В настоящее время застенчивость могут принимать за светскость и утонченность. Раньше о застенчивых детях, юношах, девушках и взрослых бабушки-соседки на лавочках говорили: "Надо же как хорошо воспитан". Однако на практике слово "хорошо" сочетается с понятием "застенчивость" лишь в случае, если это касается кого-то другого.
Застенчивость только на первый взгляд кажется такой милой чертой личности. Застенчивость, она же робость, нерешительность, стеснительность, боязливость (но не путать с ее крайней формой - социофобией) влияет на все сферы жизни. Под ее железной, порой покрывающейся краской стыда, маской может прятаться страстная натура, которая не может выбраться за пределы закрытого забрала. И тогда внутри возникает внутренний конфликт, который и определяет направление движения по жизни. Не складываются отношения на работе, в личной жизни, в карьере, в решении бытовых проблем (попробуй провести переговоры с сантехником или "Жилищном", договориться и проконтролировать ремонт в квартире), приходится отказываться от своих заветны целей, желаний, стремлений, снижать уровень притязаний, заменяя высокие цели на более доступные, приземленные и менее энергетически и коммуникативно затратные.
Ранее ряд исследователей считали, что застенчивость имеет врожденные корни. Однако сегодня более популярна и обоснована другая точка зрения. Застенчивость, робость, неуверенность в себе возникают вследствие неразвитых навыков общения. Они представляют собой реакцию страха на социальные контакты.
Если рассматривать застенчивость с точки зрения индивидуальной психологии Альфреда Адлера, то "неуверенное поведение" базируется на комплексе неполноценности, характерном для всех малышей, однако акцентированном при определенных условиях. Когда ребенок выбирает вместо стратегии сотрудничества с социумом, изоляцию. Происходить это может опять-таки в силу разных причин: вследствие физической неполноценности, врожденных дефектов, частых болезней ребенка, когда он не в состоянии полноценно соперничать со сверстниками, в результате чрезмерной избалованности ребенка или, наоборот, его отверженности в семье, что также препятствует развитию навыка сотрудничества, коммуникации, все это приводит к противопоставлению себя другим, более полноценным и умеющим общаться и, в итоге, в крайней своей форме - к изоляции и социофобии.
Исследования показали, что на застенчивость влияет очередность рождения в семье (девочка, рожденная первой в семье, более застенчива, чем младшие девочки).
Среди причин развития застенчивости также рассматриваются факторы, связанные с нарушением обмена нейромедиаторов в головном мозге (дефицит серотонина, дофамина и др.), что подразумевает связь застенчивости со слабой центральной нервной системой. Из физиологической предрасположенности к застенчивости называют темперамент (есть мнение, что застенчивость больше присуща интровертам) и реактивность (при высокой реактивности возможно два варианта защиты организма и психики от перегрузки: поведенческая стратегия избегания и, как следствие - застенчивость, или стратегия противоборства, приводящая к самоуверенности). Однако, все неоднозначно и мы сконцентрируемся на социально-психологических аспектах, объясняющих феномен застенчивости типом воспитания в семье, среди которых:
1. Неприятие - может быть явным и скрытым. Явное проявляется, когда ребенок был нежелателен, или планировался мальчик, а родилась девочка и наоборот, когда ребенок не удовлетворяет изначальные ожидания родителей. Неявное неприятие труднее определить: на первый взгляд ребенок желанен, о нем заботятся, однако душевный контакт отсутствует. Причиной может быть нереализованность одного или обоих родителей, тогда ребенок становится препятствием на пути самореализации и карьерного роста (иногда - на пути духовного роста), которое устранить нельзя, а надо терпеть. В результате у ребенка развивается неуверенность в себе, своих силах, он становится либо агрессивным, либо забитым, обидчивым, замкнутым, робким.
2. Гиперопека выражается в чрезмерной родительской заботе. Семья центрируется вокруг ребенка, им восхищаются, его оберегают от окружающего мира, от трудностей и проблем. Ребенок находится под неусыпным родительским надзором в мире полном ограничений и запретов ("для его же блага"). Постепенно развивается нерешительность, неуверенность, безынициативность, неумение защитить себя. В подростковом возрасте все это выплескивается либо в подростковый бунт против родительского контроля и в демонстративное нарушение запретов, либо в неадекватную самооценку, базирующуюся на эгоцентризме, когда, человек противопоставляет себя коллективу, тяжело адаптируется, и/или замыкается и изолируется.
3. Гиперсоциальное воспитание - это стремление родителей воспитать (точнее - запрограммировать) идеального ребенка: исполнительного, дисциплинированного. В этом случае ребенок постояло подавляет свои эмоции и отказывается от желаний. Результатом, как и в предыдущих случаях, может стать, как бурная реакция протеста, агрессии, аутоагрессии, так и робость, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.
4. Тревожно-мнительный тип характеризуется тревогой за здоровье и благополучие ребенка. Он формируется с момента появления ребенка на свет и наиболее часто - в семьях с единственным или с поздним ребёнком, или с болезненным (часты простуды, аллергия, астма и пр.). Ребенок формирует тревожно-мнительное отношение к миру, к окружающим, к трудностям. В таких семьях ребенок часто вырастает нерешительным, несамостоятельным, неуверенным в себе и в окружающих, робким (тревога и неуверенность по каждому поводу), обидчивым.
5. Эгоцентрический тип воспитания часто возникает в семьях с единственным и/или долгожданным ребенком и выражается в отношении к ребенку как к кумиру семьи и "смыслу жизни" родителей. Ребенку навязывается представление о себе как о сверхценности, в то время, как интересы родителей и окружающих полностью или частично игнорируются или приносятся в жертву.
6. Воспитание в условиях повышенной морально ответственности формирует навязчивости, страхи, неврозы, тревогу за благополучие семьи, близких и свое собственное вследствие того, что на ребенка возлагают взрослые заботы и обязанности, лишая его нормального детства, ребенку внушается мысль, что он должен оправдать надежды и ожидания родителей. Детям из таких семей труднее создавать отношения с окружающими.
О том, что делать с застенчивостью и неуверенностью в себе, я расскажу в следующих статьях.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.