|
Сбор анамнеза в работе с детьми. Расширяем возможности!Автор статьи: Кулешова Олеся Анатольевна
Когда-то начинала с проективных методик. В настоящее время существуют различные мнения по поводу их использования в работе с семьей. Например, есть специалисты, которые считают рисунок семьи «заезженным» и не информативным. Возможно, это связано с тем, что начитанные психологической литературы родители оспаривают информацию, полученную в ходе анализа рисунка. Но ценность представляет не только рисунок, а и сам процесс рисования: моменты эмоционального напряжения, мимика, паузы, вздохи, изменение темпа рисования относительно конкретного члена семьи, собственный резонанс психолога и т.д. Я отношусь с уважением к проективным методикам, хотя использую их редко. В ходе консультирования родителей и без тестирования ребенка вскрываются особенности детско-родительских отношений и семейной ситуации в целом, формируются предварительные гипотезы о его месте и роли в семье, которые далее отрабатываются в ходе процессуальной диагностики ребенка, наряду с коррекцией. Но есть метод сбора информации о семье и истории возникновения симптомов у ребенка, который поразил меня своей наглядностью и информативностью: символическая работа с фигурками животных (автор Вальтер Холл, Германия). Это психотерапевтическая работа, как с родителями, так и с ребенком. Но, сейчас о внутриличностной диагностике ребенка: Когда контакт налажен, терапевт предлагает выбрать фигурку для себя. Затем, в ходе терапевтической беседы ребенок добавляет животных, символизирующих «Я, когда боюсь» и «Я, когда злюсь» (в зависимости от симптома одна из них больше проявлена). В диалоге с терапевтом ребенок проигрывает семейную ситуацию, взаимодействуя своими фигурками с фигурками членов семьи, которых он также выбрал. Здесь проявляется внутренняя картина ребенка, то, как он видит семью и свое место в ней, как ощущает себя в этом, как относится к своим «неугодным» частям: « … Мама любит, когда я такой красивый и нарядный пингвин, а мой кричащий львенок ей не нравится! И мне он не нравится, только с ним никак не справиться…» Наблюдающие родители воочию видят, как проявляются внутренние конфликты, дефициты ребенка, сколько боли и неудовлетворенных потребностей за капризами, агрессией или непослушанием в реальной жизни. Особенно эффективной такая работа является с разводящейся семьей, когда родители делят ребенка со всеми вытекающими из этого последствиями. Осторожно, неспешно, не перегружая процесс интервенциями и интерпретациями. Здесь важно не ранить родителей, не навлечь на ребенка их недовольство, в общем – не навредить! Для этого терапевт обязательно поддерживает положительный статус каждого члена семьи, подчеркивает его положительные стороны, опираясь на ресурсы. Много нюансов в организации процесса! Не подходит формат песочницы. Не рекомендуется перегружать коллекцию фигурками с ярко выраженной экспрессией: спокойная фигурка тигра может «играть» и доброго и агрессивного члена семьи, в то время, как рычащего тигра трудно представить добрым. В коллекции Вальтера Холла нет фигурок рыб, динозавров т.п. – характеристики обитания ограничивают возможности их использования в работе. Оптимально - реалистичные фигурки животных и их детенышей. Применяю, отлично работает! Правда, есть один минус - постоянное желание пополнить коллекцию фигурок... Очень уж увлекательный это процесс! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|