремлений, снижать уровень притязаний, заменяя высокие цели на более доступные, приземленные и менее энергетически и коммуникативно затратные.
 
Ранее ряд исследователей считали, что застенчивость имеет врожденные корни. Однако сегодня более популярна и обоснована другая точка зрения. Застенчивость, робость, неуверенность в себе возникают вследствие неразвитых навыков общения. Они представляют собой реакцию страха на социальные контакты.
 
Если рассматривать застенчивость с точки зрения индивидуальной психологии Альфреда Адлера, то "неуверенное поведение" базируется на комплексе неполноценности, характерном для всех малышей, однако акцентированном при определенных условиях. Когда ребенок выбирает вместо стратегии сотрудничества с социумом, изоляцию. Происходить это может опять-таки в силу разных причин: вследствие физической неполноценности, врожденных дефектов, частых болезней ребенка, когда он не в состоянии полноценно соперничать со сверстниками, в результате чрезмерной избалованности ребенка или, наоборот, его отверженности в семье, что также препятствует развитию навыка сотрудничества, коммуникации, все это приводит к противопоставлению себя другим, более полноценным и умеющим общаться и, в итоге, в крайней своей форме - к изоляции и социофобии. 
 
Исследования показали, что на застенчивость влияет очередность рождения в семье (девочка, рожденная первой в семье, более застенчива, чем младшие девочки).
 
Среди причин развития застенчивости также рассматриваются факторы, связанные с нарушением обмена нейромедиаторов в головном мозге (дефицит серотонина, дофамина и др.), что подразумевает связь застенчивости со слабой центральной нервной системой. Из физиологической предрасположенности к застенчивости называют темперамент (есть мнение, что застенчивость больше присуща интровертам) и реактивность (при высокой реактивности возможно два варианта защиты организма и психики от перегрузки: поведенческая стратегия избегания и, как следствие - застенчивость, или стратегия противоборства, приводящая к самоуверенности). Однако, все неоднозначно и мы сконцентрируемся на социально-психологических аспектах, объясняющих феномен застенчивости типом воспитания в семье, среди которых:
 
1. Неприятие - может быть явным и скрытым. Явное проявляется, когда ребенок был нежелателен, или планировался мальчик, а родилась девочка и наоборот, когда ребенок не удовлетворяет изначальные ожидания родителей. Неявное неприятие труднее определить: на первый взгляд ребенок желанен, о нем заботятся, однако душевный контакт отсутствует. Причиной может быть нереализованность одного или обоих родителей, тогда ребенок становится препятствием на пути самореализации и карьерного роста (иногда - на пути духовного роста), которое устранить нельзя, а надо терпеть. В результате у ребенка развивается неуверенность в себе, своих силах, он становится либо агрессивным, либо забитым, обидчивым, замкнутым, робким. 
 
2. Гиперопека выражается в чрезмерной родительской заботе. Семья центрируется вокруг ребенка, им восхищаются, его оберегают от окружающего мира, от трудностей и проблем. Ребенок находится под неусыпным родительским надзором в мире полном ограничений и запретов ("для его же блага"). Постепенно развивается нерешительность, неуверенность, безынициативность, неумение защитить себя. В подростковом возрасте все это выплескивается либо в подростковый бунт против родительского контроля и в демонстративное нарушение запретов, либо в неадекватную самооценку, базирующуюся на эгоцентризме, когда, человек противопоставляет себя коллективу, тяжело адаптируется, и/или замыкается и изолируется.  
 
3. Гиперсоциальное воспитание - это стремление родителей воспитать (точнее - запрограммировать) идеального ребенка: исполнительного, дисциплинированного. В этом случае ребенок постояло подавляет свои эмоции и отказывается от желаний. Результатом, как и в предыдущих случаях, может стать, как бурная реакция протеста, агрессии, аутоагрессии, так и робость, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.
 
4. Тревожно-мнительный тип характеризуется тревогой за здоровье и благополучие ребенка. Он формируется с момента появления ребенка на свет и наиболее часто -  в семьях с единственным или с поздним ребёнком, или с болезненным (часты простуды, аллергия, астма и пр.). Ребенок формирует тревожно-мнительное отношение к миру, к окружающим, к трудностям. В таких семьях ребенок часто вырастает нерешительным, несамостоятельным, неуверенным в себе и в окружающих, робким (тревога и неуверенность по каждому поводу), обидчивым.
 
 
5. Эгоцентрический тип воспитания часто возникает в семьях с единственным и/или долгожданным ребенком и выражается в отношении к ребенку как к кумиру семьи и "смыслу жизни" родителей. Ребенку навязывается представление о себе как о сверхценности, в то время, как интересы родителей и окружающих полностью или частично игнорируются или приносятся в жертву.
 
6. Воспитание в условиях повышенной морально ответственности формирует навязчивости, страхи, неврозы, тревогу за благополучие семьи, близких и свое собственное вследствие того, что на ребенка возлагают взрослые заботы и обязанности, лишая его нормального детства, ребенку внушается мысль, что он должен оправдать надежды и ожидания родителей. Детям из таких семей труднее создавать отношения с окружающими.
 
О том, что делать с застенчивостью и неуверенностью в себе, я расскажу в следующих статьях.



Просмотров: 244
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Нестандартный" ребенок. Тихие дети (замкнутость/застенчивость.)
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Застенчивость и робость: как помочь ребенку
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Застенчивость: "Не выходи из комнаты, не совершай ошибку"
  • "Детки в клетке" или детская застенчивость.
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • "Ненавижу свою застенчивость"
  • "Приемный ребенок может стать родным?"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Когда ребенок становится "деспотом"?
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • Как самому себе помочь, когда "накрывает" неуверенность?
  • Застенчивость ребенка и ее преодоление
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Как преодолеть застенчивость и стать более уверенным
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что ребенок может "сям"?
  • Адаптация ребенка к детскому саду: "горячие" вопросы родителей
  • Консультация для родителей "Как избавить ребенка от вредной привычки?"
  • Лайфхак для родителей "Как качественно успокоить ребенка"
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • Старший ребенок после рождения младшего становится "взрослым"...
  • "Ты теперь большой!", или в семье родился младший ребенок



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь