Сбор анамнеза в работе с детьми. Расширяем возможности!

Когда-то начинала с проективных методик. В настоящее время существуют различные мнения по поводу их использования в работе с семьей. Например, есть специалисты, которые считают рисунок семьи «заезженным» и не информативным. Возможно, это связано с тем, что начитанные психологической литературы родители оспаривают информацию, полученную в ходе анализа  рисунка. Но ценность представляет не только  рисунок, а и сам  процесс рисования: моменты эмоционального напряжения, мимика, паузы, вздохи, изменение темпа рисования относительно конкретного члена семьи, собственный резонанс психолога и т.д.

Я отношусь  с уважением к проективным методикам, хотя использую их редко. В ходе консультирования родителей и без тестирования ребенка вскрываются особенности детско-родительских отношений и семейной ситуации в целом, формируются предварительные гипотезы о его  месте и роли  в семье, которые далее отрабатываются в  ходе процессуальной диагностики ребенка, наряду с коррекцией.

Но есть метод сбора  информации о семье и истории возникновения симптомов у ребенка, который поразил меня своей наглядностью и информативностью: символическая работа с фигурками животных (автор Вальтер Холл, Германия). Это психотерапевтическая работа,  как с родителями, так и с ребенком. Но, сейчас о внутриличностной  диагностике ребенка:

Когда контакт налажен, терапевт предлагает выбрать  фигурку для себя. Затем, в ходе терапевтической беседы ребенок добавляет животных, символизирующих «Я, когда боюсь» и «Я, когда злюсь» (в зависимости от симптома одна из них больше проявлена). В диалоге с терапевтом  ребенок проигрывает семейную ситуацию, взаимодействуя своими фигурками с фигурками членов семьи, которых он также выбрал. Здесь проявляется внутренняя картина ребенка, то, как он видит семью и свое место в ней, как ощущает себя в этом, как относится к своим «неугодным» частям: « … Мама любит, когда я такой красивый и нарядный пингвин, а мой кричащий львенок ей не нравится! И мне он не нравится, только с ним  никак не справиться…»

Наблюдающие родители воочию видят, как проявляются внутренние конфликты, дефициты ребенка, сколько боли и неудовлетворенных потребностей за капризами, агрессией или непослушанием в реальной жизни. Особенно эффективной такая работа является с разводящейся семьей, когда родители делят ребенка со всеми вытекающими из этого последствиями.

Осторожно, неспешно, не перегружая процесс интервенциями и интерпретациями. Здесь важно не ранить родителей, не навлечь на ребенка их недовольство, в общем – не навредить! Для этого терапевт обязательно поддерживает положительный статус каждого члена семьи, подчеркивает его положительные стороны, опираясь на ресурсы.

Много нюансов в организации процесса! Не подходит формат песочницы. Не рекомендуется перегружать коллекцию фигурками с ярко выраженной экспрессией: спокойная фигурка тигра может «играть» и доброго и агрессивного члена семьи, в то время, как рычащего тигра трудно представить добрым. В коллекции  Вальтера Холла нет фигурок рыб, динозавров т.п. – характеристики обитания ограничивают возможности их использования в работе. Оптимально - реалистичные фигурки животных и их детенышей. 

Применяю, отлично работает! Правда, есть один минус - постоянное желание пополнить коллекцию фигурок... Очень уж увлекательный это процесс!



Просмотров: 296
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Важное событие в жизни семьи - как подготовить ребенка?
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Роли ребенка в семье. Когда «акценты» расставлены неправильно
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Когда и как приучать ребенка спать самостоятельно в своей кроватке?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как и когда наказывать ребенка.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Воспитание ребенка - это процесс или результат?
  • Как и когда учить ребенка читать
  • Родители как светофор для ребенка
  • Как заставить ребенка слушаться, когда он не хочет
  • Почему рождение ребенка стало катастрофой для семьи?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как сохранить семью или когда лучше развестись - фрагмент 2 (жизненные циклы семьи)
  • Роль семьи в жизни ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь