Невозможно быть уверенным/уверенной в себе, если внутри только и есть история о том, какой я неуспешный, неуклюжий, лажающий.
Когда-то я участвовала в игре, где одним из заданий было написать тридцать поводов для гордости. Не достижений а-ля нобелевский лауреат, чемпион мира, лидер списка Форбс, а тех поводов, фактов и феноменов моей жизни, которые лично для меня являются важным и ценным. Например, я одна ходила зимой из поселка в горах 20 км до моря и 20 обратно. По пустынной зимней трассе. В кедах. Это дорогое знание о себе. Или. Я ушла с высокооплачиваемой работы, чтобы заниматься тем, что люблю. Или. Может быть, вы были старостой класса или студенческой группы и гордитесь этим. Или капитаном студенческой сборной по футболу. Или умеете печь невообразимо вкусный торт. Или ваше слово целит других. Вот это важно.
Это задание заняло у меня несколько дней, я его вымучивала. Но написала. Этот список есть у меня до сих пор, и я временами пишу новый, актуальный.
Так, по крупицам, я начала собирать новые знания, новую историю о себе, отличную от той, что была, сколько я себя помню.
Помню все «домашки» в терапии, которые этой новой истории помогали и помогают складываться: 1. Ежедневно вечером записывать все, что я сделала, а потом перечитывать и осознавать, что это сделалось не само, это сделала я. Первые дни, когда я выполняла это задание, я никак не могла взять в толк того, о чем читала. Мне казалось, что я слышу как скрипят шестеренки в моей голове, они заржавели и не сдвигаются с места. Я перечитывала раз за разом каждый пункт и никак не могла соединить это с собой, присвоить авторство. Как будто эти дела – отдельно, я - отдельно. Шестеренки сдвинулись со временем и практикой. И тогда я стала очень удивляться – ого! это столько может сделать человек за один день? И внутренние опоры крепли. Я могу! Я молодец!
2. Если или когда у меня получается что-то, что я очень хотела, чтобы получилось – праздновать. Не так. ПРАЗДНОВАТЬ. Разделять с другими победу, просить их порадоваться за меня, поздравлять. С пунктом про «разделять» у меня долгое время не срасталось. Как разделять радость, просить порадоваться, если страшно, что другой мне ответит – фи, а чему тут радоваться, нашла чем гордиться. Тут незаменимым стал опыт отражения моих побед и успехов терапевтом. В какой-то момент этого опыта стало достаточно, чтобы он стал вполне себе «нормальным» и, начал встраиваться внутрь.
3. Работать над «ошибками» (но не так, как вы подумали) «Это не ошибка, это исследование реальности» - постоянно повторяла мне мой терапевт. Я учусь играть на гитаре, например. Первые занятия все, что я делаю – будет сплошной «ошибкой», а по факту – исследованием и освоением этой новой реальности игры на гитаре. Пальцы не попадают на струны, путаются лады, комбинации нот не запоминаются, пальцы сковывает судорога. И только с продолжением практики, с продолжением «ошибания» все изменится.
4. «Лажать» Практика «лажания»,*от слова «лажа» - это еще одно упражнение, которое я выполняла. Суть ее в том, что когда я допустила ошиску, например, в тексте, и заметила ее - не бросаться ее исправлять, а позволить ей там быть, ну, или побыть хотя бы немного. А в это время наблюдать за тем, что внутри. И выдерживать (пробовать выдерживать) происходящее. Или НАМЕРЕННО сделать ошипку и выдерживать. Очень интересная практика и она точно помогает понимать, что небеса на землю не падают, я не превращаюсь в монстра, а остаюсь все той же, что была за секунду до. Вполне себе ничего. Как говорится, достаточно хорошей.
Все это требует практики и времени, чего всем нам и желаю. И новых и новых попыток, как говорит Хорхе Букай:
Я встаю утром. Выхожу из дома. В асфальте открытый люк. Я его не вижу И падаю туда.
На следующий день я выхожу из дома, забываю, что в асфальте – открытый люк, и снова туда падаю.
На третий день я выхожу из дома и пытаюсь вспомнить, что в асфальте – открытый люк. Однако я об этом не вспоминаю и снова падаю.
На четвертый день я выхожу из дома и пытаюсь вспомнить, что в асфальте – открытый люк. Я вспоминаю об этом, однако не замечаю колодца и падаю.
На пятый день Я выхожу из дома. Я помню, что нужно обратить внимание на люк, и иду, уставившись вниз. Вижу люк, однако, несмотря ни на что, снова падаю туда.
На шестой день Я выхожу из дома. Вспоминаю о люке на асфальте. Ищу его взглядом, вижу люк, пытаюсь через него перепрыгнуть, но еще раз падаю.
На седьмой день я выхожу из дома. Вижу люк, разбегаюсь, прыгаю, касаюсь носками ботинок противоположного края, но этого недостаточно, и я срываюсь в эту дыру.
На восьмой день я выхожу из дома. вижу люк, разбегаюсь, прыгаю, перепрыгиваю! Я так горд, что одолел это препятствие, что от радости начинаю прыгать... После чего снова падаю в колодец.
На девятый день я выхожу из дома, вижу люк, разбегаюсь, перепрыгиваю через него и продолжаю свой путь.
На десятый день, а именно – с е г о д н я, я понимаю, что удобнее идти… по противоположному тротуару.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.