Psyche (Социальная Душа, личность, волевой интеллект).

Psyche - Психея, социальная душа, личность, волевой интеллект.
В отличие от неё Anima, природная душа, является эмоциональным интеллектом. Anima "гнездится" в правом полушарии мозга. Psyche - в левом полушарии. Часто употребляют словосочетание "эмоционально-волевая сфера", объединяя две разные сферы в одну общую. Это вполне допустимо, особенно если учитывать синергичное взаимодействие двух полушарий мозга.

Сравните две иерархии: социальной и природной души. Сверху - Psyche. Снизу - Anima. 

Psyche Социальная Душа личность волевой интеллект


Почему волевой интеллект? Ведь обычно философы и психологи различают интеллект и волю, интеллект и личность. И правильно делают. Но надо учитывать, что как природная душа основывается на природном духе, образном интеллекте, так и социальная душа, личность, основывается на социальном духе, речевом (вербальном) интеллекте. Поэтому нрав (добронравие), вершина эмоционального интеллекта, вбирает в себя ум, вершину образного интеллекта. Безумный нрав наблюдается у тех людей, которым нравится безумствовать, буйствовать, бесчинствовать, злочинствовать. И поэтому воля вбирает в себя разум, вершину логического интеллекта. Неразумная воля тупо долбится туда, где проход невозможен, тонет там, где брода нет, а река глубока и стремительна, со множеством водоворотов. Нормальная воля разумна, т.е. разумно целесообразна и гибка. Она преодолевает преграды и препятствия там, где их можно преодолеть, не погибнув и не загубив других людей.

В связи с этим вспомнился анекдот: "Группа евреев-альпинистов обошла неприступную гору."

Волевой интеллект ещё и потому, что в отличие от логического интеллекта, обслуживающего общение и обеспечивающего взаимопонимание при передаче сообщений друг другу, он обслуживает разные уровни межличностной и внутриличностной рефлексии, обеспечивающей взаимопонимание на деловом уровне, т.е. обеспечивающей различные соглашения, договоры, сделки, контракты. Прийти к согласию в каком-либо деле, согласовать личные интересы в один общий интерес, организовать совместную деятельность, распределив между собой ответственность за личные участки совместной деятельности, личные обязанности и права, - это значит заключить дружеский союз. Заключение договоров о дружбе и сотрудничестве издревле скреплялось взаимными обещаниями, которые варьировались по степени торжественности: от простых обещаний до клятв с проклятиями в свой адрес, если клятва будет нарушена.

Соответственно, обязанности, которые доставались каждому участнику совместной деятельности, и которые он хотел взять на себя, проявляя свободу выбора (добровольно), становились личным долгом каждого. Права, которые обеспечивали каждому участнику сделки исполнение его обязанностей, давали возможность требовать от других участников исполнения их обязанностей, преодолевая их случайные (ситуативные) хотения-перехотения-нехотения. Те же самые усилия воли требовались и в отношении себя, своей подверженности случайной изменчивости своих состояний, самочувствия, настроений, желаний и т.п. Таким образом, воля проявляется не только в требовательности к другим, но и в требовательности к себе. Преодолевать инертность и сопротивление со стороны своих внутренних преград и препятствий гораздо труднее, чем преодолевать противодействие со стороны других людей. Хотя волевое преодоление себя, своих внутренних преград и внешних негативных (социально неприемлемых) проявлений, вырастает из волевого преодоления внешних природных и социальных препятствий.

Многие люди, в частности некоторые психологи, негативно относятся к понятию "долг". Иногда даже крайне негативно. Истоки их негативного отношения заключаются в том, что с помощью этого понятия наши начальники, руководители, учителя и воспитатели, и даже родители, чрезмерно манипулировали нами и нашим поведением. В принципе, любое волевое преодоление сопротивления социальной среды есть манипуляция этой средой. Но есть честные манипуляции, и есть нечестные, производимые посредством обмана, введения в заблуждение. Так начальники эпизодически навешивают нам какие-то "левые" обязанности, о которых мы не договаривались. Так и родители иногда навязывают детям обязанность вести себя так, чтобы это было удобно родителям, но что мало сочетается с интересами самих детей. Причём "Ты должен" и "Ты должна" зачастую транслируются детям без всяких объяснений, с аргументацией: "Подрастёшь - поймёшь". И конечно, о заключении мирного договора речь не идёт. Волевая активность родителей в этом случае выливается в принуждение детей следовать их приказам. Поэтому у взрослых, выросших из таких детей, которые постоянно слышали эти непонятные "должен" и "должна", создаётся негативное отношение к самому понятию "долг".

Психологи, сочувствуя внутреннему "Ребёнку" в клиенте, затраханному изнасилованному его внутренним "Родителем", срочно достают из своих запасников изобретённую дедушкой Пёрлзом "молитву гештальтистов" (которая и вовсе не молитва, а так, какая-то аффирмация), и начинают разводить в "Ребёнка" и "Родителя" своих клиентов в разные стороны, пытаясь покончить раз и навсегда с их самоизнасилованием. При этом они в некоторых случаях явно перебарщивают, способствуя другой крайности в противоположности "слияние - разрыв". Клиент настолько устремляется к своей внутренней свободе, что и внешнюю свободу воспринимает без всяких ограничений. А безграничная свобода ("Никто никому ничего не должен!") приводит к свободе без совести, к личному произволу, к самодурству в отношении своих родственников, друзей и сотрудников.

