|
3 шага для преодоления тревоги (Р. Лихи)Автор статьи: Солодовников Георгий Александрович
Таня пишет курсовую по экономике, а внутри скребут кошки... Сроки поджимают, дома беспорядок, да и вообще, "Оценка положительных и отрицательных сторон конвертируемого рубля" - не то, чему молодая девушка хотела бы посвятить майские праздники. Но увы, родительское "доучись! Деньги плачены!" всё решило. Приходиться писать, писать, ощущая беспокойство от бессмысленности происходящего: "зачем я пошла на эконом?", "могла бы на архитектора...", "теперь точно не успею!". Цепочка мыслей может повести и дальше, в пучину катастрофы, через чащи сомнений и к трясине разочарований.. Отчисление - работа в фаст-фуде - алкоголизм - нищета. Настроение упадёт, забирая остатки сил и студентка действительно получит "неуд". Но как же тогда быть? Что делать?! Тут на помощь Тане и приходит когнитивно-поведенческая психотерапия! "3 ШАГА ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОГИ" Начнём с понятия. Тревога - сознательно беспредметное, беспокойное ожидание опасности. Если тревога беспредметна, то и преодолевать нечего. Следовательно, чтобы понять с чем конкретно бороться, стоит найти конкретный объект, из-за которого возникло негативное чувство. Находим: в данном случае, это переживания студентки о том, что курсовая не будет готова в срок. Как только объект найден, переходим в инструкции: 1 ШАГ. ОТДЕЛИТЕ ПРОДУКТИВНУЮ ТРЕВОГУ ОТ НЕПРОДУКТИВНОЙ. Чем отличается тревога "не сдать курсовую" от тревоги "а что если через неделю меня собьет машина"? С 1-ой можно что-то сделать в ближайшее время (попросить помощи, составить план, выкроить время), а со 2-ой и делать-то нечего. В отличии от тревоги по поводу курсовой, факт ДТП абстрактен и логические не вытекает из "здесь и сейчас". А значит нет смысла переживать. 2 ШАГ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ/ИЗМЕНЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Мы придали общей тревоге предметное воплощение и поняли, что за ситуация перед нами. Формально всё выглядит так: 1. Есть незавершенная курсовая работа (15 стр.) Мы могли бы оставаться формальными и сказать Татьяне: "пиши по 20 страниц в день, за 1,5 дня всё сделаешь". Но речь о живом человеке и тревоге, которая вынуждает нас добавить ещё один пункт: 4. Фактор стресса Здесь объективная логика не поможет. Нужно учитывать субъективный взгляд и его границы. Для этого задаём 4 вопроса: А. КАКОЙ САМЫЙ ХУДШИЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ? - "Не сдать" Б. КАК ВЫ СПРАВИТЕСЬ? - "Общаться с друзьями, уехать в горы"; В. ЧТО САМОЕ ЛУЧШЕЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ? - "Сдать на отлично"; Г. КАКОЙ ВАРИАНТ САМЫЙ РЕАЛИСТИЧНЫЙ? - "Сдать на четыре". Эти вопросы позволяют определить контекст тревожного события с помощью 2-х полюсов, т.е. в перспективе (лучший-худший), проработать его и прийти к объективной переоценке ситуации. 3 ШАГ. НЕУДАЧА - ВОЗМОЖНОСТЬ Мы ВСЕГДА можем совершить ошибку, допустить просчёт и даже провалиться с треском в любом из дел за которые берёмся. И Таня не исключение. Она-таки получила Да-да, это не история с хэппи-эндом. Речь о реальной жизни, а в ней, как известно, бывает и такое. Но не недооценивайте КПТ. Терапевт и в этом случае Вас не оставит. Даже если предыдущий шаг не стал конечным, тревога не ушла, а звездопад из эффективных решений не озарил Ваш внутренний космос, всегда можно сделать конструктивные выводы из неудачи. Приведу пример: Парень занимался тяжёлой атлетикой но, к сожалению, был вынужден прекратить из-за перелома позвоночника. Травматолог отправил бывшего спортсмена на МРТ. Далее, из результатов обследования открывается ещё один диагноз - "межпозвоночная грыжа" (вызванная поднятием тяжестей). / Итог: если бы не перелом, то и о грыже мог бы узнать слишком поздно. Такова и суть 3 шага. Учись смотреть на неудачу в положительной перспективе: А. ОПИШИТЕ СИТУАЦИЮ ПРОВАЛА, НЕУДАЧИ - "Получила неуд"; Б. НАЙДИТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛУЧИВШЕГОСЯ - "Смогла освоить КПТ-техники, решилась на поступление в магистратуру по архитектуре"; В. РАССМОТРИТЕ СИТУАЦИЮ В ПОЗИТИВНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ - "Неудача - это шанс делать то, что привносит счастье и удовлетворение в мою жизнь". Так работает мышление настроенное на продуктивную волну. Можно ломать кости и получать "неуды", сталкиваться с проблемами на работе или в личных отношениях, хамством на дорогах или откровенной несправедливостью властей. Впрочем, не так уж важно с чем. Важнее то, как именно мышление интерпретирует эти факты. Адаптивно или нет? Рационально или иррационально? Надеюсь, что данная статья показала силу "рацио", с помощью которого подобные искажения и когнитивные ошибки могут быть успешно устранены.
Спасибо за внимание! ГЕОРГИЙ СОЛОДОВНИКОВ
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|