В результате межличностные отношения рвутся, что мешает их участникам заключить новые, более приемлемые для них соглашения. Скажите, как можно даже эпизодически контактировать с человеком, который на полном серьёзе утверждает, что он ничего никому, а тем более вам, не должен и никогда должен не будет? Ну, не должен, так не должен... Иди тогда в **пу. Я тоже ничего тебе не должен. Не должен ни выслушивать тебя, ни соблюдать моральные нормы, не должен делать тебе что-то приятное и полезное, не должен быть вежливым с тобой, даже уважать тебя как личность, уважать твоё достоинство, твои потребности и способности тоже не должен.

На просторах интернета я наткнулся на одного сумасшедшего психолога, который пытался передать своё сумасшествие своим клиентам и последователям. Его идея состоит в том, что человеку надо послать все свои долги к чёрту, в смысле - к другим людям. То есть, освободясь от своего чувства долга, стать тем, кто сам навязывает долги другим - Сверх-человеком. В кого может превратить своих клиентов данный ницшеанский психолог? Ясно, в кого. В законченных эгоистов, в паразитов общества. Их и так много среди наших либероидов, ратующих за свободу, но забывающих про совесть, наживающихся за счёт народа и переводящих свои "честно заработанные" миллионы за границу.

Множество других, явно не сумасшедших, но всё-таки и не очень умных психологов советует заменять везде, где только можно, слово "должен" словом "хочу". При этом они с волей связывают исключительно "Я хочу", мотивацию, пресловутую "силу намерения" - этот культурный интроект, внедрённый нам в подсознание без особого нашего критического отношения (раскусывания и пережёвывания) Карлосом Кастанедой и его сумасшедшим героем Доном Хуаном. По первым книгам можно видеть, что они какое-то время ещё сохраняли в себе остатки разума, но в последних книгах они явно того ... сбрендили. После проникновения книг Кастанеды на наш книжный рынок можно было заметить, как многие мутные внушаемые  личности и даже целые их группы, занявшиеся сталкингом, добровольно слетают с катушек и уходят от реальной жизни в иной, фантастический, мир.

Диалектический подход к долгу означает, что долг - это ни нечто очень негативное, ни нечто очень позитивное. На последнем могут настаивать разные начальники и вожди, родители и учителя, в общем, самодуры и самодураки (те, у кого дурная, неразумная воля). В меру позитивно воспринимаемый долг - это социальная потребность, необходимость что-то хорошее сделать для всех, для общества, для маленького сообщества, пусть оно даже малюсенькое, из двух человек, находящихся между собой в дружеской (и любовной) связи. Мать, например, воспринимает потребность ребёнка в пище как свою личную потребность и говорит: "Ой, я должна сейчас ребёнка покормить!" Никаким "я хочу" не заменить выражение "я должна". Мало ли, что она хочет или не хочет в этот момент?! Ребёнок голоден! Не важно, что мать сама давно не ела и не пила. В первую очередь она занимается кормлением ребёнка, а не самокормлением. Она может потерпеть ради того, чтобы её маленький ребёнок был в комфортном состоянии. Это её материнский долг. И ей исполнить свой долг так же естественно и легко, как и преодолеть различные препятствия на пути удовлетворения своей социальной потребности и природной потребности ребёнка.

Социальная душа является волевым интеллектом ещё и потому, что делая выбор между хорошим и нехорошим (между хорошим и ещё более хорошим, между плохим и ещё более плохим), между правильным и неправильным, между добром и злом, личность решает свои межличностные и внутриличностные проблемы. Для этого нужно некоторое свободомыслие и совесть, чтобы не принять вредного для других, а заодно и себя, решения, и чтобы было из чего выбирать, принимая один вариант решения и отвергая другие. Я надеюсь, что все прекрасно понимают, что совесть - это морально-нравственное самосознание личности, её сознательность, служащая социальным ограничителем личной свободы и способствующая правильному выбору из набора синтезированных свободным воображением и мышлением вариантов плана действий.

 





Всего, что я хотел написать по поводу социальной души, личности, в одну короткую статью не уместить. Иначе она будет слишком длинной и быстро вас утомит. А краткое описание оставит вас в недоумении в отношении некоторых терминов. Например, в отношении того, что есть рефлексия и две её стороны - изучение и выражение. Спешу заметить, что это довольно длинная история, а вам под этими терминами пока можно понимать саморефлексию, самоизучение (самоанализ) и самовыражение (самосинтез). И непонятным ещё может быть различение между моралью и нравственностью, которые обычно считаются синонимами. Следующие статьи будут посвящены разъяснению этих моментов и более подробному описанию данной психосферы, самой психологичной из всех, которые были до сих пор. Самой психологичной потому, что на этом уровне в основном и происходит работа психологов и психотерапевтов с клиентами, а также работа каждого человека над собой, личностное развитие.

Разумеется, что если кто не читал моих предыдущих статей, то вряд ли ему будет понятен сам принцип построения иерархии социальной души. Но этот недостаток можно быстро восполнить. :)


Просмотров: 510
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • тернистый путь от ужасного "должен" к прекрасному "хочу".
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • "Ловушки" любви: «Ты - самый/самая лучший/лучшая, поэтому я должен/должна быть с тобой!»
  • Должны ли мы не говорить "Должен" и "Надо"?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Быть вместе или "Ты мне ничего не должен. Я тебе ничего не должна"
  • Техника "Достижение цели" в стиле арт. ("коллаж желаний+интеллект-карт")
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда "никто никому ничего не должен"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • О "недоженщинах" и "мужчина должен ..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь